НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Лето»

Кирилл Горячок, 7 июня 2018, 16:09:00 1

Кирилл Горячок — о фантазии о дружбе между Майком Науменко и Виктором Цоем, которая оказалась не правдивым байопиком группы «Кино», а меланхоличным портретом поколения.

Молодой и никому еще не известный музыкант Виктор Цой (Тео Ю) знакомится с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко (Рома Зверь). Тот обращает внимание на талантливого исполнителя и решает помочь ему пробиться на ленинградскую рок-сцену. Замечает Цоя и жена Науменко по имени Наталья (Ирина Старшенбаум), между ними сразу возникает привязанность, постепенно перерастающая в романтику. Хотя Майк в курсе их отношений, он продолжает продвигать музыканта даже ценою собственной карьеры и личной жизни.

События «Лета» вымышлены, об этом твердят как живые их свидетели, так и сами герои фильма. Картина Кирилла Серебренникова чистая фантазия «по мотивам», хотя и реальных фактов здесь тоже немало. Но перед просмотром следует держать в голове, что это не фильм о группе «Кино», а меланхоличный портрет поколения, их несбывшихся надежд и жажды творчества.

В общем, именно о муках творчества «Лето» и рассказывает. Постепенно отношения между состоявшимся и уважаемым музыкантом Науменко и еще «зеленым» Цоем складываются на манер Моцарта и Сальери. Лидер «Зоопарка» знает назубок всю западную музыку, в совершенстве владеет английским и с радостью переводит друзьям тексты Лу Рида и Боба Дилана. Цой же с непонятной Науменко легкостью и дилетантством просто пишет песни, которые нравятся как его продвинутым друзьям, так и старому алкоголику соседу: «жизненно», не то, что у Майка. Постепенно Науменко осознает, что как музыкант ничего не стоит, и что все, чем он и его поколение занималось – лишь копия великих артистов Запада. Сама их жизнь начинает повторять строчки песен BlondieTalking Heads и T-Rex. Но было ли что-то свое?

Ощущение творческой импотенции у Науменко усугубляется развивающимся романом между его женой и молодым гением. Все происходит так быстро и просто, что Майку кажется, будто его новый друг попросту крадет его жизнь. Но в отличие от Сальери он с грустной улыбкой подталкивает своего Моцарта дальше к вершине, предпочтя самому буквально покурить в сторонке.

Поставлено «Лето» нарочито театрально, с брехтианскими песенными вставками, обращениями к зрителю и анимацией. Однако некоторые отстраняющие ходы не всегда выглядят органично. В частности сцены с персонажем Скептиком, разъясняющим, где здесь вымысел и чьи композиции только что были спеты. Он играет своеобразную роль рассказчика, но в целом, создается впечатление, что достойного развития ему так и не придумали, а нужен он только для того, чтобы зритель не усердствовал в обличении сценаристов в неправде на экране.

Что касается ведущих актеров,  Рома Зверь и Тео Ю играют очень сдержанно, и будучи крайне не похожими на своих прототипов, создают вполне убедительные образы. Картина полна разных персонажей исчезающих столь же быстро, как и возникающих, и запоминается, пожалуй, только один Александр Горчилин в роли образцового советского панка-тунеядца.

Как и «Довлатов», фильм Серебренникова - прежде всего, потрет эпохи, но в отличие от картины Алексея Германа-младшего, здесь режиссеру удалось найти живую интонацию, не впадая в социальную критику. Поэтому разочарование, которым проникнуты оба байопика, здесь звучит острее и принципиальнее. От солнечной и хулиганской песни «Лето» Науменко до мрачного «Лета» группы «Кино» фильм проносит эту щемящую ноту тоски, как реквием по упущенным возможностям, залитых в горе алкоголем и песнями Velvet Underground. «Больше надежд нету».






КОММЕНТАРИИ 1
Спасибо за рецензию! Обязательно пойду на данный фильм в кино! Необходимо составить свои впечатления! Надеюсь у Серебренникова всё получилось!

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер