НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Генезис 2.0»

Юлия Кузищина, 11 июля 2018, 15:21:00

В прокат выходит документальный фильм об охотниках за бивнями мамонтов и пытающихся воскресить вымершее животное ученых. Юлия Кузищина рассказывает о ленте, принесшей россиянину Максиму Арбугаеву награду за операторскую работу на фестивале «Сандэнс».

Короткое двухмесячное лето Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане ежегодно привлекает охотников на бивни с материка, хотя температура здесь редко поднимается выше нуля. Группы мужчин из окрестностей проделывают на лодках среди ледяных глыб путь по триста километров, чтобы остаться на весь сезон и все это время копать вечную мерзлоту. Цена на хорошо сохранившиеся бивни мамонта без дефектов может достигать нескольких тысяч долларов — иногда их продажа — единственный путь поддержать свою семью и расплатиться с кредитами. Но вообще-то местный фольклор такое занятие не жалует: по старым сказаниям, мамонт — это существо из подземного мира, и ценная находка сулит беду. Где-то в Южной Корее в это время лаборатория скандального ученого клонирует домашних питомцев для тех людей, которые не могут справиться с утерей любимой собачки. А что, если в такой лаборатории однажды выведут живого мамонта?

Несмотря на то что все события «Генезиса 2.0» происходят в наши дни, фильм соединяет архаичное и высокотехнологичное, а еще — глобальное и личное, открывая порталы между несколькими параллельными измерениями, настолько разными, что с трудом верится, что они могут существовать одновременно. В этом сочетании узнается почерк швейцарского документалиста Кристиана Фрая, который привычно интересуется устройством жизни в сообществах в разных уголках планеты, а похожие мотивы уже использовал в «Космических туристах», где проводил сравнение между коммерческими космическими путешественниками и бедняками, которые бороздят степи в поисках обломков ракет для металолома. «Генезис» тоже использует этот прием, но оказывается не просто миксом из нескольких сюжетных линий о людях из разных социальных слоев с различными целями, организацией, и мотивацией, но и диалогом непохожих авторов: картина стала результатом сотрудничества опытного режиссера Фрая с недавним выпускником ВГИКа, якутским кинематографистом Максимом Арбугаевым.

Свежий взгляд режиссера и оператора Арбугаева приходится как нельзя кстати для работы над фильмом-дискуссией: отправляясь на острова с группой охотников он становится включенным наблюдателем, и, проникаясь симпатией к своим персонажам, переживает их личные истории, тщательно документируя все тягости их повседневной жизни. Тем временем Фрай и его постоянный оператор Петер Индерганд критически исследуют более глобальное измерение «Генезиса»: амбиции ученых-биогенетиков из США, Китая и Южной Кореи, которые в противовес личным историям героев Арбугаева оперируют несоизмеримо более масштабными понятиями — судьбой человечества и мира вообще. Сюжетные линии постоянно перемежаются, не давая возможности забыть о параллельных мирах: вот группа тепло одетых людей стоит по колено в грязи и дружно тащит из болота вездеход (периодически — под якутский эпос), а вот ученые в белых халатах, стоя вокруг микроскопа, делятся тонкостями создания эмбриона будущего клона. На месте выкопанного бивня проводят обряд задабривания духов, а где-то в этот момент всемирно известный биолог Джордж Чёрч рассказывает о программировании генома для создания более совершенных животных, а то и людей. Однако вселенная «Генезиса» не замыкается на простом противопоставлении: Фрай искусно манипулирует тем, что технологичный мир ученых неожиданно наполняется личными амбициями и комплексом бога, ведущими в опасную сторону этических противоречий. В то же самое время практически первобытный мир вмерзших в землю туш мамонтов тоже имеет связь с глобальным миром через директора местного музея, брата одного из охотников. Мелькает кадр, где он не в силах сдержать своего восторга кульминацинно откусывает кусочек мерзлого многотысячелетнего мяса, но эта комичная эмоциональность напрямую связана с его серьезными профессиональными интересами, которые достигают мировое сообщество через полуфантастический проект клонирования мамонта.

«Генезис» насыщен большим количеством деталей и намечает множество второстепенных тем, каждая из которых могла бы стать отдельным уникальным сюжетом. Как работают охотники за бивнями? Как проходит торговля и кто их покупает? Кому интересны туши мамонтов? Как их изучают? Зачем ученым может понадобиться оживлять древних животных? Как это применимо в науке? Куда все это движется? Однозначных комментариев фильм старается не давать, но позиция авторов все же четко прослеживается: невоскресший мамонт только скрепляет повествование, главными героями которого остаются живые люди, и как только они выходят из поля зрения ученых, углубляющихся в передовые теории, фильм погружает зрителя в подземное царство, отдающее недружелюбной могильной мерзлотой.

«Генезис 2.0» постоянно держит в напряжении, но не стремится шокировать зрителя, скорее задавая рациональные вопросы и разыскивая аргументы, и делает все это на оригинальном материале и в доступной и динамичной форме. Редкая для России документальная картина, выходящая в прокат может стать идеальной для зрителей разных возрастов.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер