НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Экстаз»

Kinomania.ru , 10 октября 2018, 09:30:00

Картину знаменитого провокатора, в которой самую важную роль играют танцы, Денис Крюков склонен интерпретировать как цыганское гадание.

Сюжет «Экстаза» в общем-то крайне прост – недаром рабочий сценарий картины умещался на одной странице. Группа танцоров и хореограф со своим малолетним сыном уединяются в заброшенной школе для работы над новым проектом. И вот на последней репетиции – она и занимает почти 100% экранного времени, – совмещенной с празднованием успешного завершения творческого процесса, кто-то незаметно подмешивает что-то в огромный котел с сангрией.

После нескольких танцевальных номеров и длинных сцен с необязательным трындежом с персонажами начинает что-то происходить. Ну а поскольку мы-то знаем, кто режиссер этой картины, то практически сразу с уверенностью можно заявить: так просто не обойдется. Не обойдется без драки, слез, истерики, жженых волос, тотального безумия и нескольких смертей…

Гаспар Ноэ снял «Экстаз» в рекордные сроки: за две недели. За исключением первой танцевальной сцены, которую поставил хореограф, во всех остальных случаях актеры были предоставлены сами себе: и диалоги, и движения – это их импровизация на заданную тему. Впрочем, учитывая то, что половина фильма – это танцы, а половина – психоделические шатания по замкнутому пространству, почему бы и нет.

Зато Ноэ вытаскивает все свои старые формальные наработки (кроме разве что порносцен) и даже кое-какие новые. Тут и работа со временем: эпилогом начинается фильм, а полные заключительные титры идут сразу после него; и бесконечно вращающаяся камера; и всплывающие время от времени титры с многозначительными надписями. Нашлось здесь место и псевдодокументальной съемке, а довольно продолжительный отрезок ленты склеен режиссером при помощи рифм, иногда, честно говоря, слегка удивляющих.

И да, танцы! Как и все остальные формальные приемы Гаспара Ноэ, танцы непосредственно воздействуют на сознание. Особенно рекомендуется тем, кто врубается в vogue-культуру, о которой люди не осведомленные имеют представление исключительно по старинному клипу Мадонны, так и называвшемуся: Vogue.

Однако «Экстаз», видимо, благодаря своей простоте, доказал то, мысли о чем возникали и ранее. Весь неоспоримый талант Гаспара Ноэ, а также признанный статус визионера от кинематографа касаются исключительно его формалистской деятельности. По сути же он – не самого высокого полета птица.

То, как ведет себя режиссер в «Экстазе», более всего напоминает агрессивное цыганское НЛП. Гадалка бесцеремонно вторгается в наш внутренний мир и начинает нажимать на все психологически возбудимые педали. Нам кажется, что она говорит действительно про нашу судьбу, и у нас с ней контакт. Но на самом деле она говорит всем одно и тоже, и нужны ей деньги.

Просто при помощи нехитрых приемов, ввергающих нас в бездну дискомфорта, нам можно внушить все что угодно. И это еще хорошо, что на сей раз этот аргентинец, живущий в Париже, ничего не имел для внушения почти ничего, кроме танцев и тазика сангрии.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер