1957 год. Незадолго до начала гоночного марафона Mille Miglia Энцо Феррари (Адам Драйвер), глава знаменитой автомобильной империи, узнает, что его ожидает финансовый крах. Энцо необходимо, чтобы гонщик Ferrari одержал победу в марафоне, иначе его ждет слияние с другой компанией. Во время подготовки команды начинает рушиться и личная жизнь Феррари. Много лет он жил двойной жизнью, и его вспыльчивая жена Лаура (Пенелопа Крус), тяжело переживающая недавнюю смерть ребенка, не знает о существовании другой женщины, Лины Ларди (Шейлин Вудли), родившей Энцо сына Пьеро. Узнав о второй семье мужа, Лаура, владеющая половиной акций Ferrari, отказывается от сделок с Энцо.
Майкл Манн, режиссер легендарной «Схватки», задумывал снять фильм об Энцо Феррари еще в начале 2000-х, но проект постоянно откладывался. Что-то подсказывает, что «Феррари» действительно стоило выйти чуточку раньше. На это указывает хотя бы то, что сценарист фильма Трой Кеннеди-Мартин (написавший, к слову, «Итальянскую работу» с Майклом Кейном) умер в 2009 (!) году. Несмотря на премьеру на Венецианском кинофестивале и в целом положительные отзывы критиков, байопик провалился в прокате ровно по причине морального устаревания. Не пошло картине на пользу и напрашивающееся сравнение с недавним «Ford против Ferrari», который, конечно, обгоняет Манна по всем параметрам. Однако «Феррари» все-таки кино не о гонках, а о сложном человеке, оказавшимся на грани краха.
Энцо Феррари, в сущности, «свой человек» для фильмографии Манна, в котором есть что-то и от главных героев «Схватки», и от наемного убийцы Винсента из «Соучастника», и даже от Диллинджера из «Джонни Д.». Глава автомобильной компании, конечно, не преступник (если не считать таковым многолетнюю измену жене), но в нем есть та же социопатическая целеустремленность, что свойственна представителям криминальной среды. Феррари полностью посвящает себя своей компании, не считаясь ни с чем, даже с близкими.
В этом, пожалуй, и главный конфликт «Феррари». Энцо, которого на удивление безэмоционально и холодно играет седовласый Адам Драйвер, живет так, будто в следующее мгновение умрет. Поэтому он совершенно лишен сочувствия к кому-либо — к жене, которая переживает психологическую травму в связи со смертью ребенка; к любовнице, которая фактически живет взаперти в его особняке; к их с ней ребенку, который не может понять, Феррари он, или нет; наконец, к гонщикам, погибающим в красных болидах с логотипом Ferrari.
Манну с легкостью удается совмещать в «Феррари» семейную и спортивную драму. И хотя личная жизнь Энцо определенно в сюжете превалирует, гоночная часть не сильно ей уступает. По сравнению с уже упомянутым фильмом «Ford против Ferrari», конечно, бросается в глаза значительно меньший бюджет и размах истории. Однако в кульминационной сцене марафона Mille Miglia при минимальном затрате средств Манн удерживает саспенс на зависть многим режиссерам.
Благодаря насыщенному событиями сюжету и крепким актерским работам, смотреть «Феррари» интересно, и, что немаловажно, даже тем, кого гоночная тема совершенно не трогает. Пожалуй, недостатки «Феррари» начинают по-настоящему ощущаться только на финальных титрах. Здесь не хватает драматической развязки, и главный герой, который весь фильм ходил по лезвию ножа, в сущности, ничего не потерял и никак не изменился. Трагедии, которые случаются вокруг, не заставляют его и пошевелить бровью. Это любопытный режиссерский маневр, и видно, что Манну психологически интересно изучать персонажа-социопата. Но зрителю подключиться к его судьбе едва ли удается, а все симпатии переходят к страстной и ревнивой жене Энцо, прекрасно сыгранной Пенелопой Крус.
«Феррари» очень несовременное кино. В нем чувствуются всполохи таланта режиссера, прекрасно понимающего, что он делает. Но после просмотра возникает грустное убеждение, что карьера Майкла Манна, длинная и ужасно неровная, как и трасса Mille Miglia, подходит к концу.