Мандерлей Manderlay

Рейтинг
-
Оценок:
4
7.4
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Мандерлей /Manderlay/

Обзор

  • Страна: Италия, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания
  • Год: 2005
  • Жанр: драма
  • Продолжительность: 139 минут (2:19)
  • Премьера (РФ): 08.09.2005
  • Бюджет: $14 000 000
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

Второй фильм в «Американской» трилогии Ларса Фон Триера, посвященный на этот раз теме рабства.

Действие ленты происходит после событий, описанных в «Догвилле». Грейс с отцом решают переехать на юг страны и отправляются на поиски нового дома. Судьба заносит их в район плантации Мандерлей. Они обнаруживают, что несмотря на то, что рабство отменили уже более 60 лет назад (на дворе 1933 год), черные до сих пор живут здесь в жесточайших условиях и по-прежнему подвергаются гнету со стороны белых «хозяев»…

Интересные факты о фильме "Мандерлей":

- фильм является участником конкурсной программы КАНН-2005

- Николь Кидман, исполнившая роль Грейс в "Догвилле", отказалась от участия в сиквеле и ее место заняла молодая актриса Брайс Даллас Ховард ("Таинственный Лес")
  • Рецензия Киномании

    Павел Шейнин

    «Добросердечная дочь гангстера» - уже в этом можно видеть мощный символ США, прошедших путь от страны, где когда-то заправляли нью-йоркские банды, до главного ревнителя демократии в мире. Во второй части американской трилогии фон Триер отправляет свою парадоксальную героиню на захолустную плантацию, где по какому-то историческому недосмотру процветает расовое угнетение. Вооруженная добрыми намерениями, Грейс пускается во все тяжкие, чтобы «повторно» отменить рабство, но в результате повторно его изобретает.

    Великолепная Николь Кидман покинула проект (по слухам, временно), и ее место заняла Брайс Даллас Говард. Надо отдать актрисе должное - ее наивное, беззащитное лицо сильно контрастирует с отнюдь не детскими занятиями. Фон Триер по-прежнему изощрен в подборе «незапятнанных» актрис на роли в своих издевательских сценариях, и лицо его новой Грейс заставляет вспомнить потрясающе открытое лицо Эмили Уотсон («Рассекая волны»). Однако в целом освободительница Мандерлея отдыхает в тени пленницы Догвилля.

    С каждым унижением «первой» Грейс, олицетворявшей собой свет в мещанской тьме, зритель все более искренне ненавидел жителей проклятой деревни. Перипетии в жизни «второй» Грейс вызывают гораздо меньше сочувствия: она больше защищена и гораздо меньше находится во власти обстоятельств. Кроме того, в «Догвилле» поражала простота композиции и почти ниоткуда появляющийся конфликт - вот Грейс, вот жители, вот отец. В «Мандерлее» к главной героине, отцу и бывшим рабам добавляются гангстеры, белые члены рабовладельческой семьи, да еще таинственный незнакомец - профессиональный шулер, приезжающий на плантацию извне. Все это перегружает действие и зачастую делает видными сценарные швы. И если в первом фильме трилогии условность декораций обнажала психологичность и вела к катарсису, во втором та же условность, усиленная донельзя, практически убивает иллюзию.

    Вообще, в этом году у Ларса фон Триера абсурдистское настроение: «Дорогая Венди» по его сценарию вначале подкупает искренностью и планомерностью, чтобы потом огорошить фарсовым поворотом сюжета и оставить смутное «анекдотическое» ощущение: где он нас кидает? То же с «Мандерлеем»: я совершил ошибку и с первых кадров натянул синефильскую маску «не мешайте общению с прекрасным», силясь понять какие-то главные идеи. В итоге просидел с каменным лицом даже там, где режиссер явно рассчитывал на смешок, пусть и нервный. Чего стоит хотя бы определение времени всеобщим голосованием (после того, как единственные часы на плантации остановились) - нововведение демократически настроенной Грейс, которое в конце фильма дорого ей обойдется. Так что не слишком верьте фон Триеру и тем более не пытайтесь разглядеть в «Мандерлее» его позицию в отношении расовых противоречий. Как раз об этом он исчерпывающе высказался при получении премии Конрада Вольфа в Дании: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить».

  • Glottis 3D
    фильм - супер! шедевр антисочувствия...надо же так снять фильм, чтоб к концу все персонажи вызывали антипатию, или вовсе отвращение...Триер МОНСТР!

  • Ленок
    Посмотрела я "Мандерлей" в первый же день, как его показали у нас в кинотеатре, потому что невозможно уже было ждать – ещё со времён последнего Каннского фестиваля я грезила этим фильмом, надеясь, что это будет нечто настолько же умопомрачительно гениальное, как и мой любимый "Догвилль". Не сказать чтобы меня постигло разочарование после просмотра, но и не сказать, чтобы это кино меня поразило в самое сердце, как "Догвилль". Эта Брайс Даллас-Хауард ни в коей мере не обладает ни красотой, ни талантом Николь; ей здесь по-моему и играть-то особо не пришлось; даже плачет она как-то неестественно. Вообще-то имя Грейс значит грация, изящество. К Николь это безусловно было применимо на все сто, чего не скажешь про Брайс. Николь полностью поглощала своей игрой, она была очень таинственной, непредсказуемой, в её исполнении была поразительная эмоциональная глубина, которая ощущалась почти на физическом уровне. Из-за этого даже как-то не приходила в голову мысль о том, что она совершает такие странные поступки. Чего не скажешь про Брайс и про "Мандерлей". Здесь Грейс другая не только внешне (у них с Николь вообще ничего общего; не в пользу Брайс, конечно), но и сама суть этой героини изменилась кардинально. Странно как-то: Грейс, которая столько всего перенесла в "Догвилле" и сделавшая вывод, что все жители таких маленьких городков подлые, мелочные и "себе на уме", вдруг приезжает почти в такой же городок Мандерлей и она уже сама доброта. Так что после того, что произошло в "Догвилле" эта её неправдоподобная доброта выглядит по меньшей мере глупо. Грейс в "Мандерлее" выглядит полной дурой, особенно когда начинает сохнуть по этому страшному негру. Деление всех негров на категории, безусловно, аллегорично. Но в данном случае это не выглядит настолько же гениально, как деление персонажей по стереотипам в "Догвилле". Персонажи "Догвилля" намного более яркие индивидуальности, чем в "Мандерлее", да и их взаимоотношения с Грейс намного сложнее и многограннее. Что действительно гениально в "Мандерлее" – так это финал. То, что её папаша-гангстер увидел, как она бьёт негра плёткой и уехал, оставив на прощание цветочек и записку – это действительно круто. Я не ожидала такой развязки, и она меня приятно удивила. Примерно тот же эффект, какой был после самой последней фразы в "Широко закрытых глазах" – это звучит как последняя издёвка автора над своими персонажами, да и над зрителями тоже. Прощальный привет, что называется. Но эффект колоссальнейший (я уже про "Мандерлей"). В общем и целом "Мандерлей" очень хорошее кино. Не понравились мне только грязная постельная сцена с негром и сам образ Грейс (как и Брайс, которая её сыграла, она кстати очень похожа на Джулию Робертс). Хотя даже хорошо, что Николь отказалась тут играть, так как Николь внушала бы уважение одним своим видом и статусом, эта роль по-моему не достойна её таланта. Здесь у Брайс образ некой глупой взбалмошной девчонки, такой образ не вяжется с очень респектабельным видом Николь. Поэтому в "Мандерлее" по-моему всё на своём месте. Я бы не назвала его шедевром. Второй фильм трилогии обычно получается самым незаметным и неудачным. Поэтому остаётся надеяться только на "Вашингтон", куда Грейс и направилась по карте после побега из Мандерлея.

  • alex
    *amp;quot;Мандерлай*amp;quot; не понравится многим почитателям. В предыдущих трёх фильмах в глазах многих фон Триер снискал себе славу диссидента от капитализма (а в последних двух действие вообще происходит в его оплоте и форпосте). Диссидентов *amp;quot;Мандерлэй*amp;quot; разочарует. Есть те, кто ценит его, в первую очередь, за радикализм и экспериментаторство. Этого тоже нет, и об этом было известно заранее. Он даже не манипулирует зрителем, за что его многие не любят, а теперь могут сказать, что он просто *amp;quot;сдулся*amp;quot;, сдался и решил потрафить вкусам широкой публики (это не так). Кроме того, нет трагедии и нет шокирующих сцен и эпизодов (Фон Триер якобы под давлением общественности не включил в окончательный монтаж какую-то жестокую сцену с убийством ослика. Куда общественность смотрела, когда делали *amp;quot;Кровь и кости*amp;quot;?), нет жутких человеческих пороков, как в *amp;quot;Догвилле*amp;quot;. То есть кое что есть, но это не главное. Спрашивается, что есть. Есть парадоксы человеческой природы (вместо пороков), есть сатира и сарказм по их поводу, есть неожиданные повороты сюжета (но не шокирующие, тем более, что после *amp;quot;Догвилля*amp;quot; постоянно ждёшь подвоха и морально к нему готов) и есть виртуозное воплощение. Это фильм для киногурманов. Хотя человек пять из зала ушли (на ММКФ, а зал был под завязку забит). Будем считать, что они не киногурманы. Обсуждая *amp;quot;Мандерлай*amp;quot; со знакомыми, слышал их вывод, что этот фильм развенчивает демократию. Тогда у меня вопрос: если демократия по фон Триеру - фуфло, то получается рабство - это хорошо? Вопрос риторический, потому что глупости и мерзости в этой истории происходят из-за рабской психологии рабов, которых раньше затавляли работать на полях хозяева, а теперь Грейс заставила учить демократические уроки и не даёт им возможности жить своим умом. На самом деле получается по фон Триеру, что рабство и свобода - это единое целое рабствосвобода, диалектичаское единство и борьба противоположностей, одно невозможно без другого и поверяется им. И в зависимости от обстоятельств и натуры человека торжествует то одно, то другое. Это фильм о человеческом консерватизме и желании видеть то, что хочется видеть. В гораздо большей степени это фильм о России (чем об Америке), по крайней мере, каждый из нас, я думаю, без труда может найти массу параллелей с нашей новейшей и не очень историей. Первую половину кажется, что это вообще Платонов наоборот (у того народ стремится из капитализма в коммунизм, у фон Триера в обратном направлении). Символично даже то, что Мандерлэй в течении 70 лет шёл в разрез со свободной Америкой (хотя я уверен, это простое совпадение, и фон Триер не имел ничего такого в виду). Кому это может понравиться. Тому, кто признаёт за художником право высказываться на те темы и так, как ему хочется, если это искреннее высказывание. Другое дело, насколько это интересно ещё и зрителю. Темы в *amp;quot;Мандерлэе*amp;quot; затронуты общечеловеческие, наверное, многим они интересны. Говорят, сам фон Триер не очень доволен фильмом. Я скажу: всем бы таких *amp;quot;неудач*amp;quot;. Феноменальное кино.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии