Дзифт "Zift"

Рейтинг
-
Оценок:
0
7.2
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Дзифт /"Zift"/

Обзор

  • Страна: Болгария
  • Год: 2008
  • Жанр: детектив, драма, криминал
  • Продолжительность: 92 минут (1:32)
  • Бюджет: $1 200 000
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

 
Действие происходит в одну ночь, когда главный герой по кличке Мотылек выпущен из тюрьмы на поруки. Он отсидел пятнадцать лет по ложному обвинению в убийстве в 1944 году, а, выйдя, очутился в новом мире — тоталитарной Болгарии 60-х. Он кое-что ищет и пойдет на все, чтобы найти это кое-что. В свою первую и единственную ночь на свободе он обманывает приставленных к нему полицейских ищеек и отправляется в захватывающую погоню наперегонки со временем прямиком к своему финалу, тщетно пытаясь обмануть судьбу. Его отчаянный бег по дьявольскому тоталитарному городу — Софии 60-х годов с ее мрачными улицами, странными персонажами и напыщенной архитектурой закончится в фургоне могильщиков — там Мотылек найдет то, что искал.
  • Рецензия Киномании

    Дмитрий Молчанов

    Софийского горе-налетчика по кличке Моль (Захари Бахаров) закрыли за убийство, которого он не совершал. В тюрьме этот крепкий молодой человек с воловьими глазами развивался как телесно, так и духовно. Моль стал отличником по физподготовке, прилежно штудировал вольтеровского «Кандида» (что, учитывая место действия, неудивительно) и словарь иностранных слов, сменивший при коммунистах библию – других книг в застенках не водилось. А заодно украсил вместилище души знаковыми татуировками: во всю спину – «Человек – это звучит гордо», подмышкой – восхитительная похабщина. Сев в середине 40-х – еще до того, как Болгария стала 16-й советской республикой, Моль оттрубил 15 лет и вышел на свободу с мечтой о ПМЖ в Южной Америке. Освободиться в полной мере, однако, не удалось: у тюремных ворот бедолага был взят под белы руки и конвоирован в отстроенную с возмутительным архитектурным расточительством женскую баню. Там его встретил перековавшийся в гэбиста соучастник того самого налета, интересующийся местонахождением бриллианта. Моли удалось унести ноги, но на воле он оказался уже в статусе живого мертвеца, успев ненароком напиться яду замедленного действия. Оставшиеся ему несколько часов жизни Моль будет, под аккомпанемент из транслируемых радиоточками советских песен, носиться по скалящейся инфернальными новостройками (в числе которых и мавзолей Димитрова) Софии в поисках противоядия, любимой с нежного возраста женщины (болгарская модель Таня Илиева), злосчастного бриллианта и искупления.

    «Дзифт» – кинодебют театрального режиссера Явора Гырдева, который вошел в новое качество не с растянутым на полтора часа и снятым на пленку театральным этюдом (как это порой случается с его дорвавшимися до целлулоида коллегами), а ворвался в большое кино разудалой цыганочкой с выходом. В наш суровый век, когда не узаконенный, но властвующий жанровый Прокруст отсекает все, что должно показаться лишним зрителю, присаженному на понятный, не вызывающий вопросов продукт, Гырдев снял кино, которому, что называется, мало места. В порядке раздвижения рамок режиссер решил забросить в один котел такие разные ингредиенты, как нуар и соцарт, будто бы недоумевая, отчего же это Восток и Запад, долгое время шедшие, в общем-то, по одной кинематографической дорожке (с небольшими отклонениями), с некоторых пор так круто разошлись. Приготовленное на быстром огне варево оказалось взрывоопасной смесью. Позаимствованная у нуара сюжетная схема (с приветом классической картине 1950-го года «Мертв по прибытии»), как выяснилось, работает в антураже махрового соцарта с удвоенной мощностью, напрочь пресекая романтические всхлипы и по концентрации загробного веселья давая сто очков форы обоим «Адреналинам» вместе взятым.

    При этом четко продуманный план игры воплощен с простительными для дебютанта техническими огрехами и излишествами – где-то дрогнула рука и монтажные ножницы сомкнулись не там, где подсказывает логика, где-то вышел перебор с наездами-отъездами камеры. Но самое занятное, что эта не-идеальность воплощения виртуозного замысла и придает «Дзифту» шарм – эффект, вряд ли рассчитанный предварительно и свойственный только честным, от души сработанным картинам, «неправильности» которых лишь обостряют восприятие, надолго прописывают увиденное в памяти и обеспечивают стойкое послевкусие – в отличие от расхожей киношной жвачки, чем только не ароматизированной, но быстро превращающейся в безвкусную резину. Кстати, словечко «дзифт» в переводе означает не только дерьмо (о нем фильме будет сказано немало) – им также именуют используемый Молью как раз в качестве жвачки гудрон – причудливую на вкус вязкую массу, которая далеко не каждому по зубам.

  • sonik
    Фильм ни о чем, пустышка, смотреть за исключением стилизации под нуар и красивой главной героини (досмотрите хотя бы до ее второго появления в фильме и будете вознаграждены :) ) нечего. Весь фильм ждешь чего, каких то мыслей, чувств.. а в результате как будто сам полтора часа жевал гудрон.. процесс есть, а вкуса нет.

  • Alfaminse
    История, которая не может нравиться. Герои, которые не могут нравиться. Время, которое не может нравиться. Среда, которая не может нравиться. Но фильм получился прекрасным.

    Дзифт (тур. zift от араб.) — 1) гудрон, черная смола 2) "жвачка" 3) дерьмо.

    Среди вышедших накануне в прокат картин "культовых" режиссеров (Антихрист, Разомкнутые объятия, Съемки в Палермо) хочется отдельно выделить болгарскую работу Дзифт. По той простой причине, что она этого внимания достойна, и не как новаторский режиссерский прорыв или концептуально новая вещь, а как кинолента, которую можно без лишних слов поставить в ряд с картинами, которые потом десятилетиями после выхода именуют "произведениями искусства".

    Картине дали премию за лучшую режиссуру в 2008 году на Международном Московском кинофестивале, приз Федерации киноклубов России, даже была номинация на Оскар. Что известно о съемочной группе? Явор Гырдев - болгарский театральный режиссер, ставивший пьесы Шекспира, Дюрренматта, Вырыпаева, из фильмов снял три короткометражки. Сценарий Владислава Тодорова, он же автор рассказа, по которому снимался фильм. Гырдев является основателем художественной группы "Синтез", а Тодоров - "Триумвиратуса", это, видимо, во многом поспособствовало удачному творческому сотрудничеству. Оператор Эмил Христов, успевший поработать в трех десятках картин. В главных ролях Захари Бахаров, до этого встречающийся главным образом в боевиках и триллерах, и Таня Илиева, модель, съемки в Дзифте стали для нее дебютом.

    Вместо того чтобы пересказывать сюжет хочется отметить те моменты, которые делают картину чем-то большим чем очередной проходной "авторский артхаусный" фильм, да и просто немного похвалить, чтобы ее захотелось посмотреть.

    При просмотре оправданно возникают ассоциации с кинодействительностью и Линча, и Джармуша. Но это скорее признаки определенной художественной эстетики нежели заимствование авторского стиля. Черно-белая лента, четко выверенные кадры, колоритные характеры персонажей, мрачные байки, неоднократно выдыхаемые витки табачного дыма, закадровое повествование - все это создает определенной стилистики действительность, которая захватывает своей гармоничной завершенностью.

    Неудивительно, что подобные ленты кажутся искусственными, настолько в них все направлено на воспроизведение художественного "чужого" мира, что черный, злой юмор, как и вся нуаровая атмосфера фильма только усиливают отрыв от реальной жизни, а сама невеселая повествуемая история отнюдь не делает фильм высоконравственным и гуманным. Но, как ни странно, осознание того, что оба автора (и рассказа, и фильма) плевать хотели на нашу с вами действительность, зрительский интерес и ответственность перед аудиторией и выдали свое видение, не вызывает отторжения. Что интересно, кажущийся неправдоподобным и фантасмагоричным, мир в Дзифте абсолютно реален, там нет ни одной ирреальной или иррациональной сцены, однако за счет гиперболизации и общими усилиями создателей (сценарий, операторская, режиссерская работа и т.д.) достигается эффект иной действительности, неприветливой и мистичной. Чего стоит один Ван Вурст, зачитывающий цитаты из "Молота ведьм", с огромным искусственным глазом, который то и дело оказывается в центре кадра и направлен прямо в камеру, смотрит на тебя.

    Собственно, идеи в фильме не новы - обреченность, безысходность, смертность, любовь и предательство -, но вкупе с живым творческим подходом и стилистической выверенностью картина приобретает особый мрачный шарм. И философский подтекст также сыграл немаловажную роль.

    Определенным достоинством фильма является то наплевательское отношение к успеху фильма, которое и позволило самозабвенно создать нечто полностью нацеленное на воплощение художественного замысла, чуждое привычному заискиванию перед зрителем. Никакого соболезнования героям нет, никакой жалости, никакой симпатии. Вы просто принимаете эту историю и запоминаете ее такой, какой вам ее показали.

    Смотреть, конечно, лучше на большом экране.

    Ира Шаповалова

  • ferkel
    Фильм кончно не философский, на возвышенные размышления не подталкивает (наверно жанр немного не тот для тонкой игры на струнках души), но, тем не менее, снят очень хорошо и ярко (если конечно так можно выразиться, учитывая черно-белую цветовую гамму :) ). Скучать уж точно не приходится: есть и где посмеяться, и где попереживать за главного героя, и где красивой девушкой полюбоваться :) Персонажи колоритные, нет ни дного пресного, антураж не заезженный (не так уж и много мы видим облгарских фильмов), действие развивается динамично. В общем, фильм достойный внимания, не пожалеете.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии