Белая лента Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte

Рейтинг
-
Оценок:
3
7.8
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Белая лента /Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte/

Обзор

  • Страна: Италия, Германия, Франция, Австрия
  • Год: 2009
  • Жанр: детектив, драма
  • Продолжительность: 144 минут (2:24)
  • Премьера (РФ): 04.03.2010
  • Прокатчик: Кино Без Границ
  • Премьера (мир): 21.05.2009
  • Рейтинг MPAA: R
  • Бюджет: $836 412 000
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

Действие фильма происходит в немецкой протестантской деревне в 1914 году. От лица рассказчика — молодого школьного учителя, который вспоминает события того года, зрители узнают о серии странных смертей. Под подозрение попадает семья рассказчика, отец которого, пастор, воспитывает своих детей в предельной строгости.
  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    1913-1914-е годы. Протестантская деревушка на севере Германии. Неспешную жизнь местного люда (частные землевладельцы, крестьяне, барон, управляющий, доктор, пастор, молодой учитель) нарушает череда загадочных происшествий: смерти, исчезновения, тщательно подготовленные ловушки. Начатое по горячим следам расследование не даёт ожидаемых результатов. Особо набожные жители начинают видеть в случившемся кару Господню. И только местные дети продолжают свои беззаботные игры, с плохо скрываемым лукавством в глазах поглядывая на попытки взрослых докопаться до истины…

    Как и всегда у Ханеке, сюжетные хитросплетения картины слабо, едва заметно рифмуются с замыслом и сверхидеей режиссера. Седовласый австриец по своей старой излюбленной привычке лишь запускает маховик некоего действа (при этом, что именно происходит в кадре не суть важно), не утруждая себя пояснениями, разъяснениями, авторской аргументацией. Созданный им мир (в этом аспекте в «Белой ленте» Ханеке достигает эверестовских высот) существует по своим собственным законам, он автономен, самостоятелен и, кажется, не нуждается в постоянной опеке со стороны автора-демиурга. Задача режиссера здесь сводится к выявлению незримого напряжения, к проговариванию множества недосказанностей, к пристальному вглядыванию в психическую механику собственных героев, которые пусть и марионетки, но всё же – живые люди, с биографией, чувствами и страхами.

    Медитирующий последние 20 лет на тему разложения и умирания Западной Европы режиссер неожиданно (на первый взгляд) обращается к событиям почти столетней давности, погружая фирменный лаконизм повествования в непривычные для себя рамки черно-белого изображения. Такая смена курса любопытна и неожиданна. Но лишь поначалу. На деле же оказывается, что Ханеке и не собирался сходить с привычных для себя рельс, а зашёл с другой стороны, копнув настолько глубоко, насколько это в принципе возможно.

    Никогда не скрывавший своего пессимизма австриец (а как иначе, когда изучаешь современных homo sapiens'ов) останавливает взгляд не на следствии, а на причинах сегодняшнего положения дел. Как ни странно, точка отсчета очевидного заката Европы – десятые годы ХХ века, когда будущие дедушки и бабушки нынешних интеллектуалов играли (впрочем, играли ли?) в свои безобидные забавные игры. По Ханеке – корень зла, истинная первопричина находились именно в них, а не в нас, их потомках. По Ханеке – весь ХХ век это век бесконечной борьбы, но не государства с государством, не режима с режимом, а человека с человеком. Чаще всего, с самим собой. Печально, но очень похоже на правду.

    Штудировавший в университетские годы Канта Ханеке, похоже, до сих пор не равнодушен к категорическому императиву кенигсбергского затворника. Строго говоря, все фильмы Михаэля – одна бесконечно длинная экранизация трех кантовских постулатов. С единственным нюансом: люди оказались намного хуже, чем о них думал великий немецкий философ. Великий австрийский режиссер о людях, похоже, уже ничего не думает. Он наблюдает. И делает выводы.

  • voltage_clamp
    Первая четверть прошлого века, захолустная деревушка в Германии со своими несложными правилами и рабочим людом. Бытовые проблемы, ежедневная работа - все как всегда. Но однажды привычный ход событий странным образом нарушается. Возвращающийся из города сельский доктор ломает руку, падая с лошади. Несчастный случай является только началом череды странных и зловещих происшествий.

    Ханеке в очередной раз демонстрирует нам свой, никем, собственно, и не оспариваемый, талант создателя кинематографического микромира с грудами психологичных лабиринтов и необъясненных подоплек. По сути, препарация подопытных персонажей в "Ленте" достигает особых масштабов - это уже не одиночки, как в "Пианистке" и в "Играх", не семья, как в "Cкрытом". Это де юро целый народ, а де факто - все человечество.

    Одной из главных мыслей картины является неистребимость человеческой жестокости, проявляющаяся вопреки логике, как данность. Каждая показанная в фильме семья так или иначе страдает от проявляемой окружающими жестокости. Режиссер исследует ее цикличность - в прошлом, в характерах и жизнях пастора и доктора. В настоящем - воплощенную в деревенском социуме путем безосновательного, на первый взгляд, насилия. В будущем - картина заканчивается известием о Мировой войне. В связи с этим символично название - белая лента как знак непорочности и чистоты, как атрибут кастовости, избранности ее носящих. Пройдет совсем немного времени - и похожие ленты наденут на руки последователи Третьего Рейха.

    Черно-белое полотно картины привлекает. Это не модный копполовский монохром из "Тетро", это серо-черная человеческая душа поглядывает на нас с другой стороны экрана, что усугубляет гнетущую атмосферу. Странное впечатление производят деревенские дома, в которых в темное время суток нет привычного нам электричества.

    Пожалуй, основная мысль картины, как и предыдущих работ Ханеке, заключается в нечистоплотности человеческого естества, в заведомо негативном человеческом стержне, являющимся причиной всех бед и катастроф. Открытый финал не предлагает решения проблемы и эта деталь поначалу кажется досадной. Констатировать факты умеет почти любой, а дать решение проблемы подвластно только гению. По мнению Ханеке, его задача - заставить нас думать, работать над собой. В отличие от, скажем, Тарантино, известного своим пристрастием к экранному насилию и предлагающего в "Ублюдках" фарс и альтернативную концовку, материя "Ленты" тоньше, чем голливудский уже-почти-мейнстрим. Проблема выбора, как всегда, остается за зрителем. Приятного просмотра.

    П.С.

    Если понравился этот отзыв, можете потешить себя другими моими отзывами, информация в профиле.

  • Luka
    Кто вернет мне потерянные два часа, которые я потратила на просмотор этого "интеллектуального" кино? Стало просто интересно, за что сейчас вручают Пальмовые ветви...стало понятно, что высшее общество далеко от народа. Попроще надо с нами, без заумных идей....Что хорошо, актерская и операторская работа....но этого мало, чтобы стать любимым фильмом человечества.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии