Прометей Prometheus

Рейтинг
7.8 из 10
Оценок:
92
7.0
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Прометей /Prometheus/

Обзор

  • Страна: США, Великобритания
  • Год: 2012
  • Жанр: фантастика, приключения
  • Продолжительность: 124 минут (2:04)
  • Премьера (РФ): 31.05.2012
  • Прокатчик: 20th Century Fox
  • Премьера (мир): 30.05.2012
  • Рейтинг MPAA: R
  • Бюджет: $130 000 000
  • Сборы (США): $126 477 084
  • Сборы (мир): $276 877 385
  • Сборы (РФ): $21 267 837
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    В конце 21 века корпорация «Уэйланд» посылает к далёкой планете космической корабль «Прометей» с научным экипажем на борту. Учёные Элизабет Шоу (Номи Рапас) и Чарли Холоуэй (Логан Маршалл-Грин) обнаружили интересную закономерность в наскальных рисунках разных эпох. Их объединяет набор идентичных символов, позволяющих предположить, что они являются посланием от инопланетных создателей человечества. Прибыв на место назначения, экспедиция начинает изучение таинственной пещеры, внутри которой находит древние человекоподобные скелеты. Кажется, что цель миссии почти достигнута, однако кто-то из присутствующих на «Прометее» начинает вести двойную игру...

    Возвращение Ридли Скотта в лоно научной фантастики с самого начала выглядело крайне заманчивым и интригующим предприятием, особенно с учётом того, что решение «тряхнуть стариной» было принято в контексте расширения мифологии саги о Чужих. Боевой ветеран не единожды подчёркивал значительную дистанцию, отделяющую «Прометея» от собственной классики 1979 года, но всё это скорее подливало масла в огонь, лишь разжигая и без того завышенные ожидания. Новый фильм Скотта-старшего — автономная история с набором придуманных с нуля опознавательных знаков, и всё же витающее в воздухе слово «приквел» тут вполне уместно. И именно оно, волей-неволей воскрешающее в памяти воспоминания об оригинале 33-летней давности, ставит «Прометею» подножку, подняться и обрести равновесие после которой достаточно сложно.

    Герметичность сюжетного скелета — борт корабля и таинственная пещера с инопланетными артефактами, вот и все локации, — накладывал на авторов серьёзные ограничения, заставляя концентрироваться на деталях и, самое главное, мотивации героев. До какого-то момента Скотту удавалось вполне корректно управляться с имеющимися сценарными ниточками, и более того — обозначить претензию на целый ряд серьёзных вопросов о процессе творения, эволюции, человеческой жизни, истинном месте планеты Земля в бескрайнем пространстве Вселенной. Однако ближе к финалу, когда красиво заданные вопрошания стали обрастать каким-то подобием ответов, стройная речь мудрого Ридли стала напоминать сбивчивую скороговорку-оправдание. Художественная условность (а куда без неё в таком-то жанре) трансформировалась в очевидные нестыковки, а приятная многозначительность в расхожие штампы. Целый рой важных для понимания фильма «зачем?», «для чего?», «почему?» уступил место впечатляющим спецэффектам, ничего, что печально, не предложив взамен.

    Всё это, впрочем, едва ли ставит под сомнения базовый уровень (безусловно, высокий) проделанной работы. Если уяснить ту простую мысль, что режиссёр Ридли Скотт образца 1979-го и образца 2012-го — почти два разных человека (первый — новатор и сторонник авторского подхода к жанру; второй — уставший, но крепкий ремесленник, знающий своё дело не понаслышке), то миссия «Прометея» может быть оправдана в узкоутилитарном смысле. Мол, попросили, не смог отказать. Но стоило ли ввязываться во всю эту историю ради такого финала — большой-большой вопрос...

  • Balrog_
    Так сложилось, что попасть в кинотеатр смог только вчера. На протяжении двух дней я читал отзывы о фильме и пребывал в недоумении, что же, вызывающее столько отрицательных эмоций, сделал Ридли? И вот я наконец оказался в зале IMAXa и приступил к впитыванию материала. Сразу оговорюсь – я шел смотреть не приквел к фильму Чужой, я шел смотреть историю про миссию Прометей. В связи с этим я был очень удивлен странными сравнениями с Чужим и недовольством в отсутствии правильного "сочленения" Прометея и Чужого. Его просто и не должно быть, но об этом чуть позже… Так что же я увидел? А увидел я хороший, стильный и великолепно снятый научно-фантастический фильм. Он конечно не без изъянов, придраться есть к чему, не без этого, но на мой взгляд, это наглядное пособие всем современным нерадивым режиссерам (не сценаристам), как нужно снимать научно-фантастические фильмы. Ничего более качественного и реалистичного за последние лет 10 по этой тематике я не видел! Фильм построен таким образом, что в нем как бы нет главного героя. Ну он (вернее она) как бы есть, но чисто номинально. Все члены миссии – неподготовленные к полетам (за исключением самого экипажа), набранные по профессиональному признаку, в какой то узкой области знаний, которые за деньги отправились в полет и почти все не знают куда и зачем. Сама миссия явно не публичная (она скорее VIP для главного спонсора), что и объясняет подобный скрытный подход к набору "команды". Так же на корабле одновременно три власти и ученые, которые пытаются удовлетворить свои потребности и амбиции. У всех свои мотивации и обязанности. Этим и объясняются антагонизм, кажущиеся нехарактерными поведение и поступки персонажей, а на самом деле это очень похоже на правду. Кто-то скажет не до конца раскрыто. Да, можно было чуть глубже. Поступки "не людей" тоже поддаются анализу и вполне объяснимы. Если привычка при походе в кино оставлять картридж с мозгом дома, не превратилась под действием современного кинематографического ширпотреба в патологию, и если внимательно смотреть и слушать, то почти все выглядит вполне понятным. А то, что осталось непонятным – возможно так и задумывалось. События, которые мы наблюдаем, полностью лишены надуманного "многообразия", когда одну и туже жизненно важную деталь по десять раз теряют и по десять раз находят, вечно, что то ломается или загорается в самый ответственный момент, или кто-то исчезает, пропадает связь из-за сильного ветра и т.п. За это отдельное спасибо! Фильм не нагружен бестолковыми эпизодами и нюансами, излишним экшеном, пафосом, затянутыми диалогами и перипетиями-паразитами, позволяя смотреть на одном дыхании, не заставляя ёрзать в кресле, чертыхаться и ждать когда же закончится очередная сцена-пустышка. Скомканный конец? Я тоже сначала так подумал, возможно, еще бы минут 20 чего-нибудь не помешало... Но! Он не скомканный, он не содержит высосанной из пальца шелухи. Если бы такое случилось, то происходило бы так же стремительно. И если бы Лисбет улетела обратно на землю, то финал был бы пустым и нелепым! Графика в фильме на высшем уровне, детализация близка к максимальной. Прекрасные павильонные съемки, отменные декорации и хорошая работа оператора – без тремора и дерготни, все светло и отчетливо! Очень порадовал сам корабль Прометей. Оригинальные "щенята", трехмерная карта и т.п. Ну и нельзя не отметить великолепную работу Гигера! Инопланетный корабль в лучших его традициях. Нечисть тоже хороша. Так что же, получился идеальный фильм без недостатков? Конечно же нет! Такого не бывает. Лично мне не хватило разнообразия тварей и их активных действий, не хватило научных изысканий (ведь там сплошные ученые) не хватило эпизодов с живыми Жокеями и самое главное не хватило напряжения и загадок. Собственно сценарий, мягко говоря, слабоват и тут незачем лукавить. Я ожидал более плотного, жесткого и обширного действия. Хоть интрига сохранялась на протяжении всего фильма, после просмотра почти все стало понятно и объяснимо. А хотелось бы подольше поломать голову и получить больше информации. Не понравилось несоблюдение размеров Жокеев по отношению к человеку. Исходя из ранее увиденного, они должны быть больше. Не понравилась идея заблудившихся ученых при наличии всех средств навигации и связи, отсутствия карантинной зоны на корабле. Туповат эпизод с попытками убежать от падающего корабля… ну и так по мелочи. Так что же сделал Ридли, и стоило ли это делать? Сделал он НЕ приквел. Это очевидно. Другая планета - это специально подчёркнуто и этим все сказано. Миссии Прометея и Ностромо совершенно разные и пока не связанны. И для связи этих двух историй не хватает как минимум еще одного фильма и по событиям и по датам. Не стоит сравнивать Прометея и Чужого. А если уж сравнивать, то советую пересмотреть Чужого еще раз, дабы избежать перемешивания с ЧужимИ. Чужой ставит куда меньше вопросов и практически не дает ответов. Он более мрачный, предсказуемый и ближе к жанру ужасов, нежели Прометей. Так мог бы Прометей быть лучше, чем получился? Да мог! А мог бы быть хуже? Тоже мог, но это совсем не серьезно. Он такой, какой он есть и хорошо, что он есть! Ведь мы теперь знаем, как мы появились на свет и для чего. Мы знаем, чей это был корабль, чей труп в нем "сидел", как управлять кораблем и куда лететь. Мы знаем, откуда взялся всеми нами любимый ксеноморф и кто повинен в этом. И почему именно корпорация Вейланд отправила за ним Ностромо на LV-426 в 2122 году. Еще осталось много тайн и вопросов и это обнадеживает! Ридли, ничего не перепутав и не нарушив, сделал неплохой задел для новой франшизы, оставив огромное непаханое поле для сценаристов (желательно хороших), режиссеров и конечно же Гигера. Вот вопрос – кто подхватит эстафету? Может Кэмерон, как это уже было? Стоило ли Ридли это делать? - Однозначно ДА.
  • Селин
    Понимаю, насколько непросто в нынешнее время режиссерам, сценаристам ставить фильмы, которые будут интересны зрителю. Причем, зрителю в целом. Чем нас удивить, заставить сопереживать или восхититься? Спецэффектами – сыты. Необычными сюжетными ходами – да при просмотре почти каждого фильма возникает синдром дежа-вю. Что можно изобрести нового?

    Я обожала и обожаю "Чужих" за атмосферу. Другая Вселенная, другие организмы, таинственность, страх. Но и люди. Их характеры, их мотивы… В "Чужих" была история, рассказанная от начала до конца. Текущая так, как надо.

    После просмотра "Прометея", которого я очень ждала, осталось непонятное ощущение: что пленку очень быстро прокрутили. Истории не получилось. Осталось одно раздражение. Не больше и не меньше. Ни один персонаж не прописан. Поведение многих более чем странное. Почему именно этот состав экипажа? Почему одних набирала героиня Шарлиз Терон, а других непонятно кто? Вот вы находитесь на другой планете, которая может быть населена разумными существами, ну ладно там не взяли огнемет, хотя зачем тогда ответственный за безопасность, ну вы бы стали на незнакомой планете отрываться от других? Вы бы стали прикасаться к чужой форме жизни пусть даже из праздного любопытства? И это в начале фильма, про остальное я могу сказать только одно – маразм. Люди пожертвовали своей жизнью. Зачем? Особенно это касается жертвы осознанной.

    Я нахожусь в некотором недоумении: какие в этом фильме поставлены философские вопросы, на которые хотелось бы получить ответы? Единственный – от кого людской род произошел? Ну, он-то задан для затравки, для того, чтобы заинтересовать зрителя. Я могу догадываться, что большинство из нас посмотрело этот фильм из-за этого вопроса и из-за желания погрузиться во Вселенскую атмосферу, ту, которую нес в себе "Чужой". Ни эту беготню, ни выживание, а именно атмосферу старой доброй фантастики…

    Ну ладно бы была заявлена, например, трилогия. Заранее заявлено. И вот такое начало, а затем, во второй серии начался бы неспешный рассказ про членов экипажа, например. Я бы это оценила и ждала бы продолжения. Может быть, так оно и будет. Были же примеры, когда фильм начинался с конца и как было интересно наблюдать за развитием с самого начала…

    Но ведь подобных заявок не было.

    Мы перестали от кинематографа ждать фильмов, которые бы нас заставили думать, размышлять. Мы превратились в потребителей: подавай нам спецэффекты и не пойми что, но развлеките нас по полной. Да, спецэффектов в картине хоть отбавляй, но то, что происходит в картине, меня лично просто повергло в некоторый шок: неужели подобное мы схаваем и действительно в этом будем искать скрытый смысл?

    Меня лично даже развлечь подобное не смогло.

  • Talan
    Один из двух самых ожидаемых фильмов нынешнего киносезона на деле оказался главным, после Финчеровской "Девушки", разочарованием года. И дело даже не в самом фильме, который сам по себе очень даже приличный и хорошо выглядящий гражданин, но, увы, смотрящийся на фоне всем известной тетралогии как гопник в адидасе.

    Стоп, скажите вы. Но ведь это же не сиквел, приквел или другого рода "квел" к знаменитой вселенной "Чужих", а абсолютно новое и оригинальное произведение со своим собственным сеттингом и миром. Вот тут, как мне кажется, и кроется основная ошибка создателей, которая думается приведет к неутешительным (в финансовом плане) результатам. Ведь именно они так яростно кричали про "оригинальную" историю, именно они всеми правдами и неправдами старались откреститься от всем знакомой вселенной, будто бы творениями братьев Штраусов и Пола-не-того-Андерсона её можно как-то испоганить. Ну чтож, они добились своего, ибо градус ожидания нового творения режиссера Ридли Скотта (тоже, время от времени, подливавшего масло в огонь) был не просто высоким, а скажем прямо - ЗАПРЕДЕЛЬНЫМ. Впрочем полностью избавится от связи с собственным творением и одним из главных кинотриумфов Ридли так и не удалось. Тут тебе и Космических Жокей, и таинственная корпорация Вейланд-Ютани с её харизматичным лидером Питером Вейландом (Пирс в своем промо-ролике уделал едва ли не весь актерский состав "Прометея"), так что хочешь не хочешь, а сравнивать эти фильмы можно и нужно. Главных загадок "Прометея" было ровно две: о чем будет сюжет и будут ли в нем фигурировать ксеноморфы? На оба вопроса создатели долго не отвечали, уклончиво намекая про что-то, чего казалось и сами не до конца понимают. Первой ласточкой стал "утекший" полгода назад синопсис картины про людей прилетевших на планету своих создателей, про то как они (люди) пытались у этих создателей украсть секретную технологию, что естественно последних "немного огорчило" и заставило предпринять определенного рода шаги, с прямо противоположными ожиданиям последствиями. Тут вроде бы все встало на свои места и название фильма и по совместительству корабля стало выглядеть не просто красивым словом, как скажем Пандора Кэмерона, а имеющим четкий смысл и прямую аналогии с мифом о мятежном Титане. К сожалению, от первоначальных планов (если они вообще имели место быть) остался небольшой "огрызок", который исключительно благодаря режиссерскому таланту Скотта не хочется отнести к продукции канала ТВ3.

    Первые полчаса-час (до момента песчаной бури) фильм еще держит градус, но после сразу идет по наклонной, собирая словно магнит все возможные штампы и клише. Сцены кажутся не логичными, не продуманными поведение некоторых героев откровенно идиотским и сумбурными. Актерам остается лишь разводить руками и монотонно повторять "я не причем, тут так написано". И тут самое время спросить стоило ли продюсерам доверят историю такого уровня сценаристам "Фантома", "Ковбоев против Пришельцев" и прочей не самой удачной телевизионной требухи? Все что им удалось за отведенные два часа экранного времени это задать пару канонических вопросов и предложить несколько невнятных тезисов. Многозначительные недомолвки ИМЕННО ЗДЕСЬ выглядят как откровенная халтура и отнюдь не вызывают желания додумать пробелы самому. Одним из немногих светлых пятен этой картины безусловно является музыкально сопровождение. Именно работа композитора то и дело вытягивала не самые сильные эпизоды и старалась держать фильм на должном уровне. Актеров из-за указанных выше проблем со сценарием судить или поздравлять довольно трудно. Фассбендер как мне показалось свою "искуственность" показал чересчур утрировано не в пример работе Хенриксена в роли Бишопа. Нуми Рапас, которая в образе Лисбет смотрелась как влитая, здесь выглядит совершено чужой и не до конца понимающей что именно нужно играть. Пирса, который, повторюсь, в промо-ролике что называется "жег напалмом" здесь настолько мало, что честно говоря хочется дать сценаристам по морде. Остальные же играют как под копирку.

    Совершенно непонятным осталось и то зачем создатели пошли на присвоение своему детищу убийственного для сборов рейтинга R. Нельзя сказать что он здесь лишний, но и в жизненную необходимость его наличия (как скажем в "Неудержимых") поверить довольно тяжело. Создать мрачную атмосферу придерживаясь рейтинга PG 13 можно и без натуралистических сцен насилия, что Нолан доказал уже не раз и есть уверенность повторно докажет в июле. В общем, шаг смелый, сильный, но в то же время глупый и недальновидный.

    Пожалуй стоит все же порадоваться за возвращения Ридли в лоно прославившего его жанра, но вот если грядущее возвращение Рика Деккарда будет снято по такому же "сильному и оригинальному сценарию" для Скотта это станет концом его карьеры, чего не смотря на преклонный возраст, крайне не хотелось бы.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии