НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
У каждого, творящего в том или ином жанре, найдутся свои фильмы, выходящие за рамки. Так было с Хичкоком, когда он выпустил в свет забавный мюзикл «Венские вальсы» (а, затем, долгое время стыдился этого). Так было с Дэвидом Линчем и его «Простой историей». Так и получилось с Дэвидом Кронинбергом. Известный по своим криминальным и хорроровским лентам, канадский режиссер, решил экранизировать взаимоотношения двух легендарных психоаналитиков – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Их споры в области психологии и, довольно, неоднозначные отношения (особенно, со стороны Юнга) с русской еврейкой Сабиной Шпильрейн. Сабина больна истерией. Девушка может при простецком недовольствии на слово может изойтись гневом, сопровождающимся заломками рук, высовыванием языка, активными судорогами. Но, на мой взгляд, Кира Найтли слегка переигрывала свою роль (особенно это касалось, когда она забавно оскаливала зубы), но, все же, создала эмоционально неповерхностный персонаж. Что же сделало девушку такой? Карл Юнг со своей консервативной швейцарской педантичностью подходит к изучению психики Сабины. Ниточки идут к детству. Именно в этот период пациентка ощутила насилие отца над ней. В итоге, сии фобии вылились в садомазохизм. Что же касается сексуально-садистских сцен в фильме, то здесь их предостаточно. К тому же, они выглядят очень смешно и наивно. Конечно, их можно было урезать или уменьшить количество. Но вы, сами понимаете, Кроненберг без дольки садизма – как носорог без рога. А вот беседам Юнга и Фрейда экранная затянутость пошла на пользу. Каждый из снов то одного, то другого рассказывается в неспешной манере, чтобы зритель мог лучше вникнуться в содержание. Особенно, на мой взгляд, интересен сон Юнга о грядущей Первой мировой: «…от Северного моря к Альпам движется потоп... он покрывает все деревни... тысячи трупов... затем вода превращается в кровь... кровь Европы». И если «во снах» ученые приходили к чему-то общему, то в области психоанализа, в целом, у них были разногласия. Фрейд считал психоанализ вещью нужной. Но из-за возможности косых взглядов своего окружения, Зигмунд Фрейд боялся дальше развивать столь новый и столь опасный метод. Лишь Юнг мог быть для него спасительным последователем. Вообще-то, я представлял Юнга подвижным и эмоциональным человеком. Однако Майкл Фассбендер решил прагматично подойти к своей роли. Швейцарец в исполнении британца получился в меру спокойным, рассудительным и малоэмоциональным человеком (за исключением действа, где он слезно умоляет Сабину не уходить). Что же касается других героев – Вигго Мортенсена в роли Фрейда и Венсана Касселя в образе сексуально озабоченного врача, – то они могли быть более раскрытыми в своей игре. Касселю помешало малое количество времени. А вот у Вигго герой получился более «по-станиславскому». Вы вспомните сцену, в коей Фрейд падает на пол после конференции. Что смерть? А нет, рано еще Юнгу одевать лавры. Всех фишек выкладывать не буду. Смотрите сами…

Фильм заслуживает самого лучшего внимания, несмотря даже на актерскую работу Киры Найтли, показавшейся мне немного не убедительной (мое субъективное мнение). В целом история банальная, но очень интересны характерные персонажи (кстати, Фрейд самый заурядный из них) и антураж того времени. Забавно, что великий Фрейд не такой уж великий, да и вообще докторам ничто человеческое не чуждо, да и истина не имеет значения, если ради нее отказываешься от удовольствия… Идеи вполне оригинальны и аморальны, этим и цепляют.

Немного отдает "Санта-Барбарой", но Кроненберг знает свое дело и не стал сильно заострять внимание на соплях с мылом, а самоиронично ударил по человеческим слабостям. Именно, таким должен быть фильм про сексопсихотерапевтов с большой буквы.

8 из 10


Официальный слоган фильма : Фрейд против Юнга настраивает на определенные ожидания. А раз уж за дело взялся Кроненберг, известный своим интересом покопаться в изъянах человеческих, то и тем более думалось что на экране увижу жесткую интеллектуальную схватку двух титанов психоанализа с постепенным вскрытием их далеко не чудесной внутренней сущности. Тем более что реальная история их отношения с Сабиной была далеко не милой и красивой.

А на деле Ни Фрейда ни Юнга на экране я не увидела. Перед зрителям вели беседы просто два безликих психоаналитика, внешне напоминающих Фрейда и Юнга. Не было ни развития их взглядов, ни становления их теорий. Точно так же как и не было динамики отношений мужчин. Когда и как была достигнута точка не возврата, приведшая к разрыву личных отношений и послужившая началом образования двух противоборствующих школ психоанализа? Этот мимолетный обмен письмами-это и есть финал их отношений?..

О битве умов пришлось забыть практически сразу. Очень скоро стало понятно что передо мной очередная история из категории шерше ля фам, причем во-многом банальная. Пациентка влюбилась во врача, врачу только того и надо, его вообще тянет к пациенткам, собственно его жена, от которой он начал уставать, ведь тоже его бывшая пациентка. Но для вида он конечно испытает чуток психологических мучений. Больная мечтает о любви, а врач -то понимает что роман грозит крахом его комфортной жизни и решает, что отношения надо прекратить, ну и как водится в душе будет хранить ее образ, периодически находя замену среди ей подобных. Банально не правда ли? История многих и многих фильмов..

А где вся история непростых отношений этих Личностей. Где тот факт, что Шпильрейн стала фактически подопытным кроликом в психологическом противостоянии двух мужчин. Где рассказ о том, как Юнг, которого она любила, открыто обвинял ее в неприличном поведении и всячески старался не признать ее заслуг как доктора психиатрии, а когда она ждала ребенка фактически шантажировал ее пугая опасным будущим для малыша. Или ее отношения с Фрейдом. Где же описание того, что он поддерживал Юнга в обвинениях против Сабины. И одобряя ее как специалиста, использовал ее историю при написании своей научной работы.

Все потенциально интересное и провокационное осталось за кадром. Зрителю предлагается лишь посмотреть на Киру Найтли, которая в первой части фильма не в состоянии совладать с конвульсиями лицевых мышц, а во второй части жует розовые сопли и слезы. И на двух мужчин (Мортенсена и Фассбенедера), обремененных множеством комплексов на сексуальной, профессиональной и национальной почве. Их отношения то и в треугольник психологический не сложились. Скучно..


Хоть фильм и рассказывает историю отцов-основателей психологических и невротических исследований, да методов, коими они лечили тот или иной недуг. Хоть и присутствует здесь и актерская игра, и весьма сильные актеры. Хоть и есть тут, кроме психоанализа и исторические моменты, и пикантные сцены, и ответы на некоторые вопросы. Но все же не меньше фильм задает тех же вопросов, да на отвечает на них на прямую, да не раскрывается по полной. Нет в нем сильной стороны - только созерцание, да сухой психоанализ, да познавательная, но не занимательная история великих людей в их повседневной жизни. Так что не могу не сказать, что фильм нудноват, да пустоват.

6 из 10


Хороший актерский состав, игра Майкла Фассбендера порадовала особенно. Фильм полон переживаний, сдерживаемых и несдерживаемых чувств и эмоций разварачивающихся среди великих психоаналитиков того века. Приятны соответствующая тому времени атмосфера, костюмы, убранство. Интересная, но немного затянутая история.

6 из 10.


Рецензия к х/ф "Опасный метод" (историческая драма, 1 час 40 мин.)

Сюжет: 1904 год. Швейцария. Цюрих. В клинику для душевнобольных привозят новую пациентку Сабину Шпильрейн – молодая, незамужняя девушка, страдает тяжелыми невротическими расстройствами. Лечением Сабины занимается Карл Юнг – талантливый, многоопытный доктор-психолог. Юнг в случае с Шпильрейн решил применить новейший метод лечения, разработанный самим Зигмундом Фрейдом – метод психоанализа. Суть метода это не лечение таблетками, травами, процедурами либо же трепанацией черепа с прокалыванием тканей мозга металлическими иглами или прочим хирургическим инструментарием. Суть метода в детальном разборе психического расстройства, установление причин болезни, времени ее зарождения, установление факторов влияющих на прогрессирование болезни и прочее, прочее, и уже после сугубо индивидуальное лечение основанное, преимущественно, на беседах, внушении, покое и создании в конченом итоге у больного нового мировосприятия. По мере лечения, однако, выяснилось, что у болезни Сабины Шпильрейн имеется явный сексуальный подтекст – физические и моральные издевательства над девушкой со стороны ее отца привели к тяжелым нарушениям психики, отзывающиеся в организме сильными приступами сексуального, парализующего удовольствия, агонией эрогенных зон и даже чуть ли не оргазмом…

Доктора наук Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, психиатрическая клиника, мудреный психоанализ, неадекватные, неуправляемые пациенты, Дания, Швейцария, пасмурная погода и такой заумный тон словно на лекции в какой-нибудь элитной медицинской академии. Все это, естественно, рождает предубеждение о непривлекательности "Опасного метода", все изложенное создает психологическое препятствие, стену, если хотите, уже задолго до начала просмотра, укрепляясь во мнении все сильнее по мере развития событий по сюжету. Представляет ли интерес такое - героиня Киры Найтли - та самая Сабина Шпильрейн - сидит на стуле, сгорбленная, скрюченная, словно старуха, очень бледная на лицо с безумным взглядом и при этом не может ничего толком сказать, так как ее челюсти нещадно сводит то ли судорога, то ли невроз, а Карл Юнг в это время с невозмутимым видом смотрит на девушку, задает вопросы и делает какие-то пометки в блокноте. В общем абсолютно непривлекательное зрелище, которое могло быть скрашено скажем срыванием с себя одежды и обнаженкой, однако ничего подобного нет. Думается первично, что кино снято не для широкого зрителя, а для слушателей тех самых мед. академий. Однако, по мере развития сюжета все чудесным образом меняется и взору предстает не заумная курсовая работа по психоанализу, а филигранно исполненная драма по мотивам пяти ключевых слов "болезнь-страсть-любовь-наука-открытие". Итак о фильме по порядку. Разговоры между Карлом Юнгом и Зигмундом Фрейдом рождают одну весьма шокирующую закономерность – у большинства психических расстройств имеется сексуальный подтекст. То есть нехватка плотской любви, сдерживание и моногамия, все это по мнению Фрейда пагубно влияет на психику человека, вгоняя его все больше и больше в холодные, зыбучие пески болезни. Юнг придерживается другой точки зрения – моногамия по его мнению, верность одной женщине, одному человеку, это по его мнению то дерево или точнее ветвь, ухватившись за которую можно не погрязнуть и не утонуть будь-то вода или зыбучие пески. К середине просмотра кино превращается в один большой сеанс психоанализа, но уже не для героев картины, а для зрителя. Что Вы предпочтете? Жить с одной женщиной всю жизнь (с одним мужчиной, если вопрос стоит перед женщиной)? Пусть даже любовь давно потеряла и вкус, и цвет, и запах, а стала лишь привычкой. Либо же предпочтете всякий раз идти за увлечениями, и вспыхивать все новыми страстями к новым половым партнерам, пускай хоть даже это будет грехом, изменой, пороком, однако же во всю мощь горячих, сексуальных, человеческих чувств. Весьма интересная дилемма (моно или полигамия?), которая и поныне длит человечество на две убежденные группы. Другое дело, что кино пытается дать ответ на вопрос самостоятельно. Ведь имеется сюжетная интрига – психически нездоровая Сабина Шпильрейн, имеются инструменты – пресловутый психоанализ, имеется и объект воздействия – психика Сабины Шпильрейн. Однако, вот незадача! Все исследования Юнга в новой науке психоанализа затормозились из-за его консервативных, целомудренных взглядов на жизнь и стойкой, несокрушимой приверженности к моногамии (тем более жена-красавица из состоятельной семьи, тем более есть две очаровательные дочурки, тем более, что все вроде как счастливы, и семейная жизнь это своеобразный рай, недосягаемый для многих, хотя и уже и чувства не те (практически их нет), и жена уже, не как любовница, а лучший друг, но это мелочи). Вот незадача! Что делать? Как известно наука требует жертв! Для того, чтобы рассказать мировому научному сообществу о достижениях новейшего психоанализа надобно пробраться в его дальние уголки да темные места, пускай хоть это и болезненно, пускай хоть это и сопряжено с опасностью в т.ч. опасностью утраты научного авторитета. И Юнг долго и мучительно размышляя, решается на то чтобы начать лечить Сабину Шпильрейн не только беседами и прогулками, но и кое-чем посерьезней, тем более девушка вполне им заинтересована, пытается строить глазки, задает недвусмысленные вопросы, а однажды Сабина не сдержалась и поцеловала Юнга прямо в губы… Все эксперименты обернутся для Юнга, во-первых, новым половым опытом, сплетнями и слухами, анонимными письмами, осуждением со стороны научного сообщества и даже того самого Зигмунда Фрейда, обернутся сценами ревности, порезом на лице, сменой местожительства, и в конечном итоге самому Юнгу понадобится помощь психоаналитика, хотя и он, публикуя все новые и новые возможности психоанализа вознесется на вершину мирового Олимпа науки, затмив собой славу своего великого учителя и названного отца Зигмунда Фрейда. Весь мир в восхищении от работ Карла Юнга, однако последнему все это уже неинтересно, жизнь утратила всякую привлекательность, супруга смотрит косо, голова болит, тело стареет, народ все шепчется (одна из новых пациенток вновь заподозрена в сексуальной связи с Юнгом). В общем стоило ли так усердно работать, изменять жене, перегружать психику, разрывать отношения с Фрейдом, уезжать на край света ? Вопрос остается открытым, однако один факт остается неоспоримым – та девушка все-таки вылечилась…

7 из 10

Примечание: последние рецензии на "Киномании" к фильмам "Шерлок Холмс: игра теней", "Миссия невыполнима: протокол Фантом", "Высоцкий. Спасибо, что живой", "Поля", "Война богов: бессмертные", "Красный штат", "Время ведьм", "Инопланетное вторжение: битва за Лос-Анджелес", "Королевская речь", "Боец", "Черный лебедь", "Железная хватка", "Начало", "Социальная сеть", "Робин Гуд", "Призрак", "Остров проклятых", "Аватар", "Темный рыцарь" и др.


Будучи 10 лет назад большим поклонником теории сексуальности (то ли в силу возраста, то ли в силу склонности её автора к эпатажу), с удовольствием посмотрел данную ленту. Неспешно, но неумолимо развивается из дружбы противостояние двух великих психологов 20-го века. Отдельный плюс - актерская игра Киры Найтли приятно удивила)

П.С. Вигго Мортенсен (благодаря Кронненбергу?) всё дальше и дальше уходит от образа Арагорна. Не может не радовать.



ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер