НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Не поленился прочитать десятки отзывов и рецензий на фильм "Елена". Много интересных и умных наблюдений и замечаний. Но некоторые авторы, называя фильм "плохим", на самом деле неявно относят оценку не к качеству фильма как такового, а к отраженным в нем событиям – типичная неувязочка, требующая разъяснения. Мы нередко слышим: "плохая книга", "плохое кино", а прочитав эту книгу и посмотрев это кино, приходим к выводу, что такие эмоциональные и в большинстве своем поверхностные суждения относятся к описанным и показанным "мерзостям жизни", а подвергаемые разбору и критике произведения искусства как таковые сделаны профессионально и на высоком уровне.

Авторы большинства рецензий концентрируют внимание на социальном конфликте между так называемой "элитой" и так называемым "быдлом", на расслоении нашего насквозь прогнившего общества и т. д . и т. п. Все это правильно, все это верно. Но мне такой взгляд кажется не слишком пристальным и глубоким. Простите меня великодушно, но это все частности. "Семечки на эскалаторе", как говорит один мой приятель, работающий на станции "Октябрьская" Московского метрополитена.

Как-то один дотошный журналист пристал к адвокату Генриху Падве с вопросом: "Есть ли смысл жизни?". Вопрос был риторическим, если не сказать, глупым, ибо человек в таком возрасте, тем более прожженный "журналюга", должен был давно знать ответ . К чести адвоката тот не стал упражняться в политесе и столь модной нынче этой мерзкой "политкорректности" , а, вздохнув, без обиняков ответил интервьюеру, что жизнь по определению бессмысленна.

Я уважаю тех, кто так думает.

Вот и давайте исходить при оценке фильма "Елена" из этого постулата.

В одной книге по космологии написано, что ученая братия веками ломала голову в попытке ответить на фундаментальный вопрос: "Для чего существует Вселенная?". И с тем же горестным вздохом, какой издал Генрих Падва перед ответом легковесному журналисту, вынуждена была признаться, что "по-видимому, Вселенная существует только для того, чтобы увековечивать самое себя". Во вселенской иерархии жизнь, в том числе и жизнь разумная, не может стоять выше самой Вселенной. На своем уровне жизнь вообще и разумная жизнь бессмысленны и существуют лишь для того, чтобы воспроизводить, увековечивать самое себя. Можно морализировать в отношении "героев" кинокартины Андрея Звягинцева на бытовом уровне, но применять категорию морали к оценке жизни как таковой, как к вселенскому феномену, а значит, "читать мораль" самой жизни и Вселенной – занятие пустое, непродуктивное, полностью бессмысленное. Да и на бытовом уровне…

Вот философ Василий Розанов однажды написал: "Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали". В устах Елены это могло бы прозвучать примерно так: "Я еще не такая падла, чтобы думать о морали". И могла бы присовокупить : "Падвой буду!".

Не считаю себя умнее авторов прочитанных рецензий и умнее Андрея Звягинцева, но кажется, он и сам не осознает, какой горизонт открыл – не в смысле "сделал открытие", а, что называется, открыл глаза благодарным зрителям на пугающую пустоту этой тупо увековечивающей себя бессмысленной жизни, тем не менее заставляющей и настоящих людей, и так называемые "элиту", и "быдло" изо всех сил цепляться за нее. Я, как и Михаил Веллер, ненавижу "политкорректность", поэтому хочу напомнить, что животного в нас, хомо сапиенсах, где-то девяносто девять процентов, и лишь один процент (очень легкий флер "социальности", не правда ли?) – "человеческого". И не надо при этих словах впадать в гнев и рыдать, как возрыдал однажды святой Алоисий, когда в его присутствии кто-то громко выпустил желудочно-кишечные газы. Это мир придуман не нами, и зачастую мы не хотим осознать и признать, что как бы мы ни хорохорились, ни прихорашивались, ни лгали себе и ни лицемерили, существуем мы по его неписаным законам.

Теперь спущусь с небес на грешную землю и позволю себе тоже несколько слов о "частностях".

Я об этом младенце на кровати покойного мужа Елены – понимающим и посмотревшим фильм, я полагаю, достаточно? Понятно, что хотели сказать создатели этого отличного фильма, но у меня на эту сцену парадоксальный взгляд. Если кто-нибудь смотрел замечательный польский фильм "Пепел и алмаз", то должен помнить трагический финал этой культовой кинокартины. Раненый Мацек в исполнении Збигнева Цыбульского в корчах и муках умирает на мусорной свалке – его поза почти в точности повторяет позу младенца перед пробуждением. Мы можем прокрутить финал фильма "Пепел и алмаз" немного назад – и увидим сходство движений трагически погибающего Мацека с неуверенными телодвижениями младенца после пробуждения. А если открутить назад сцену с младенцем, то увидим сходство его телодвижений с последним шагами умирающего Мацека.

И это все.

Как говорится, извините за внимание.

Обидеть никого не хотел – падлой буду.


braZZer

По-моему наиболее точное слово, описывающие идею фильма - расслоение. Пусть грустное и даже страшное, но расслоение. Закономерное расслоение. Расслоение и общества, и людей внутри себя. Елена - женщина, расслоенная на любовь и к мужу, и к сыну. Фильм "Елена" - это диагноз. Диагноз сегодняшнему обществу. Звягинцев как всегда спокойно и без суеты показывает нам самих себя, и предлагает нам признать - что это кино про нас. Не только про Россию, а про определенные плоды всего постсоветского общества. Вот эти плоды созрели и перезрели. Постсоветские дети выросли, последние советские родители стареют. И все это показано незамысловато, просто, без претензий. И подтемы избитые вроде - деньги, квартирный вопрос, откос от армии, промышленные районы, слепая любовь к детям... Но как же невероятно и круто!


Елена

Мне кажется, анатомируется не столько аморальность нашего общества, сколько разнообразие форм проявления человеческих качеств. Разные формы цинизма, паразитизма, любви, жертвенности. В ком больше цинизма, равнодушия и зла в Катерине или Елене? Говорить цинично – это характерная особенность таких людей, как Катя, а говорить благопристойно, но совершать циничные поступки – это отличительная черта таких, как Елена. Елена бездушная, циничная, лживая и жестокая, но кроткая, скромная и работящая (на вид). Такие люди, как Елена приносят себя в жертву одним и равнодушно делают своими жертвами других. Будучи матерями с выраженным чувством материнства, они отчаянно любят своих детей, самоотверженно заботятся о них, и во благо своим детям, без всякого сожаления и угрызения совести лишают чужих детей родительской любви и заботы. Можно провести аналогию поведения Елены с поведением некоторых животных. Нет, она не лосось, которая погибая, оставляет свое тело на пропитание потомству. По поведению она напоминает осу-охотника. Эти насекомые парализуют жертву и на ее тело откладывают свои яйца. Вылупившиеся личинки могут поедать еще живую, но обездвиженную жертву. В данной ситуации жертва оказала сопротивление, ее пришлось умертвить, потому что личинки хотят кушать и жить. Таких людей, как Елена, легионы в обществах любого уровня развития. У них свои правда и устои, и в собственных глазах они всегда правы, порядочны и главное оправданы. Такие, как Елена имеют, как они полагают, полное право читать мораль таким, как Катерина, осуждать и презирать за бесплодие и потому бесцельное существование. Их можно встретить в церквях, хотя они ходят туда крайне редко, и только для того, чтобы просить… просить защиты, когда расшатываются устои и благополучию грозит опасность. Поставить свечку за здравие жертвы, а потом отравить ее… естественное поведение для них.

А если посмотреть на сам сюжет, то этой истории десятки тысяч лет, она повторялась, повторяется и будет повторяться всегда. О ней писали сказочники всех времен и народов. Злая корыстная мачеха обирает падчерицу, чтобы побаловать своих детей...

Люди не меняется…


Серен

После просмотра возникает только один вопрос: "Ну и что...?" Нарисованные "плохие" дяди и тети (именно нарисованные, поскольку "серый человек" это несколько глубже и сложнее, чем пиво, чипсы и передача малахова...), лишенные всего святого....Ок. Это понятно и об этом уже давно и много сказано. Что дальше? Каков здесь нравственный смысл (поскольку сюжет крутится вокруг нравственного события - убийства )....то он должен быть.... Пустота. Ружье висит, но оно не стреляет...Чем дальше от "Возвращения" тем все никак....


Впечатление о фильме не дает покоя третий день. Каково бы ни было противостояние, поляризация в обществе, поступок Елены по-другому как "убийством" не назовешь. Другое дело, трудно доказать. Не мне ее судить, бог рассудит.

Но есть такая мысль в фильме - народ так боится армии, что готов пойти на убийство! Страшная вещь... Неужели ничего нельзя сделать, как-то изменить ситуацию, и здесь полный беспросвет?


Наверное, это лучший российский фильм за последние лет 20 - 30... И не стоит ставить в нем ударение на время, в котором мы живем. Это могло произойти где угодно ( я имею в виду страну) и когда угодно. Поступок Елены, его неизбежность (возможно!) - вот основа идеи этого фильма.

Как правильно себя вести, как поступать, как избежать роковых ошибок если ты среднестатистический обычный и нормальный человек, как нужно жить, чтобы потом тебя не замучила совесть и ты не занялся самоедством? - после просмотра этого фильма, лично я уже не смогу ответить на эти вопросы однозначно. Очень жалко Елену и если представить себе, что она не убила бы мужа, а ее внук отправился в армию и вернулся оттуда в свинцовом гробу или к примеру, в очередной драке с "духами" ему отбили почки или просто сломали челюсть - какими бы глазами она смотрела на мужа и что за мысли были бы у нее в голове, зная что дочь мужа живет праздной жизнью и захлебывается от собственного цинизма и не смотря на это продолжает поглощать и потреблять деньги ненавистного ей папаши, а ее внук покалеченый или того хуже - мертвый и все это из-за принципиальных взглядов на жизнь и на людей ее муженька! Уверен, что Елена (как минимум) ушла бы жить от него к своему сыну, что тоже далеко не хэппи энд. Представляю, какой тогда бы ад начался в семье сына и что пришлось бы пережить в этом случае Елене в той семье....


Verblou

Подобные существа - увы, имя им легион - совершенно невосприимчивы ко всему, что лежит за пределами их з о о л о г и ч е с к о г о естества, и ко всему, что не связано с хватательным рефлексом. И родительские чувства у них - чисто зоологического свойства. Они были , есть и будут всегда. Они повсюду и они любят называть себя народом.

Фильм потрясающий!

Само собой разумеется, что непроходимые жлобы, которые всю жизнь заглядывают в чужой карман, пасут чужое имущество, примериваются к наследству и используют любую возможность для паразитирования на ком бы то и на чем бы то ни было, в силу собственной своей природы неспособны принять этот фильм. Они - аудитория передачи "Давай поженимся". По всему видно: автор "Елены" не рассчитывает на эту аудиторию. И апеллирует фильм не к ним, а к тем, кому следовало бы этих существ остерегаться, держать их на приличном расстоянии, и уж, во всяком случае, не делать из деревянного, чуждого во всех отношениях, пусть даже неглупого и работящего существа, законную жену. Но, ведь, и к к пострадавшей стороне, в данном случае, имеются вопросы. Что, кстати, только подтверждает и усиливает достоинства этой чуткой и правдивой ленты. Она обо многом заставляет задуматься. О том, что остается далеко за пределами ее сюжета. В том числе и о том, что и н о г д а о н и собираются под знамена. И тогда происходит страшное. И повинны в этом страшном далеко не только "о н и ", как бы много их ни было.


А мне кажется,что свой поступок Елена совершила не для сына и большей частью не для старшего внука и его поступления в ВУЗ.Не идиотка же она в самом деле.Эти люди - своего рода отработанный материал.,их уже не исправишь:как плевали с балкона,так и будут.Просто ей хотелось дать шанс младшему внуку,тому самому,кот.в конце фильма лежал на кровати умершего.Ведь доподлинно неизвестно,кто из него вырастет:останься семья в трущобах-его судьба решилась бы однозначно,а так появился мизерный,но шанс.

Отдельно хотелось бы упомянуть о супруге Елены и его дочери.Он всю жизнь ее обеспечивал,развращая незаслуженными легкими деньгами и не смог воспитать человеком,хотя по его собственным словам,сделал все,что мог.По сути он не нужен дочери(ей вообще в жизни НИЧЕГО не нужно-ни цели,ни веры),всплакнув мимоходом на похоронах,она очень скоро все разговоры сводит к деньгам и разделу имущества.Имел ли отец право все это время баловать дочь,по сути покупая ей красивую жизнь,а после смерти оставить наследство?Безусловно имел.Но насколько лицемерно тогда звучат его слова о сыне Елены.Володя мог бы и помолчать в тряпочку,имея такую дочь.Он, видите ли, не хочет содержать чужую семью и заслуженно попрекает их ленью-логично,но те же самые недостатки в дочери(хотя какая на фиг дочь,они же не практически общаются )упрямо отказывается видеть.Сложно сказать,кто хуже-сын Елены или дочь Володи.Сын-безответственный,опускающийся тип,не способный да и не хотящий прокормить семью;Катя - эгоцентричная молодая шалава,живущая для себя,т.к. не хочет никакой ответственности,также неспособная себя обеспечить.Они оба трутни.Елена, конечно, совершила преступление,что далось ей нелегко,не имей ее Сережа детей,неизвестно кого бы она выбрала.

Все-таки именно Катя и Елена главные антиподы фильма,несмотря на разницу в возрасте и материальном положении.И различие их мировоззрений- координально противоположное отношение к детям и продолжению рода.

Короче,открытая концовка.Целиком положительных героев нет.Кто прав неизвестно,но убийство остается убийством.


L*apos;Ami du people

Вы все такие умные интеллигенты, ставящие себя выше всего этого подмосковного быдла, тем не менее нихрена не увидели степень ничтожества дочурки этого старого скряги. Чем она лучше чмошного семейства главной героини? Разве только тем, что лучше воспитана, но при этом такая же пустая и серая, как и они? Разве эта светская бл..дь распорядится имуществом своего папаши как-нибудь иначе, кроме развлечений? Разве она не промотает его, чтобы потом стать шлюхой какого-нибудь богатого старика? Главная героиня этого фильма и есть самый положительный его персонаж, несмотря на тот опрометчивый шаг, который она совершила. Она, простая советская женщина, искренне любит своего ничтожного сыночка и просто не понимает, что не сможет уже вылепить из него или своих внуков что-нибудь достойное.


Дмитрий

Фильм " Елена", не просто "зеркало" общества, это стойкое утверждение о апокалипсисе в "душах" обычных обывателей. О глобальном бесчеловечии человечества и россиян как героев этой картины. Не о богатых и бедных, и далеко не о том, как эти богатства достаются... Не о том скуп, или нет обладатель финансовых благ... А о том как и чем мы платим за доброту, участие к нам, судя по фильму..."добром"! Финал... Нет "кары", нет расплаты... Суть финала...и есть расплата, та жизнь, которую получает обыватель и есть расплата, и есть его "кара", т.к. Он не способен не оценить ее, не понять...оставаясь на том уровне своего эволюционного развития вечно!

P.S. Очень интересен тот факт, что люди разных слоев общества, видят и Слышат в этом фильме абсолютно диаметральные мысли, осуждая и критикуя противоположный слой общества, не задумываясь о том, что это фильм и о них...( личные наблюдения)


Алекс

Фильм очень отчетливо показал расслоение общества. И дело не в богатстве, дело в интеллекте. В том самом , что не купишь. Вот о чем финальная сцена. Не ахти какой Владимир интеллигент, но он стоит на другой границы "водораздела" общества от Елены. Вот это разделение и вызывает чувство ненависти в зале , И в обществе. В жизни все еще хуже чем в фильме. Серость страшна не сама по себе, а страшна тем, что она собирает серость вокруг себя, плодит ее. Но так видимо и устроен наш поляризованный мир.


О чем фильм "Елена"? Я считаю, что Алексей Звягинцев вовсе не обличает современное российское общество и не задается вопросом нравственного неблагополучия соотечественников. Это и без того слишком очевидно, чтобы тратить на это время. Он, к слову, и не тратит, предельно упрощая и саму драму, и характеры ее участников, не оставляя зрителю ни малейшего шанса неправильно понять авторский замысел. Национальная и социальная принадлежность героев, как и географическое месторасположение разворачивающейся на экране истории, не имеют значения, главным является беспристрастный показ последней стадии кризиса человеческого сообщества в целом. Сможет ли человечество найти выход из созданной им самим ловушки или нет - вот в чем вопрос. И каждому, в том числе автору, придется ответить на него самостоятельно.


К сожалению, нет авторской позиции, героиня совершает преступление, причем не одно, а режиссер никак не показывает свое отношение к этому факту.

Грабь награбленное или это руковдство к действию для люмпенов.

Лучше бы сынка заставили работать, не помогала бы глядишь и в дворники пошел..Более всего раздражает беременоость снохи невестки, а если свекровь умрет,кто будет отпрысков кормить?


W.Axl

Стало страшно, когда в середине фильма какая-то женщина произнесла "да уже дала бы ему по башке, и всё!", она делилась эмоциями со своим мужем-гегемоном, с которым они пришли на фильм "челюсти", но попали на "Елену"...

Мне страшно, что вокруг меня было ползала сочувствующих этой Елене. Полстраны гитаристов, из-за таких вот мамаш, которые не замечают, когда их малыши вырастают в такое социальное ничто.

Жаль этих женщин, т.к. в их жизни просто больше ничего нет, кроме однообразной серости бытия - их мальчики - это единственное в чем они видят свой смысл жизни. Эти люди, палец-о-палец не ударили в своей жизни, чтобы как-то улучшить или разнообразить ее, но искренне готовы ненавидеть "богачей". Еще раз подтвердила для себя, что нужно держаться подальше от серости, умеющей только завидовать.

Звягинцев очень точно подметил эту жизнь в Бирюлево, Орехово-Борисово, Зябликово и прочих подобных районов Москвы. Эти обшарпанные балконы, захламленные вещами, которые возможно смогут пригодиться. Этот плевок с балкона, чтобы посмотреть, как быстро он достигнет асфальта. Эти пиво, чипсы и орешки… А откуда взяться иному! Какими вырастают, таких и выращивают. Людей без интереса, без уважения, равнодушных ко всему происходящему.


Когда в конце фильма пошли титры, я оторопел. Первая мысль - режиссер обманул мои ожидания. Казалось, вот только сюжет подошел к кульминации, - Елена совершила хладнокровное убийство и должна быть как-то наказана. Так хотелось эффектной и поучительной концовки - чтобы у нее или украли "кровавые" деньги, или чтобы ее внук был ранен в драке и не смог пойти в армию, и тогда убийство оказалось бы напрасным. Но нет, в последнем кадре Елена с семьей сына сидит в квартире убитого и мирно пьет чай. Так в чем же смысл? Что хотел сказать автор? И за что так хвалят фильм? Что я не заметил?

Начинаю перебирать варианты. Вариант первый. Нет никакой справедливости. Жизнь трагична и бессмысленна. Именно об этом убедительно говорит дочь Володи в больнице. Но зачем тогда столько других важных сцен? Вариант второй. Семье Елены все равно не поможет неожиданно свалившееся наследство. Их постоянное пиво, орешки и телевизор очень красноречивы. Но нет, и этот смысл слишком мелок.

А может быть так. Володя - муж Елены – "умный", трудолюбивый и богатый, может потому богатый, что "умный" и трудолюбивый, а может потому, что чиновник или просто повезло с друзьями. Из фильма это не понятно, а значит – не важно. Елена – "неумная" и небогатая, но трудолюбивая (бывшая медсестра) – стала фактически домработницей мужа и обоих это устраивает. Дочь Володи – "умная", не любит работать, балуется сексом и наркотиками и не видит смысла в рождении детей. Сын Елены – "неумный", небогатый и тоже не стремится работать, но у него двое сыновей и они с женой с радостью ждут третьего ребенка. Предпоследний кадр фильма – их младший сын лежит на кровати недавно умершего Володи. А перед этим сын Елены благодарит Володю за деньги, которые тот на самом деле не дал и ради которых был убит, - Может быть, это его единственный хороший поступок и следующего сына я назову в его честь…

И тогда получаем мораль - если тебе дано быть умным и богатым, не думай, что это только твоя заслуга. Тебе дали, чтобы ты все время делился своими возможностями с теми, кто тебя окружает, кому этого дано меньше, но кто делает что-то другое, например, растит детей. И тогда права дочь Володи - бессмысленно продолжать род только для того, чтобы было кому оставить наследство. Получается, мудрость Природы все предусмотрела? Индивидуум, работающий только на себя – вырождается, какими бы особенными качествами он не обладал.

И о ужас, получается, что Елена уже не просто убийца, она - орудие Эволюции? Перед убийством Елена говорит мужу, наверное, ключевые слова в фильме, - Почему вы решили, что вы особенные… ведь может все измениться… и последние станут первыми. Может быть, эти слова обращены не к участнику бытовой истории, а к тем 5-7% жителей страны, которые обладают основной частью богатства страны, считают это результатом своего ума и труда? И тогда это фильм-предостережение? Причем сюжет практически без изменений подходит для любой страны. Может быть, в этом причина его популярности?

А может быть режиссер смотрел еще дальше? Володя - это символ экономически развитых стран, а Елена и ее семья - стран, где люди иначе относятся к зарабатыванию денег, где рожают много детей и которые уверены в своем естественном праве на часть общемирового богатства. А может быть, это только мои фантазии?



ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер