Туринская лошадь torinói ló

Рейтинг
-
Оценок:
0
7.7
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Туринская лошадь /torinói ló/

Обзор

  • Страна: США, Швейцария, Венгрия, Германия, Франция
  • Год: 2011
  • Жанр: драма
  • Продолжительность: 146 минут (2:26)
  • Премьера (РФ): 15.03.2012
  • Прокатчик: Cinema Prestige
  • Премьера (мир): 15.02.2011
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

В 1889 году на улице итальянского города Турина случилось странное происшествие. Кучер хлестал кнутом свою старую лошадь, которая отказывалась тронуться с места. Неожиданно к повозке подбежал хорошо одетый господин с пышными усами и обнял животное за шею, при этом горько зарыдав. Это был не кто иной, как всемирно известный философ Фридрих Ницше. Его с трудом увели от лошади, а когда привели домой, выяснилось, что он не в себе. Ницше поместили в лечебницу для душевнобольных, где он провел остаток жизни… 
  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    3 января 1889 года в центре Турина Фридрих Ницше наблюдает сцену избиения лошади извозчиком. Не выдержав такой жестокости, философ обнимает её за шею и начинает рыдать. После двух дней полного молчания, увенчанных фразой «Мама, я глупец!», великий немец окончательно сойдёт с ума. Извозчик же вернётся в свой маленький домик за городом, где его будет ждать молчунья-дочь. В течение недели они будут влачить жалкое существование, поедая варёную картошку, коля дрова, набирая из ближайшего колодца вёдра воды, кормя и стегая несговорчивую лошадь, кажется, окончательно решившую навсегда покинуть этот бренный мир...

    Новый фильм великого венгра Белы Тарра логически продолжает многолетние размышления режиссёра об окружающей нас действительности и жизни как таковой. По заверениям самого Тарра, «Туринская лошадь» — его последняя работа на поприще кинематографа. Причина подобного решения, не стоит сомневаться, взвешенного и не раз обдуманного, до безобразия проста — режиссёру, на его взгляд, больше нечего сказать своему зрителю. Очевидная кокетливость формулировки, автоматически заставляющая сомневаться в её искренности, имеет, однако, один немаловажный аргумент: каждый фильм Тарра представляет собой автономную вселенную, внутри которой можно обнаружить почти все мало-мальски серьёзные темы и смыслы. Оттого финальный аккорд этой бесконечно красивой мелодии, звучащей в ушах вот уже 34 года (режиссёр дебютировал в 1978-м), должен был окончательно расставить все точки над i в не очень уютном, но завораживающем мире венгерского маэстро.

    Мелодраматическая история про бедную лошадь и сходящего с ума Ницше здесь в буквальном смысле рассказана — чёрный экран, закадровый голос, — а не показана. Тратить на это время Тарру по-видимому жаль, но озвучить — необходимо. За счёт двухминутного, хорошо проговорённого эпиграфа и без того объёмный, с множеством удивительных подробностей рассказ о житие-бытие несчастного извозчика и его дочери приобретает нужную режиссёру интонацию. Как всегда у Тарра, главное и настоящее остаётся как бы за кадром, уступая место беспристрастному фиксированию человеческой экзистенции. Однако в «Лошади» венгр чуть более прямолинеен и однозначен, чем обычно. Отсылка к Ницше, естественно, не случайна. Его знаменитое «Бог умер!» проходит красной линией через всё творчество Тарра, но именно здесь окончательно трансформируется из удручающего пророчества в констатацию факта.

    «Туринская лошадь» Белы Тарра — беспрецедентный режиссёрский мастер-класс, где сжатое до одного захудалого двора пространство на протяжении 146 минут обнаруживает в себе всё новые и новые слои. Умышленно доведя художественную герметичность до возможного предела, Тарр ловко и элегантно превращает всевозможные ловушки в достоинства, не забывая при этом о собственных целях и задачах.

    Мириться с тем, что перед нами последний фильм выдающегося режиссёра мирового кино совсем не хочется, но, пожалуй, придётся. Художник масштаба Белы Тарра имеет полное право взять самоотвод и заняться чем-то другим. Для этого, слава Богу, совсем необязательно сходить с ума. А творческого наследия венгра хватит ещё ни на одно поколение заинтересованных зрителей.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии