НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Обычно кино рецензии на фильм Андрея Тарковского «Солярис» (1972) как правило сопровождаются вот такими многозначительными картинками, словно важными фотоматериалами, приложенными к научным отчетам: какая то дачка на берегу грязного прудика, мужчина и женщина у зеркала (ассоциация - утренний туалет в поезде). И когда я вижу набитые разными умными словами тексты, сопровождаемые такими картинками, я словно попадаю в самую таинственную и заумную часть моего детства. Поэтому эти картинки должны здесь быть хотя бы для идентификации темы. А тема очень насущная. Но я не буду разбирать такие тонкие субстанции как колорит, атмосфера или ткань фильма, авторские выразительные приемы или отношение писателя Лема к фильму Тарковского. Это очень важные вещи, про которые и так много всего справедливо написано. Я хочу просто поразмышлять о том, а что же все таки такое нарыли в глубоком космосе герои картины Тарковского? Добро или зло? Или просто ничего ? Самая идея «материализации мыслей» весьма затасканна в научной фантастике. Навскидку - «Абсолютная защита», кстати тоже экранизирована в СССР для передачи «Этот фантастический мир». Герой «Абсолютной защиты» от своих «материализаций», довольно, кстати, жутких и опасных, под одеялом спасался и виновата в этом была опять планета. Довольно навязчивый мотив в фантастике. Но все таки о чем же фильм? Что такое отыскали на свою голову в глубоком космосе люди? Совершенно очевидно, что нашли очередного космического паразита. Только в отличие от кислотных ксеноморфов из «Чужих» или хомицидных медуз из «Туманности Андромеды» этот паразит питается не человеческой плотью, а всем набором греховных человеческих эмоций — страха, ужаса, жгучего стыда, похоти, эгоизма, лживых иллюзий, себялюбия, самоуслаждения, зависти — проштудируйте на досуге пособие по подготовке к Таинству Исповеди, много нового узнаете. Но не просто питается, а еще возможно и жестоко по ленински или по фашистки ранжирует людей по принципу способный-неспособный, нужный-ненужный, годный-негодный. А для этого «думающему океану» всего-то нужно своими измазанными в океаническом донном иле лапами забраться в святая святых — в человеческую душу, куда Сам Господь Бог без стука не входит — «Cе стою у дверей и стучу». Океан додумался до того же до чего и современные сайентологи — как залезть человеку в душу, нарыть там на человека компромата, и погреть на этом руки-лапы. А что будет при этом с самим человеком — неважно. Океан без спроса против воли самих людей пока они спят и беспомощны проникает в их сознание, совершается этакая дьявольская пародия над Таинством Исповеди, крадет из их сознания компромат на людей, и тут же, пародируя духовные отношения, накладывает на космонавтов «епитимью» такой безсмысленности и тяжести от которой одни кончают жизнь самоубийством, а другие находятся на грани срыва в весьма жалком состоянии. Океан далеко не дурак — к каждому он находит свой подход. Гибаряна он убивает, Снаута и Сарториуса запугивает, а Кельвина по-царски жалует «женою», которая как две капли воды похожа на его покойную супругу. Если Снаута и Сарториуса он шантажирует материализациями их нереализованных потайных греховных помыслов, которые, как известно, вселяются человеку диаволом, с единственной целью — погубить человека, и сами по себе ничего не значат, то для Кельвина у Океана приготовлен иной кукан. Отчего погибла жена Кельвина? Из того, что нам сообщается, очевидно, что Кельвин — инфантильный эгоист, которые любил не реального человека, а просто самоуслаждался обладанием объектом на который он мог проецировать свое некое идеальное представление. Любовь как труд как жертва как подвиг была у Кельвина подменена самоугождением, Кельвин лакомился своей женой, и неизбежно эта ложь привела к гибели более слабого существа — женщины. Никто не задумывался, чем Кельвин доконал свою супругу ? Он не так прост этот Кельвин, или есть что-то, что роднит его с «мыслящим океаном»? И что же? Приводит ли наложенная Океаном на Кельвина «епитимья» к чему-нибудь положительному? Только еще к одному греху. Кельвин рад возможности самоугождать себе и лакомиться дальше, его духовный онанизм раскрывается на Солярисе во всей своей неприглядности, на что ему указывают даже его товарищи. Океан довольно хлюпает. Ведь это великолепная возможность управлять человеческим обществом уничтожая неугодных и поощряя способных. Особенно учитывая, что планетка то умеет летать не только по орбите но и куда вообще захочет. Но даже если этот Кельвин вовсе не плохой, а наоборот, очень хороший, действительно «всей душою полюбил куклу бессердечную», — ничего по существу не меняется от его попыток «вести себя по человечески в нечеловеческих условиях». Этот номер с манипуляторами не проходит. Игра с океаном в человечничанье ничем хорошим все равно не заканчивается. После аннигиляции фантома Хари и модуляции океана ЭЭГ Кельвина (и все таки спасибо и слава реальной нормальной науке изобретшей аннигиляцию производимых Cолярисом человекообразных фантомов) Океан cловно пай-мальчик делает вид, что перестал хулиганить, и просто накидывает на Кельвина другую новую уздечку — тоску по отчему дому. Снова следует жестокое и кощунственное кривлянье со священными образами, образом отца, картиной Рембрандта «Блудный сын», все это под музыку Иоганна Себастьяна Баха, переходящую в «dark ambient», но в итоге, в самом конце картины мы узнаем, что и это тоже не имеет ничего общего ни c реальным действенным покаянием Кельвина, ни с его обращением к Богу, что это всего лишь очередное погружение в думающий кисель космического паразита — Соляриса, на раз-два подобравшего к Кельвину всю линейку отмычек. Не кнутом так пряником. Кельвин оказался гораздо «способнее» остальных членов команды. Этакий Нео наоборот. Поэтому это произведение нужно рассматривать в линейке кинофильмов «Туманность Андромеды», «Чужие», «Абсолютная защита» (телеспектакль), и «Матрица» конечно, но только как самое серьезное произведение в этом ансамбле — думающий океан Солярис по сути, это мир, в понимании Православной аскетики. Это то, чем паразит Тарковского уникален, в чем заслуга и писателя но и самое главное — режиссера — это самый интеллектуальный паразит, паразит манипулятор, духовный имитатор, и одновременно — диктатор и человекоубийца. Океану плевать на ваше человеческое содержание, оно интересует мыслящую жижу только с точки зрения получения власти над вами. Такого уровня манипуляции людьми достигают алкоголики со стажем и наркоманы. Вспоминаем сразу сцену про «инфаркт микарда» из к/ф «Любовь и голуби». Вот вам и «катарсис», вот вам и «день святого Валентина». Не забудем и сектантов, и криминал, и всех иных манипуляторов всех родов и сортов. Ну а если всерьез разрабатывать тему материализации (визуализации) личных грехов и покаяния в русской литературе, следует обязательно читать «Мальчик простил» из сборника «Христос посреди нас» Немировича-Данченко. А ведь пилот в начале фильма — предупреждал, кричал, убеждал. Он то первым на себе почувствовал это жуткое сочетание повадок гопника с интеллектуальностью мудреца, ленинского нравственного идиотизма с железной хваткой. Но над ним смеялись. И больше всех смеялся сам Кельвин. Думается, что и вся эта космическая ассоциация, желающая закрыть проект не так проста. В начале фильма на светящихся панно в конференц-зале мы видим образы не только Циолковского и Гагарина но американских «астронотов»: Армстронга, Олдрина и иже с ними, фейковых клоунов, ни на какую Луну никогда не летавших, обманувших всех. Да и личности деятелей ассоциации что-то маловато доверия внушают. Уж слишком в них много напора и мало научного интереса к тому, о чем им пытается рассказать пилот. Думается, это потому, что они уже давно заполучили с Соляриса то, что им единственно было нужно для создания искусственного мозга. Поэтому и контингент космической станции благополучно был сокращен с 85 человек до 3. А теперь им нужно просто закрыть программу под благовидным предлогом бесперспективности всей соляристики. Человечество в опасности. Какое общество они будут создавать под управлением выращенного из матрицы Соляриса искусственного мозга — уж представьте это себе самостоятельно, или почитайте родственную этой теме фантастику. Экипаж станции изучающей Солярис — подопытные кролики, на которых эти процессы общества будущего были смоделированы и опробованы. В 80-е годы в СССР вышел похожий по смыслу научно-фантастический фильм, только более игровой, приключенческий, и менее бюджетный — «Звездный инспектор». Как раз на тему человеческого общества управляемого искусственным интеллектом. В «Звездном инспекторе» целые куски можно свободно взаимоменять с «Cолярис» (1972). Так. чтобы удержать в повиновении специалиста Марджери Хъюм, искусственный интеллект внушает женщине, что она стала матерью, и специальное для нее визуализирует (а может быть и материализует) фантомы младенцев-близняшек о которых она заботится. Правда эти фантомы видит только сама Марджери. Бюджета на этот фильм тоже выделили совсем немного. Между тем в финале фильма Тарковского отлично видно, что естественный цвет соляриса — это цвет купюр американского доллара, такой угрожающе ледяной серо-зеленый. Поэтому конечно и «Матрица» Вачовских какой-то такой прямо уж новинкой на фоне «Соляриса» (1972) уже не смотрится — та же зловещая зелень, только поярче, компьютерная, cфокусированная на технической стороне вопроса. Хотя проблему можно рассматривать и безо всех этих звездолетов и киберпорталов, где-нибудь в тишине московских двориков, например в «Умение бросать мяч» К.Булычева. Пока одни задаются нравственными вопросами, космическая зараза неизбежно раз за разом заносится на Землю стараниями главарей тайны беззакония. Людям предлагается пережить перемолоть и победить очередное искушение,испытания, очередной кризис, суд и либо погибнуть либо понять что то важное и родиться заново для настоящей жизни. Вообще фантасты выдумывающие какие-то там миры и сочные контакты просто ради любви к фантастике — не существуют, их бы просто никто не читал. В любом более менее стоящем научно-фантастическом произведении заложена земная социальная проблема под иносказанием перипетий, творящихся в каютах звездолетов или космических лабораториях. В противном случае, такой фантастике ради фантастики не просто грош цена, такая фантастика еще и лжива и опасна потерей нравственных ориентиров. А вот ранжирование человечества неким искусственным интеллектом — одних убить, других запугать,третьих — поощрить, и все на автомате, в потоковом режиме, выставляя или наоборот снимая баллы, когда интеллект непосредственно читает ваши мысли, знает о чем вы думаете, крадет тайну вашей Исповеди, подзаряжаясь от вашего с ним эмоционального контакта, это проблема вполне земная. Метками оставленными очередным солярисом пестрит вся новейшая история: церкви и тюрьмы сравняем с землей, германия превыше всего, сексуальная революция, битломания, be there or be square, кто не скачет тот москаль, сайентологический одитинг, павлик морозов, оранжевая революция гидности, да мало ли, возьмите одни только секты. А мы тем временем вплотную подошли к дням, когда хорошо одетые, гладко выбритые, ухоженные люди с подиумов международных форумов говорят о «смене технологического уклада» — цифровых экономиках и обществах управляемых искуственным интеллектом, у которого каждый посчитан и хорошо учтен.

Обычно кино рецензии на фильм Андрея Тарковского «Солярис» (1972) как правило сопровождаются вот такими многозначительными картинками, словно важными фотоматериалами, приложенными к научным отчетам: какая то дачка на берегу грязного прудика, мужчина и женщина у зеркала (ассоциация - утренний туалет в поезде). И когда я вижу набитые разными умными словами тексты, сопровождаемые такими картинками, я словно попадаю в самую таинственную и заумную часть моего детства. Поэтому эти картинки должны здесь быть хотя бы для идентификации темы. А тема очень насущная. Но я не буду разбирать такие тонкие субстанции как колорит, атмосфера или ткань фильма, авторские выразительные приемы или отношение писателя Лема к фильму Тарковского. Это очень важные вещи, про которые и так много всего справедливо написано. Я хочу просто поразмышлять о том, а что же все таки такое нарыли в глубоком космосе герои картины Тарковского? Добро или зло? Или просто ничего ? Самая идея «материализации мыслей» весьма затасканна в научной фантастике. Навскидку - «Абсолютная защита», кстати тоже экранизирована в СССР для передачи «Этот фантастический мир». Герой «Абсолютной защиты» от своих «материализаций», довольно, кстати, жутких и опасных, под одеялом спасался и виновата в этом была опять планета. Довольно навязчивый мотив в фантастике. Но все таки о чем же фильм? Что такое отыскали на свою голову в глубоком космосе люди? Совершенно очевидно, что нашли очередного космического паразита. Только в отличие от кислотных ксеноморфов из «Чужих» или хомицидных медуз из «Туманности Андромеды» этот паразит питается не человеческой плотью, а всем набором греховных человеческих эмоций — страха, ужаса, жгучего стыда, похоти, эгоизма, лживых иллюзий, себялюбия, самоуслаждения, зависти — проштудируйте на досуге пособие по подготовке к Таинству Исповеди, много нового узнаете. Но не просто питается, а еще возможно и жестоко по ленински или по фашистки ранжирует людей по принципу способный-неспособный, нужный-ненужный, годный-негодный. А для этого «думающему океану» всего-то нужно своими измазанными в океаническом донном иле лапами забраться в святая святых — в человеческую душу, куда Сам Господь Бог без стука не входит — «Cе стою у дверей и стучу». Океан додумался до того же до чего и современные сайентологи — как залезть человеку в душу, нарыть там на человека компромата, и погреть на этом руки-лапы. А что будет при этом с самим человеком — неважно. Океан без спроса против воли самих людей пока они спят и беспомощны проникает в их сознание, совершается этакая дьявольская пародия над Таинством Исповеди, крадет из их сознания компромат на людей, и тут же, пародируя духовные отношения, накладывает на космонавтов «епитимью» такой безсмысленности и тяжести от которой одни кончают жизнь самоубийством, а другие находятся на грани срыва в весьма жалком состоянии. Океан далеко не дурак — к каждому он находит свой подход. Гибаряна он убивает, Снаута и Сарториуса запугивает, а Кельвина по-царски жалует «женою», которая как две капли воды похожа на его покойную супругу. Если Снаута и Сарториуса он шантажирует материализациями их нереализованных потайных греховных помыслов, которые, как известно, вселяются человеку диаволом, с единственной целью — погубить человека, и сами по себе ничего не значат, то для Кельвина у Океана приготовлен иной кукан. Отчего погибла жена Кельвина? Из того, что нам сообщается, очевидно, что Кельвин — инфантильный эгоист, которые любил не реального человека, а просто самоуслаждался обладанием объектом на который он мог проецировать свое некое идеальное представление. Любовь как труд как жертва как подвиг была у Кельвина подменена самоугождением, Кельвин лакомился своей женой, и неизбежно эта ложь привела к гибели более слабого существа — женщины. Никто не задумывался, чем Кельвин доконал свою супругу ? Он не так прост этот Кельвин, или есть что-то, что роднит его с «мыслящим океаном»? И что же? Приводит ли наложенная Океаном на Кельвина «епитимья» к чему-нибудь положительному? Только еще к одному греху. Кельвин рад возможности самоугождать себе и лакомиться дальше, его духовный онанизм раскрывается на Солярисе во всей своей неприглядности, на что ему указывают даже его товарищи. Океан довольно хлюпает. Ведь это великолепная возможность управлять человеческим обществом уничтожая неугодных и поощряя способных. Особенно учитывая, что планетка то умеет летать не только по орбите но и куда вообще захочет. Но даже если этот Кельвин вовсе не плохой, а наоборот, очень хороший, действительно «всей душою полюбил куклу бессердечную», — ничего по существу не меняется от его попыток «вести себя по человечески в нечеловеческих условиях». Этот номер с манипуляторами не проходит. Игра с океаном в человечничанье ничем хорошим все равно не заканчивается. После аннигиляции фантома Хари и модуляции океана ЭЭГ Кельвина (и все таки спасибо и слава реальной нормальной науке изобретшей аннигиляцию производимых Cолярисом человекообразных фантомов) Океан cловно пай-мальчик делает вид, что перестал хулиганить, и просто накидывает на Кельвина другую новую уздечку — тоску по отчему дому. Снова следует жестокое и кощунственное кривлянье со священными образами, образом отца, картиной Рембрандта «Блудный сын», все это под музыку Иоганна Себастьяна Баха, переходящую в «dark ambient», но в итоге, в самом конце картины мы узнаем, что и это тоже не имеет ничего общего ни c реальным действенным покаянием Кельвина, ни с его обращением к Богу, что это всего лишь очередное погружение в думающий кисель космического паразита — Соляриса, на раз-два подобравшего к Кельвину всю линейку отмычек. Не кнутом так пряником. Кельвин оказался гораздо «способнее» остальных членов команды. Этакий Нео наоборот. Поэтому это произведение нужно рассматривать в линейке кинофильмов «Туманность Андромеды», «Чужие», «Абсолютная защита» (телеспектакль), и «Матрица» конечно, но только как самое серьезное произведение в этом ансамбле — думающий океан Солярис по сути, это мир, в понимании Православной аскетики. Это то, чем паразит Тарковского уникален, в чем заслуга и писателя но и самое главное — режиссера — это самый интеллектуальный паразит, паразит манипулятор, духовный имитатор, и одновременно — диктатор и человекоубийца. Океану плевать на ваше человеческое содержание, оно интересует мыслящую жижу только с точки зрения получения власти над вами. Такого уровня манипуляции людьми достигают алкоголики со стажем и наркоманы. Вспоминаем сразу сцену про «инфаркт микарда» из к/ф «Любовь и голуби». Вот вам и «катарсис», вот вам и «день святого Валентина». Не забудем и сектантов, и криминал, и всех иных манипуляторов всех родов и сортов. Ну а если всерьез разрабатывать тему материализации (визуализации) личных грехов и покаяния в русской литературе, следует обязательно читать «Мальчик простил» из сборника «Христос посреди нас» Немировича-Данченко. А ведь пилот в начале фильма — предупреждал, кричал, убеждал. Он то первым на себе почувствовал это жуткое сочетание повадок гопника с интеллектуальностью мудреца, ленинского нравственного идиотизма с железной хваткой. Но над ним смеялись. И больше всех смеялся сам Кельвин. Думается, что и вся эта космическая ассоциация, желающая закрыть проект не так проста. В начале фильма на светящихся панно в конференц-зале мы видим образы не только Циолковского и Гагарина но американских «астронотов»: Армстронга, Олдрина и иже с ними, фейковых клоунов, ни на какую Луну никогда не летавших, обманувших всех. Да и личности деятелей ассоциации что-то маловато доверия внушают. Уж слишком в них много напора и мало научного интереса к тому, о чем им пытается рассказать пилот. Думается, это потому, что они уже давно заполучили с Соляриса то, что им единственно было нужно для создания искусственного мозга. Поэтому и контингент космической станции благополучно был сокращен с 85 человек до 3. А теперь им нужно просто закрыть программу под благовидным предлогом бесперспективности всей соляристики. Человечество в опасности. Какое общество они будут создавать под управлением выращенного из матрицы Соляриса искусственного мозга — уж представьте это себе самостоятельно, или почитайте родственную этой теме фантастику. Экипаж станции изучающей Солярис — подопытные кролики, на которых эти процессы общества будущего были смоделированы и опробованы. В 80-е годы в СССР вышел похожий по смыслу научно-фантастический фильм, только более игровой, приключенческий, и менее бюджетный — «Звездный инспектор». Как раз на тему человеческого общества управляемого искусственным интеллектом. В «Звездном инспекторе» целые куски можно свободно взаимоменять с «Cолярис» (1972). Так. чтобы удержать в повиновении специалиста Марджери Хъюм, искусственный интеллект внушает женщине, что она стала матерью, и специальное для нее визуализирует (а может быть и материализует) фантомы младенцев-близняшек о которых она заботится. Правда эти фантомы видит только сама Марджери. Бюджета на этот фильм тоже выделили совсем немного. Между тем в финале фильма Тарковского отлично видно, что естественный цвет соляриса — это цвет купюр американского доллара, такой угрожающе ледяной серо-зеленый. Поэтому конечно и «Матрица» Вачовских какой-то такой прямо уж новинкой на фоне «Соляриса» (1972) уже не смотрится — та же зловещая зелень, только поярче, компьютерная, cфокусированная на технической стороне вопроса. Хотя проблему можно рассматривать и безо всех этих звездолетов и киберпорталов, где-нибудь в тишине московских двориков, например в «Умение бросать мяч» К.Булычева. Пока одни задаются нравственными вопросами, космическая зараза неизбежно раз за разом заносится на Землю стараниями главарей тайны беззакония. Людям предлагается пережить перемолоть и победить очередное искушение,испытания, очередной кризис, суд и либо погибнуть либо понять что то важное и родиться заново для настоящей жизни. Вообще фантасты выдумывающие какие-то там миры и сочные контакты просто ради любви к фантастике — не существуют, их бы просто никто не читал. В любом более менее стоящем научно-фантастическом произведении заложена земная социальная проблема под иносказанием перипетий, творящихся в каютах звездолетов или космических лабораториях. В противном случае, такой фантастике ради фантастики не просто грош цена, такая фантастика еще и лжива и опасна потерей нравственных ориентиров. А вот ранжирование человечества неким искусственным интеллектом — одних убить, других запугать,третьих — поощрить, и все на автомате, в потоковом режиме, выставляя или наоборот снимая баллы, когда интеллект непосредственно читает ваши мысли, знает о чем вы думаете, крадет тайну вашей Исповеди, подзаряжаясь от вашего с ним эмоционального контакта, это проблема вполне земная. Метками оставленными очередным солярисом пестрит вся новейшая история: церкви и тюрьмы сравняем с землей, германия превыше всего, сексуальная революция, битломания, be there or be square, кто не скачет тот москаль, сайентологический одитинг, павлик морозов, оранжевая революция гидности, да мало ли, возьмите одни только секты. А мы тем временем вплотную подошли к дням, когда хорошо одетые, гладко выбритые, ухоженные люди с подиумов международных форумов говорят о «смене технологического уклада» — цифровых экономиках и обществах управляемых искуственным интеллектом, у которого каждый посчитан и хорошо учтен.
+79167283638 Info@kinomania.ru

ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер
Kinomania.ru
Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.