НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Белоруссия. 1942 год. Оккупированная немцами республика поделена на два лагеря. Первый – коллаборационисты – перешедшие на службу к захватчикам официально или «без должностей». Второй – партизаны, или те, кто помогает подпольщикам. Всё не просто как на войне, где есть враги и есть «наши». Всё гораздо сложнее и неопределённее, поскольку в условиях оккупации нельзя со сто процентной вероятностью доверять ни кому. «В тумане» второй полнометражный художественный фильм Сергея Лозници, дебют которого в художественном кинематографе – участник Канн 2010 года – фильм «Счастье моё» является современной социальной драмой с неотъемлемой сейчас «чернухой», отображающей существование, в основном, сельского люда. Во второй картине, Лозница решил обратиться к одноимённому классическому произведению Васииля Владимировича Быкова, автору признанному, писавшему на основе собственного военного опыта. Эта смена «приоритетов» удивляла, но в то же время, успех первого фильма, позволял рассчитывать как минимум на степенное вдумчивое повествование. Для любой картины, «весомый» литературный источник, почти всегда является надёжным подспорьем, хотя бы с точки зрения соблюдения точной семантики диалогов. Но так же часто перед режиссёрами стоит сложная задача – перенос атмосферы произведения, и при этом оставаться достоверным в изображении непростого времени ВОВ. И поэтому, постановщик совершенно справедливо решил разделить творческие риски проекта с оператором. «В тумане» в этом смысле очень повезло. Олег Муту, работавший и над дебютом Лозници (а также постоянный оператор румына Мунджу), умудряется воссоздать аутентичный «микроклимат» простым инструментарием. Он неспешен в своей трансляции, и это абсолютное попадание в текст книги. Но визуальная составляющая картины это только часть успешной работы. Целое же состоит и из других элементов. В картине не только на вторых, но и третьих ролях играют мастера (Надежда Маркина из «Елена» Звягинцева появляется в кадре два раза на полторы минуты). Лицедеи не трусят перед Великой темой, они ясно понимают задачи и образы, назначенные им. Артисты и постановщик совладают с источником, они говорят с ним на равных, но с уважением. Изредка возникает ощущение, что вот сейчас повествование провалится и оператор в одиночку не «вытянет» сцену. Но это ощущение почти сразу исчезает, поскольку всё продуманно, и фабула в нужный момент притормаживает, не давая кино свалиться или пошатнутся. Главное, Сергею Владимировичу, удаётся максимально приблизится к смыслам и среде того времени. Он говорит о банальных вещах, которые понимаешь и готов воспринимать снова. Ему удаётся выразить метафору тумана, как «отражение» смутного времени, когда каждый за себя, и ни кому нельзя верить. И только главный герой – Сущеня – несмотря на ужасающую близость смерти, старается остаться порядочным человеком и следовать простым ценностям, заложенным с малолетнего возраста. Присутствует некая религиозная подкладка, за счёт которой главному герою удаётся сносить все тяготы и испытания. И это, пожалуй, единственное существенное отступление от литературного оригинала. P.S. К сожалению, за последние двадцать лет, было снято очень мало качественных картин на тему второй мировой войны. Тем более приятно наблюдать за «В тумане», осознавая, что эта тема интересна и востребована у режиссёров и зрителей.


ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер