Красная армия Red Army

Рейтинг
-
Оценок:
1
7.7
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Красная армия /Red Army/

Обзор

  • Страна: США, Россия
  • Год: 2014
  • Жанр: исторический, документальный, биография
  • Продолжительность: 84 минут (1:24)
  • Премьера (РФ): 27.08.2015
  • Прокатчик: Артхаус
  • Премьера (мир): 16.05.2014
  • Возраст: 12+
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

Полнометражный документальный фильм о Советском Союзе и самой успешной в истории спорта команде — хоккеистах сборной СССР. Рассказ о превращении из национального героя в политического врага ведется с точки зрения Вячеслава Фетисова. Это повествование о том, как в спорте отразились социальные и культурные изменения в стране, о взлете и падении национальной сборной по хоккею.
  • Jekse
    Си-си-си-пи

    Вячеслав Фетисов, опустив очки, сосредоточенно смотрит на экран смартфона. Интервьюер (американский режиссер Гейб Польски) хочет задать вопрос, но Фетисов перебивает его, показывая в камеру средний палец. Оторвавшись наконец от телефона, легендарный хоккейный защитник начинает долгий увлекательный рассказ о своей карьере (от юниора ЦСКА до высокопоставленного чиновника), о своих напарниках (великолепная пятерка Макаров-Ларионов-Крутов-Касатанов-Фетисов и вратарь Третьяк), о стереотипном мышлении американцев в отношении первых легионеров из СССР, о том, почему однажды грузный министр обороны Язов назвал Фетисова «членососом», и, конечно же, о роли хоккея в идеологической схватке с Соединенными штатами.

    «Суровый бой ведет ледовая дружина», - даже в строчках незатейливой воодушевляющей песенки угадывалось отношение коммунистической партии к этому командному виду спорта. Победы на международных соревнованиях были не менее важным показателем эффективности социализма, чем количество ядерных боеголовок на душу населения. Спортсмены (являющиеся к тому же офицерами Красной армии), как настоящие солдаты 11 месяцев в году жили на тренировочной базе, а после выматывающих марш-бросков «писали кровью». Золотые медали воспринимались как данность, а поражения приравнивались к предательству. Как никак, война на дворе, пускай и холодная. В связи с этим, режиссер этого уникального документального проекта задается вполне закономерным вопросом: как жестокая авторитарная система могла породить прекрасный игровой стиль, который одновременно обладал красотой русского балета и скоростью мышления великих советских шахматистов?

    Но прямого ответа на этот вопрос «Красная армия» не дает: рациональному американцу не удается разложить по полочкам тонкости загадочной русской души. Сначала ему кажется, что советские виртуозы были обязаны своим успехом романтичному тренеру Анатолию Тарасову («Улыбайся! Ты же в хоккее!»), но потом сам же утверждает, что большинство побед случились уже при Викторе Тихонове. Да и байки о тяжелейших условиях подготовки оказываются сильно приукрашенными - стеснительный Крутов резюмирует: «Конечно, было трудно, но мы занимались любимым делом и были счастливы» - вот он, парадокс безответного русского патриотизма.

    Несмотря на благоговейный трепет режиссера перед советским хоккеем, его документальная лента не лишена стандартных атрибутов стереотипной антикоммунистической агитки: титры в духе русского коллективизма, матрешки, красные звезды, серп с молотом, на саундтреке – треньканье балалаек и детское хоровое пение. Ради художественной красочности Польски небрежно искажает факты: например, тренер Виктор Тихонов из опытного, хоть и чрезвычайно строгого наставника превратился в кабинетного выскочку, ставленника партии и жестокого диктатора, который был назначен сразу же после увольнения Тарасова, а не спустя несколько лет. И таких неточностей, упущений и недосказанностей – больше, чем в бравурной «Легенде №17» или в тусклом и насквозь фальшивом байопике «Слава» (тоже посвященного жизни Вячеслава Фетисова), что для документального кино – фатальная ошибка.

    Создателям «Красной Армии» неинтересна погоня за исторической достоверностью – им хочется показать американскому зрителю, что винтиками красной коммунистической машины были обычные люди, которые любили свою страну несмотря ни на что. «Мы потеряли патриотизм, потеряли гордость, душу», - грустно подмечает Фетисов, когда вспоминает про развал Советского союза. Польски, в подтверждение этих слов, ввинчивает в повествование отрывок из вирусного видео с Александром Овечкиным, в котором известный хоккеист на спор расстреливает матрешки с краской. За полтора часа «Красной армии» благодаря умелому монтажу и грамотной режиссуре удаётся рассказать многое, но самое интересное, как обычно, остается за кадром. Ведь судьба Фетисова - это показательный пример того, как великий спортсмен может превратиться в лицемерного функционера. На фоне этой героической истории о борьбе свободолюбивого Славы с нежеланием партийных тугодумов отпускать спортсменов в НХЛ, смотрится совершенно отвратительно недавняя инициатива самого Фетисова запретить молодым российским хоккеистам уезжать в заокеанские клубы.

    Но при этом «Красная армия», несмотря на все свои очевидные минусы, смотрится на одном дыхании: отретушированные архивные кадры изящных комбинаций и восхищенные отзывы западных экспертов вызывают неподдельное чувство гордости за отважных парней, которые боролись до последнего и шли вперед, сплюнув на лед выбитые зубы. У которых в жизни была только одна цель - доказать, что «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней»

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии