НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
ММКФ-2016: конкурсная программа. Часть 2
4 июля 2016, 14:40:02
ММКФ-2016: конкурсная программа. Часть 2


Дочь/Dokhtar

Режиссер Реза Миркарими, 2016

Поставивший «Дочь» Реза Миркарими уже приезжал на ММКФ — в 2008-м его же лента «Проще простого» была признана лучшим фильмом фестиваля. Новая работа Миркарими — история об иранской старшекласснице Сетарех (Махор Алванд), ослушавшаяся отца (Фархад Аслани) и отправившаяся без разрешения в Тегеран провожать подругу, переезжающую в Канаду.

Можно предположить, что «Дочь» признали лучшей картиной ММКФ не за художественные достоинства (довольно скромные), а за поднятую тему: лента рассказывает о месте женщины в современном иранском обществе. Впрочем, Миркарим довольно аккуратен в своих высказываниях, он намекает, что отцовские подзатыльники вполне могут быть признаком любви, и завершает фильм фразой: «Никто не заменит человеку семью». В результате «Дочь», начисто лишенная комизма, парадоксальным образом выруливает на территорию, исследованную в отечественном кинохите «Горько!». Примечательно, что Аслани, признанного на фестивале лучшим актером, сценарий «Дочери» обязывает все полтора часа ходить с угрюмым лицом и выражать минимум эмоций. Зато героиня Алванд получилась довольно живой и естественной — однако награда за лучшую женскую роль досталась другой актрисе.

Пелена / Hamog

Режиссер Тери Мальвар, 2015

Лучшей актрисой жюри назвало Тери Мальвар, 13-летнюю филиппинку, исполнившую одну из ключевых ролей в фильме «Пелена». Тери сыграла Джинки, девочку-подростка из Манилы, которую нищая озлобленная мать не желает видеть дома. Джинки сперва шатается по улицам в компании таких же ненужных детей, а затем вроде бы находит новую семью — но жизнь в ней оказывается тяжелее, чем в трущобах. На посвященной фильму пресс-конференции присутствовавшие размышляли о том, что Ралстон Джовер в своей картине показал неожиданные Филиппины — такие, какими их не видят туристы. Между тем, в Маниле стоит на 30 метров отойти с проторенной тропы, и вы окажетесь в обстановке, отраженной в «Пелене». Так или иначе, дети-актеры (и Мальвар в том числе) — самое запоминающееся, что есть в фильме Джовера, поэтому выбор жюри кажется более-менее обоснованным.

Поющие башмаки / Peeshtite obuvki

Режиссер Радослав Спассов, 2016

В болгарской ленте «Поющие башмаки», отмеченной спецпризом жюри, можно довольно легко обнаружить параллели с «Эксцентриками», также снятыми в Восточной Европе. Обе ленты мешают музыку, политику и романтику. «Башмаки», впрочем, охватывают заметно более широкий период: картина рассказывает о деловых и семейных отношениях, установившихся между композитором Эдуардом Казасяном и певицей Лией Ивановой (каждого из персонажей в разные периоды жизни играют различные актеры). Эдуард влюбился в Лию, девушку на семь лет старше, еще в детстве, а затем пронес чувство через всю жизнь — чтобы сильно позже узнать, что их отношения, возможно, были срежиссированы спецслужбами. Как и «Эксцентрики», «Башмаки» — немного искусственное кино, авторам будто бы не хватало средств на воссоздание быта полувековой давности, и все получилось будто бы слепленным из сырого картона (впрочем, тут необходимо признать, что такая полуразмокшая серость действительно была характерна для быта стран соцлагеря).

Худшая из женщин / Choe-ag-ui Yeo-ja

Режиссер Чжон-гван Ким, 2016

Южнокорейскую «Худшую из женщин» отметила наградой федерация кинокритиков ФИПРЕССИ. Вопреки названию, лента, которую поставил Чжон-гван Ким, вовсе не тяжелая мрачная драма, а лирическая безделушка. В центре внимания — начинающая актриса, запутавшаяся в отношениях с мужчинами, и молодой японский писатель, приехавший в Корею, чтобы представить свой дебютный роман. Выясняется, что два человека, имеющие возможность общаться только на английском (он не знает корейского, она умеет сказать по-японски только «добрый вечер»), могут оказаться гораздо ближе к пониманию друг друга, чем давние знакомые. Простая и верная мысль, ее бы неплохо было упаковать в короткометражку, поскольку «Худшая из женщин» со своим сравнительно скромным хронометражом (94 минуты) все же кажется расфокусированной и затянутой.

Дневник машиниста / Train Driver's Diary

Режиссер Милош Радович, 2016

Приз зрительских симпатий ушел к фильму Милоша Радовича «Дневник машиниста» совместного производства Сербии и Хорватии. Причину теплого отношения аудитории к картине установить несложно: Радович снял зрительское кино, комедию, пускай и довольно черную. Картина рассказывает о непростой жизни водителей железнодорожных поездов: все они время от времени непредумышленно сбивают кого-то, не вовремя оказавшегося на путях, но в подавляющем большинстве случаев не несут ответственности. Тем не менее, совесть мучает каждого на протяжении всей оставшейся жизни. Поэтому не удивительно, что главный герой, машинист со стажем Илия (Лазар Ристовски) изо всех сил противится выбору приемного сына Симы (Петар Корач), также решившего посвятить себя вождению поезда.

Монах и бес

Режиссер Николай Досталь, 2014


А вот «Монаху и бесу», единственной российской ленте, вошедшей в программу основного конкурса ММКФ в этом году, заметных наград не досталось. Немного обидно: лента, снятая Николаем Досталем по сценарию Юрия Арабова, любопытная как минимум на уровне идеи (впрочем, это же можно сказать про многие другие конкурсные картины — их задумки гораздо лучше воплощения). По сюжету в один из российский мужских монастырей первой половины XIX века прибывает юродивый Иван Семенович (Тимофей Трибунцев). Вскоре выясняется, что Иван — не просто сумасшедший, а самый настоящий православный супергерой. Источником невероятных сил стал присосавшийся к несчастному демон Легион (Георгий Фетисов), преследующий собственные цели. Основная проблема «Монаха и беса» в том, что и Трибунцев, и Фетисов больше не играют, а кривляются и ерничают. Понятно, что Досталь снимал хоть и теологическую, но комедию; не понятно, почему отечественные комедии в большинстве своем получаются похожими на выступление не самой выдающейся команды КВН.

Память забвения / Quase Memória

Режиссер Руй Герра

И, наконец, бразильский участник конкурса — фильм «Память забвения», также оставленный жюри без внимания. Режиссер Руй Герра — вообще-то уже классик, кино он снимает с начала 1960-х, неоднократно успел съездить со своими лентами в Берлин и в Канны, а в 2004-м побывал и на ММКФ. Тем не менее, именно «Память забвения» — самый тягостный фильм из конкурса в этом году. Картина рассказывает о встрече пожилого Карлоса с самим собой, но на несколько десятков лет младше. Это обстоятельство освежает память старика, и вот уже Карлосы вдвоем вспоминают давних знакомых и родственников — но в первую очередь отца. Все флэшбэки решены в стилистике телевизионных капустников, глубокомысленные изречения скорее смешат («Шар — это метафора», с важным видом заявляют персонажи; в субтитрах также появляется слово «шлюхокурица»), сюжет упрямо отказывается складываться во что-то цельное. Герра, видимо, говорит о чем-то крайне важном для него самого — но так, что расслышать и понять режиссера довольно сложно. И даже актриса Мариана Хименес, в роли матери Карлоса немного похожая на молодую Евгению Симонову, ситуацию не спасает.





КОММЕНТАРИИ 2
Кадр на главном панно из фильма " К нас пришел Брюс Уиллис." ...
Мужик в очках: - О, к нам пришел Брюс Уиииллииис ! ...
А девочка: - Мама, что за лысый опасный мужик ! Мама ! ... PS: Однако ж почитаем про что статья...
Посмотрел бы "Дочь" и "Поющие башмаки". "Пелена" слишком тяжела (глянул бы, но жизнь и так не всегда солнце, чтоб еще тяжелые фильмы смотреть). Наши, увы, по дурной традиции мало порадовали, а вот "Дневник Машиниста" - в список "Обязательно посмотреть !". Кириллу Спасибо за обзор ! ...

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер