НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Рецензия на фильм Антона Мегердичева «Движение вверх»
28 декабря 2017, 15:11:00
Рецензия на фильм Антона Мегердичева «Движение вверх»

Успех спортивного байопика «Легенда № 17» несколько лет назад показал, что отечественный зритель с удовольствием отправляется в кино на подобные ленты. Разумеется, если эти ленты сделаны качественно. Создатели драмы «Движение вверх» захотели рассказать еще одну яркую историю, посвященную советскому спорту.

Москва. 1971 год. Владимир Гаранжин (Владимир Машков) назначен главным тренером советской сборной по баскетболу. Под его руководством команда скоро начинает побеждать на европейских соревнованиях. Однако амбициозному тренеру этого мало — на одной пресс-конференции он во всеуслышание заявляет, что намерен выиграть у сборной США на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. У команды, которая ассоциируется только с эпитетом «непобедимая». Против этого решения множество людей и даже некоторые события. Но удача сопутствует дерзким.

Снимать фильм только о баскетбольном матче — задача больше для документалистов, нежели для постановщиков игрового кино. Поэтому создатели «Движения вверх» немалую часть хронометража отвели на предысторию. Показывая все круги ада, через которые приходится пройти тренеру и его команде, они медленно, но верно сжимают размах истории до размеров баскетбольного кольца. А прошлое, настоящее и будущее ограничиваются тремя бесконечно долгими секундами, в которые решается исход матча.

Режиссер Антон Мегердичев очень быстро расставляет фигуры на поле, в первые же минуты заявляя зрителю, в каких направлениях будут разворачиваться основные конфликты. Первую часть фильма он (как и тренер) испытывает своих подопечных, бросая им личные, профессиональные, бюрократические и даже политические вызовы. При этом нельзя сказать, что весь этап подготовки к матчу смотрится вяло, неубедительно или скучно. В отличие от той же «Легенды № 17», в которой во главе угла был один человек, в «Движении вверх» герой — коллективный. Умело жонглируя драмой, юмором и экшном, которые связаны с каждым из персонажей, постановщик ни на секунду не дает зрителю отвлечься или посмотреть на часы. Пожалуй, такой подход в конкретной ситуации наиболее верный — результат матча известен каждому, а вот что ему предшествовало — не факт. Может, и не все достоверно, но художественный вымысел никто не отменял.

Что до самого матча, то тут стоит в первую очередь отметить операторскую работу Игоря Гринякина. На протяжении последних 40 минут фильма камера ни на секунду не останавливается — не соблюдая законов гравитации, она летает между корзинами, игроками, мячом и тренерами. Эффект погружения, что называется, полный. Создателям фильма удалось снять настолько напряженное противостояние двух стран в лице команд, что в последние минуты волей-неволей начинаешь сомневаться в собственной памяти.

Актерский состав, конечно, хорош, и создается впечатление, что роли писались под конкретных актеров. Машков, как всегда, суровый и несгибаемый, Башаров — двуличный и «скользкий», Гармаш — влиятельный и эмоциональный, а Смоляков — сомневающийся и неуверенный. Каждый из них хорош в своей роли, но, к сожалению, нельзя сказать, что эти характеры для них новы. Впрочем, увидеть плачущего Машкова можно далеко не всегда.

Так сложилось, что фильм выходит очень вовремя для нашей страны и нашего зрителя. После известных событий лента Антона Мегердичева — это очередное напоминание о силе наших спортсменов, нашего духа и яркости наших побед. Скептики, конечно, могут пробурчать что-то вроде «не путайте советский спорт с российским». Однако в ответ на это можно лишь предоставить статистику российских побед за последние 26 лет. Растущая мощь российского спорта очевидна. Растущее качество российского кино — тоже. И «Движение вверх» — лишнее тому подтверждение.





КОММЕНТАРИИ 10
"Растущая мощь российского спорта очевидна. Растущее качество российского кино — тоже." - я понял. это сарказм.
Фильм не смотрел пока. И хотя я очень чту победы советского спорта, и в принципе достижения легендарных спортсменов и коллективов, рецензия на 100% положительно - заказная. Спросите почему? Ну хотя бы потому, что автор не провел ни одной параллели расхождений событий в кадре с реальными. Не написал про смену фамилии (и в принципе типажа и поведения) главного тренера. Не указал о протестах родных Александра Белова, против одобренного студией сценария фильма. Ведь любая картина , снятая по истории, в рецензии требует каких то параллелей, сравнений, оговорок с реальным прошлым. Здесь этого нет. Для интересующихся вся история отлично описана на самых популярных спортивном и кино сайтах России. Найти не сложно.
вы знаете, коллега, мне фильм понравился на самом деле. И я писал только о фильме. А уж как далеко пошли авторы в своих "художественных допущениях" - это уже на их совести
Я надеюсь, он и мне понравится. По крайней мере я не страдаю принципами - на экране все должно быть под копирку из жизни. Но зачастую фильм, это не только то, что на экране, но и то что его сопровождает. Особенно биографические. Поэтому и стоило, на мой взгляд упомянуть об этом.
помнится, в отзыве на "Тупака" я посвятил часть рецензии закадровым делам. Тогда на меня обрушились возмущения, что надо писать только на фильм, а не на историю создания и прочее. В общем-то, я с этим согласен, так что...)
Нелегкая жизнь рецензента... Я например про историю 3 секунд знал и читал давно. Но о том каким был тренер Караншин, не знал. А в фильме, для большей красочности и, следуя, канонам жанра, его показали совсем другим, чем в жизни. Ну просто абсолютно другим человеком. И мне кажется, это важный момент. Это как снимать кино о Тайсоне, но при этом копировать все действия, характер, логику поведения Криштиану Роналду, к примеру. То есть у человека посмотревшего фильм, искаженная картинка реальной истории. И реальных героев. Ну а вам Марсель, наверное, стоит выбирать какую-то середину и все же упоминать в рецензиях байопиков наиболее ключевые расхождения реальности и кино.
Мединский расчищает кинопрокат под Российский кинематограф, отодвигая даты премьер ожидаемых многими голливудских лент. Под дело раскрутки нашего кино выделяются огромные ресурсы, в т.ч. липовые отзывы в соц.сетях, нагнетание искусственной истерии в СМИ и тыды Заказные рецензии дело очевидное и, теперь уже, привычное. При всем уважении к автору, и его до селе "чистой" репутации, перечитав рецензию несколько раз убежден - данная статья и обзор несут сугубо заказной "положительный" характер. Тень вы на себя бросили. это очевидно. а истины никто не узнает.
во-первых, прежде, чем выносить вердикт относительно "заказной - не заказной" рецензии я вам порекомендую все же посмотреть фильм. Посмотреть с точки зрения художественной (про отступление от истории я и сам написал). во-вторых, я на самом деле рад, что получилась картина о нашем спорте, которая (на мой взгляд) превзошла и замечательную "Легенду №17". в-третьих, на премьере были люди как из действующей нашей Олимпийской сборной, так и некоторые участники событий 1972 года. По окончанию рукоплескали все. в-четвертых, как ни крути, а каждый воспринимает фильм со своей колокольни. Кто бы что ни говорил про объективность. Год назад мне высказывали тут претензии за положительную рецензию на "Призрачную красоту". Я объяснил, почему я этот фильм принял так тепло. в-пятых, хотите увидеть пример заказной рецензии?
Пожалуйста - https://www.film.ru/articles/v-kogtyah-strasti
Спасибо за ответ. ... Легенда-17 тривиальная чушь, снятая по чуждим лекалам, потому вдвойне плоха. Про данный фильм. он может быть и хорошим, что не отменяет усилий мин.культа по его раскрутке. Вдвойне хорошее дело - писать за двойную зарплату СВОЕ НАСТОЯЩЕЕ мнение. Но все равно, прошу у вас и редакции прощения. И скорее всего, в итоге я был не прав. С новым годом!
Ждал этот фильм. Ходил сегодня на премьерный показ. Фильм очень понравился. Не затянут, держит в напряжении. Рекомендую.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер