НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Блог
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,
    Paths Of Glory
    Paths Of Glory

    Прочитал книгу Джеймса Нэрмора «Кубрик». Это первая, изданная на русском языке монография, посвящённая наследию великого Стэнли, и уже только за это хочется всем причастным сказать «Спасибо!». В принципе, то же самое можно сказать и автору. Но тут, как обычно, есть ряд нюансов.

    Как честный человек Нэрмор уже в прологе выкладывает все козыри на стол: он считает Кубрика модернистом (в традиционном значении, то есть последователем искусства первой половины 20 века), футуристом и ярым поклонником гротеска. Далее следуют шесть частей, где автор с разной степенью успешности пытается эти тезисы обосновать.

    Больше всего вопросов вызывает третий пункт. Конечно, при желании элементы гротеска можно обнаружить даже в разговоре HAL’a с астронавтом Боуменом, но так как Нэрмор постулирует именно приверженность Кубрика этому художественному приёму, то каких-то частностей недостаточно. Да, гротеска очень много в «Стрейнджлаве», предостаточно в «Лолите», щепотку можно обнаружить и в «Заводном апельсине». В остальных же картинах режиссёра гротеск или слишком условен или отсутствует вовсе. При этом сама постановка проблемы очень интересна. Имидж Кубрика — занудный «профессор» в очках, — явно не соответствовал его человеческому темпераменту и, строго говоря, был обманкой. И если расширить рамки до «юмор в фильмах Кубрика», отказавшись от жёсткой привязки к гротеску, то тема приобретает крайне привлекательный характер.

    Анализируя первые три полнометражные ленты Стэнли, Нэрмор зачем-то от начала и до конца пересказывает их сюжет. Это совсем не страшно, если читающий хорошо знаком с творчеством Кубрика, в обратном случае такая дотошность граничит с мелкой пакостью. (Справедливости ради стоит заметить, что такой приём изложения встречается часто. Т.е. пишутся подобные книги в большей степени для поклонников и специалистов, нежели неофитов. С другой стороны, это вряд ли может служить полноценным оправданием).

    В целом, Нэрмору пришлось нелегко. О Кубрике в англоязычных cinema studies написаны тонны и километры текстов. Сказать в этой области что-то своё и быть услышанным — крайне сложно. Тем не менее, автору удалось найти удачную точку обзора и дельно изложить свой взгляд на некоторые аспекты творчества режиссёра.

    Конечно, «Кубрик» — это не научная монография в классическом смысле слова, а скорее талантливое приглашение в мир одного из крупнейших режиссёров второй половины 20 века. И, если не считать уже упомянутого приёма с пересказом сюжетов, эта книга может стать отличным подарком для всех интересующихся кубриковским наследием. Свой ликбез Джеймс Нэрмор осуществил на твёрдую четвёрку.

    КОММЕНТАРИИ 4

    В Стрейнджлаве гротеска много но и в Заводном апельсине данное количество я бы щепоткой не назвал. Хотя если разговор идет исключительно о содержании (а не о форме), тогда наверно да.

    Где её в Москве купить?

    В любом крупном магазине.

    Спасибо за обзор. Надо брать.


    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.