В своё время мимо радаров прошёл «Космополис» Кроненберга. Затерялся где-то на кинематографических просторах. Пришло время восстановить справедливость. Там же, кроме всего прочего, и контекст замечательный, изящно выстроенный маркетологами, но, с другой стороны, очевидный и без лишних подсказок: сотрудничество трёх разновеликих, но достойных людей — режиссёра Кроненберга, писателя ДеЛилло и артиста Паттинсона. На счёт последнего принято иронизировать по поводу и без (чаще всё-таки по поводу), но в данном случае с самого начала было понятно, что всё будет как старина Дэвид скажет, а уж он нужные для результата актёрские соки всегда умел выжимать.
Пока ночь не разлучит
Весь фильм гениальный миллиардер (его талант — умение предвидеть колебание котировок на мировых биржах) Эрик пытается доехать до любимого парикмахера на своём белом лимузине, но разного рода неприятности — случайная встреча с молодой женой, бесконечные разговоры с помощниками, увещевания телохранителя о грозящей опасности, постоянные пробки из-за прибывшего в город президента и т.д. — мешают беспрепятственно добраться из пункта А в пункт B. Единственное, что остаётся Эрику во всём этом бардаке, грызть орешки, смотреть грустным взглядом сквозь стекло автомобиля и переживать о диагностированной асимметрии простаты.
Роман Дона ДеЛилло «Космополис» — любопытный литературный трансформер, где с одинаковым успехом можно обнаружить отголоски Чака Паланика и Уильяма Гибсона. Тягучая и неповоротливая на первый взгляд проза к середине обнаруживает в себе весомую долю драйва, ближе к финалу рождая осознание не зря потраченного на чтение времени. Мотивация Кроненберга вполне понятна. Его материал. Другое дело (и это вечная история для любой экранизации), что первоисточник в любом случае не равен снятому по нему фильму, особенно когда в режиссёрском кресле живой классик, самостоятельно написавший сценарий.
В «Космополисе» Кроненберг по-фирменному холоден и «безразличен» к материалу. Ближайшая аналогия — «Автокатастрофа», экранизация ещё одного важного романа ещё одного большого писателя. Однако, кажется, впервые за долгое время режиссёр явственно отходит от излюбленного лейтмотива — мутаций в любых их проявлениях (конечно, при желании и здесь можно что-то нащупать, но то уже будет акт скорее насильственный, нежели естественный). Главный герой вполне целен, даже монолитен. Любую информацию, будь то приближающийся конец света или неприятности по части здоровья, воспринимает в едином эмоциональном диапазоне, просто как данность, без болезненной рефлексии. И, понятно, что дело тут не в миллиардном состоянии, обеспечивающим бытовой комфорт, а в зияющей дыре вместо души и сердца.
В год, когда вторая волна мирового экономического кризиса должна накрыть всех и вся, смотрится всё это актуально. Только сам Кроненберг так никаких ответов и не даёт. Писатель ДеЛилло своего читателя к какому-никакому катарсису подводил, тут же — мастерская интермедия на тему. Исходный материал режиссёр покромсал, а чего-то своего (по сути, а не повествовательно) не предложил. Можно сказать — хитро, но можно и возмутиться, призвать, так сказать, маэстро к ответу.
В итоге, правда, не хочется ни того, ни другого. «Космополис» — стильная работа. Как стул из IKEA. Сидеть удобно, красиво выглядит, но вот по душам с ним не поговоришь.
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 14
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
После просмотра трейлера было такое же ощущение, как и сейчас после прочтения заметки... В кино, к сожалению, сходить не удалось, хотя, может оно и к лучшему...