Пара обещанных слов об итогах Каннского кинофестиваля. Программа в этом году была очень даже, и финальный расклад мог быть более-менее любым, но победил каннский любимчик Джейлан. Победил вполне ожидаемо и, надо полагать, заслуженно. По крайней мере, сомневаться в качестве его новой картины нет никаких оснований. В таких случаях всегда интереснее, кого оставили не удел.
А не у дел оказались не последние люди: Лоуч, Ли, Эгоян, Ассаяс, Кроненберг, братья Дарденны (юбилейный приз экуменического жюри не в счёт). И обидней почему-то именно за братьев. Их «Два дня, одна ночь» был одним из главных фаворитов смотра, но Кэмпион сотоварищи решили иначе. Нельзя не отметить красивый жест с призом Жюри, который поделили Долан с Годаром. Символично. Тот случай, когда и молодость уже кое-что знает, да и старость (хотя к вечно молодому Жан-Люку это определение подходит меньше всего) ещё ой как может. Приз «Левиафану» — очередное подтверждение очевидного. Звягинцев — режиссёр, которого не просто «там» знают, но ценят и любят. Вполне заслуженно. Можно сказать, что год для отечественного кино уже состоялся: в начале 2014-го был германовский «Трудно быть Богом», ближе к концу будет «Левиафан».
Понятно, что любое решение Жюри это всегда такая вещь, которую можно воспринимать исключительно post factum, пытаясь вписать имеющийся результат в свою систему координат (очевидно, что если бы «Ветвь» дали тому же Годару или Кроненбергу разговор был бы другой). На самом деле, важнее другое. Вне зависимости от списка победителей, и наличия или отсутствия там собственных фаворитов, в обозримом будущем нас ждёт встреча со всеми конкурсантами. И можно быть уверенным, что в подавляющем большинстве случаев это будут встречи со знаком плюс.
А Гослинг, говорят, провалил свой режиссерский дебют. Жаль.