НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Напекло
11 октября 2014, 19:24:56
Напекло

На этой неделе в прокат вышел «Солнечный удар» Никиты Михалкова, и об этом по традиции хочется сказать несколько слов. Фильм охватывает два временных пласта: 1907-й и 1920-й. В первом — во время путешествия на пароходе по Волге молодой поручик влюбляется в замужнюю незнакомку. Во втором — он же, вместе с сотней-другой сдавшихся в плен белогвардейцев будет ждать высылки, и задаваться одним и тем же вопросом «Как всё это случилось?». 


Несложно догадаться, что данное вопрошание имеет прямое отношение не только к любовной истории 13-летней давности, но и событиям 1917 года и последовавшей за ними гражданской войне. Красная армия победила, и ничего иного, кроме как горевать о «России, которую мы потеряли» поручику и его однополчанам не остаётся. Примерно этим же занимается и режиссёр, на протяжении 3 часов сталкивая лбами незамысловатый, но трогательный адюльтер и почти публицистические рассуждения об исторической судьбе родины. 

Подобная закваска — берём одно, берём другое, тщательно смешиваем, доводим до кондиции — могла оказаться вполне удобоваримым фундаментом для чего-то большого, глубокого и настоящего, но в случае с «Солнечным ударом», увы, обернулась бессвязным бормотанием о принципиально разных вещах (хотя автору, вне всяких сомнений, кажется, что ведает он об одном, сокровенном и самом важном). Использованный Михалковым приём параллельного нарратива (1907 и 1920 годы) не нов и имеет полное право на существование. Вся суть, однако, в подаче. Никита Сергеевич тонет в собственном символизме, порой граничащем с откровенной художественной пошлостью. Собственно, примерно то же самое случилось и с приснопамятной дилогией-продолжением «Утомленные солнцем». Хотелось верить, что режиссёр как-то переосмыслит избранную стратегию, приведшую к сомнительному результату, но нет. Всё то же самое с рядом косметических изменений. 

Естественно, как и поручик, хочется задаться сакраментальным «Как всё это случилось?». Думается, дело в том, что Михалков-публицист (см. выпуски «Бесогон ТВ») окончательно взял верх над Михалковым-режиссёром. Первый, что называется, заказывает музыку и утверждает меню, второй — беспрекословно подчиняется, превращая былую эстетику талантливейшего художника в разжиженную кашицу для целевой аудитории канала «Россия 1». 

«Солнечный удар» заявлен как экранизация бунинской прозы. Что сказал бы Иван Алексеевич, увидев работу Никиты Сергеевича — можно только догадываться, но в фильме этом нет ничего, кроме его режиссёра. Это совсем не смертельно, хуже то, что Михалков проговаривает две с половиной мысли (которые мы уже давным-давно знаем и благополучно выучили наизусть) на протяжении почти бесконечных 180 минут. В свои лучшие годы на решение подобной задачи он бы потратил не более получаса.






КОММЕНТАРИИ 10
Иногда ваша работа Станислав, бывает тяжкой, все таки - 3 часа смотреть такое...не позавидуешь.
Плевать на Михалкова. Только что закончил с предпоследней серией The Knick. Бегите смотреть, если еще этого не сделали! Ждем вашу заметку, а сам ставлю сериал на полку с самыми лучшими. На второй сезон плевать. Главное, чтобы финал был опустошительным.
Основные тезисы. Шарфик, поршни, коляска, сиськи, бог все видит и когда-нибудь да накажет, пятая колонна развалила Матушку Россию, демократия для рабов, Никита Сергеевич - помазанник божий, логика - враг народа, мозги - яблоко раздора, без царя пропадем, но режим привносит пикантности, карету мне, холоп.
Если бы БаринВсеяРуси снимал свои старческие бредни, хотя бы не за 21 миллион дохлых президентов, а за пару-тройку, то и хрен бы с ним.
Но уж больно дорогим удовольствием является бесогоновское нытьё о судьбах "Расеи, которую мы..."
Мне тоже не понятно, как он после:
Свой среди чужих, чужой среди своих
Раба любви Неоконченная пьеса для механического пианино (особенно мною любим)
Пять вечеров
Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Родня Урга: Территория любви так сильно сдал, превратился в "Бесогона" и абсолютно забронзовел.
Такое ощущение, что выше перечисленные фильмы, заслуга не сколько Никиты Сергеевича, а людей, которые его окружали: сценаристы, монтажеры, композиторы и т.д, а без этих людей, он ни на что не способен, увы.
Сборы у фильма фантастические ))
"Окаянные дни" при прочтении, не смотря на короткость, тоже кажутся бесконечными. И то, что Михалкову ранее понадобилось бы полчаса, а Никулину полабзаца, сейчас переходит в сериальную область.
По мне так вполне себе хороший фильм.
Станислав, сколько читал Ваши рецензии - все очень четко и понятно, всегда чувствуется настроение, причем не предвзятое и внушающее ощущение объективности. Но с отзывом на этот фильм что-то пошло не так. Очень сильно выражен эмоциональный аспект, многозначительные абстрактные понятия. Так, Вы пишете

«Как всё это случилось?»

Думается, дело в том, что Вы просто несогласны с его публично высказываемыми гражданскими позициями. И преодолеть это, абстрагироваться от этого во время просмотра фильма, Вы, к сожалению, не смогли.

Думается, дело в том, что Вы просто несогласны с его публично высказываемыми гражданскими позициями. И преодолеть это, абстрагироваться от этого во время просмотра фильма, Вы, к сожалению, не смогли.


Если бы у меня возникло желание высказать мнение о гражданской позиции Никиты Сергеевича, я бы его озвучил. Заметка в блоге посвящена фильму. А гражданская позиция режиссёра Михалкова может быть любой, если не противоречит Уголовному кодексу РФ. Скажем, Алексей Юрьевич Герман или Алексей Октябринович Балабанов могли по выходным есть детей (к примеру), но это не способно отменить очевидной художественной значимости их творчества. Так же и здесь.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер