НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

10 самых необычных фильмов Открытого фестиваля российской анимации

Kinomania.ru , 20 марта 2018, 20:10:00

В Суздале завершился XXIII фестиваль российской анимации. Екатерина Визгалова рассказывает о десяти смелых, нестандартных и ярких картинах. 

В Суздале завершился XXIII фестиваль российской анимации, на котором можно было увидеть более 200 разноформатных фильмов, 108 из них – в конкурсной программе. Важно заметить, что в рамках этого ежегодного и многими любимого форума всегда можно посмотреть и те работы, которые были присланы для селекции, но не отобраны в программу, и таким образом получить полную информацию о состоянии дел в анимационной отрасли. Просмотр большого количества фильмов в Суздале — а это примерно все, что сделано в России за год — позволяет определить и вектор развития индустрии, и разного рода тенденции: тематические, изобразительные, связанные с коммерческим запросом и так далее.

А поскольку Анимация — девушка чуткая, быстрее всего реагирующая на любые изменения, подхватывающая модные настроения и влюбленная в эксперименты, в программе всегда есть смелые, нестандартные, а порой и откровенно странные фильмы. Чаще всего они и оказываются самыми интересными, удивляют, выбиваются из общего ряда. Про самые яркие из них мы хотим рассказать.

«А как наши космонавты»

Реж. Галина Голубева / студия «Союзмультфильм»

В основу картины положена одноименная песня, исполняемая солисткой Фольклорного Ансамбля белгородского села Верхняя Покровка, (слушать здесь). «...Ой на советском корабле / Да полетели высоко / полетели высоко, полетели далеко»., — запевает Мария Яковенко. Изображение органично вторит музыке — это стилизация под русское декоративно-прикладное искусство (Кировская домовая роспись, роспись прялок и сундуков, отчасти городецкая роспись), где вместо красок используется пластилин. В кадре трое простых деревенских парней прощаются с женами и отправляются в космос, летят, приземляются на Марсе, «работают дружно» и возвращаются домой с богатым урожаем. История щедро сдобрена шутками-прибаутками: космонавты надевают на голову стеклянные круглые банки и летят на корабле, по форме напоминающим православную церковь. С ними в небо отправляется четвертый член экипажа — корова.

Раскроем и главный козырь картины: наряду с песней, в промежутках между куплетами, звучит голос еще одного простого русского парня — Юрия Алексеевича Гагарина, который спокойно и уверенно говорит о своем полете и о том, что очень скоро мы все будем летать. За умение так виртуозно поженить советские космические завоевания и русский фольклор фильм получил на суздальском фестивале приз за лучшую студенческую работу и номинирован на анимационную премию «Икар».

«Белоснежье»

Реж. Ирина Эльшанская / студия «Союзмультфильм»

Притча о том, что наши желания материальны. Глиняный человек просыпается в стерильно-белой комнате без окон и дверей и обнаруживает, что оставляет на полу грязные отпечатки ног. Внезапно в стене появляется проем, в котором услужливо материализуется все, что нужно для уборки — ведро, тряпка, перчатки. Пытаясь сохранить комнату в первозданном виде, человек принимает все большее усилия, но следы собственной жизнедеятельности все равно не может скрыть. Наконец отчаяние помогает герою сломать границы мировосприятия и увидеть соседнюю комнату: там, за стеной — затоптанный напрочь пол и упоенный творчеством художник, которому мироздание по запросу предоставило кисточки и краски.

Тема белой комнаты как метафоры жизни — не нова, можно вспомнить хотя бы «Символ» Хитоси Мацумото, где герой в пижаме оказывается в точно такой же белой комнате, и из ящичков в стене к нему выезжают всевозможные предметы, о назначении которых не сразу и догадаешься. Символизм «Белоснежья» может и не так заковырист, но это тот случай, когда простота придает метафоре изящество. Идею и ее воплощение оценило и жюри фестиваля, вручив Ирине Эльшанской диплом в категории «за лучший дебютный фильм» с формулировкой «за переход от стерильности к счастью».

«Бруклинский бриз»

Реж. Алексей Будовский / студия Figli-Migli Production

Музыкальное путешествие по Бруклину 20-30-х годов прошлого века, созданное на основе музыкальной записи нью-йоркского оркестра под управлением Майкла Аренеллы. Фильм выполнен в технике двухмерной компьютерной анимации, его герои — ожившие строительные краны, черные водонапорные башни на крышах домов, бодро вышагивающие поодиночке и группами под джазовую музыку, под огромной оранжевой луной. Людей здесь нет, сосредоточием жизни становится сам город. Это небольшое кино — удивительное признание в любви Нью-Йорку от режиссера, который, кстати, и обучался там, в Бруклинской киношколе.

Фильм получил Диплом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за теплый привет из старого Бруклина»

 

«Дача, пришельцы, огурцы»

Реж. Екатерина Михеева / Школа дизайна НИУ ВШЭ

Один из самых смешных фильмов конкурсной программы полон абсурдных гэгов, но при этом не лишен нарратива. На типичном дачном хозяйстве где-то в средней полосе пора собирать урожай и закатывать банки, но дело идет вяло. Один работник уснул в неудобной позе на завалинке, другой пытается настроить радиоприемник, девочка с косичками топчется вокруг, задевая всех толстыми ногами. Дело принимает крутой оборот, когда появляются пришельцы на клиновидном НЛО, и метко запущенный огурец разбивает их корабль. Теперь одноглазые вынуждены работать на огороде с лопатой.

Очарование фильма проистекает из его выразительной стилистики, непривычных форм и искривленных пропорций. Важна и нарочитая небрежность, и ограниченное количество цветов, и неравномерная заливка (акцент на лице главного победителя пришельцев и огурцах). Все это создает особенный невероятный мир фильма, являющейся смешной пародией на наши национальные дачные традиции. Диплом в категории «за лучший студенческий фильм» с формулировкой «за высокий полет огурца».

«Синие руки»

Реж. Михаил Шепилов, Александра Анохина / ВГИК

Эта студенческая работа посвящена не лайкам в фейсбуке, как можно было сразу подумать. «Синие руки» — хоррор, он рассказывает жуткую историю пианиста, который пострадал при пожаре. Его руки почернели, их перебинтовали, и от невозможности играть он начинает сходить с ума (анимация, как известно, удобна тем, что с ее помощью довольно легко изобразить сумасшествие). Рядом с главным героем мечется его дочь — девочка с синими руками. Она пытается утешить мужчину, но он хочет только одного — вернуться на сцену. Тогда дочь отдает свои руки папе, тот садится за рояль, снимает с клавиши вуаль и начинает играть. Но все заканчивается не по-доброму: из рояля вылезает чудовище и съедает девочку. А руки пианиста вновь чернеют. Трактовку этого фильма предлагаем придумать самостоятельно. Он очень странный.

 

«Теория заката»

Реж. Роман Соколов / студия «Петербург»

Лучшим короткометражным фильмом в Суздале стала картина о маленьком человеке с велосипедом, который отправляется в лес и запускает в действие некий механизм, отвечающий за ход времени. Поршни поднимают в небо солнце, и оно на длинных худеньких ножках совершает по земле пешую прогулку, пока жизнь идет своим чередом. Вообще-то непросто передать очарование картины, главной особенностью которой является воображаемый мир, живущий по иным логическим законам. Он, с одной стороны, проще — более упорядоченный, гармоничный, и каждый в нем понимает свое место и предназначение. С другой — в нем тоже есть любовь, рождение, смерть, родственные связи и музыка, а значит он, как и наш мир, — уязвим и требует внимательного, заботливого отношения и друг к другу, и к своим обязанностям.

 

«Аниматанго»

Продюсер Сергей Капков / НАП «Икар»

Традиционный джем-сейшн, приуроченный к национальной премии «Икар», выполнен 12-ю разными режиссерами под руководством Сергея Капкова. Возможно, предыдущая работа «Совы нежные», сделанная тем же коллективом авторов, была поинтереснее, но и эта совсем не дурна — в динамичном танце сплетаются разные герои фильмов, оживают граффити, предметы, впрочем, не обязательно много писать, если можно посмотреть кино в свободном доступе.

 

«Машина прогресса» / «Про бабу, которая хотела улететь»

Реж. Александр Свирский / студия «Мастер-фильм»

Фантасмагорические фильмы Саши Свирского имеют настолько яркий отличительный стиль, что их трудно не узнать, даже не заглядывая в титры. Это сверхэмоциональные музыкальные произведения, в которых анимация подобна импульсам, энергетическим потокам, психотропным препаратам. Она вызывает возбуждение, чувство тревоги или, напротив, оказывает гипнотическое воздействие, и все это с помощью цвета, ритма, расчленяющихся и вновь соединяющихся форм. Аудиовизуальная часть фильма всегда доминирует над содержательной, о чем кино — без подсказки и определить бывает сложно. Хорошо, что в фильме «Про бабу, которая хотела улететь» есть такое подробное название, оно же синопсис. «Машина прогресса» же — клип на песню Oxxxymiron, этот фильм лежит в свободном доступе — вообще Свирскому очень идет рэп. Или рэпу — Свирский.

«Rain moments»

Реж. Роман Верещак / независимое производство

Вот прекрасное кино, которое почему-то не взяли в конкурсную программу. Уникален фильм, во-первых, формой рисунка, который не заполняет весь кадр целиком. Во-вторых, здесь нет разнообразия планов, этим «Rain moments» напоминает компьютерную игру: облака пьют воду из озера и отправляются в путь. По пути тучки поливают землю, на месте полива вырастают елки, под облаками движется маленькая машина, вслед за облаками — летающая тарелка. Все очень просто и немного странно, особенно тем, кто любит вопрос «зачем?». Но фильм покупает с потрохами вот этой простотой и еще волшебной колористикой, а за счет округлой формы создается ощущение мира на ладони, мира внутри стеклянного шара, который тебе подарили, а ты не можешь налюбоваться, хотя и не знаешь, что ж теперь с ним делать.

«Казегоб»

Реж. Диана Синеокая / СИNE-О-КИNО

И еще один фильм, не попавший в конкурсную программу, самый, наверное, необычный из всех в программе, но довольно забавный, даже на стадии описания. Автор определяет жанр своей работы как «русский народный экологический мюзикл». Это рисованная компьютерная двухмерная анимация с использованием различных фактур (мягкие игрушки, лопающаяся упаковка и так далее), призванных изобразить планету после экологической катастрофы. Мир населен неунывающими музыкально одаренными мутантами странных очертаний и ярких расцветок, которые на своем языке поют о прежнем мире, в котором были запасы питания и прочие радости. Краткое содержание этих серьезных песен мы узнаем из титров, мелодии же далеки от заявленного пафоса — «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай» или «По улице ходила большая крокодила». Приятно все же думать, что какая-то культура останется на Земле после нас, а не одна только пузырчатая упаковка.

 






другие Подборки

В честь выхода в прокат нового «Кладбища домашних животных», которое в США приняли куда лучше, чем у нас, Киномания решила разобраться какие же фильмы по книгам любимого писателя считаются лучшими на Западе по данным сайта Rotten Tomatoes.

По просьбе Киномании режиссер нового отечественного хоррора «Рассвет» Павел Сидоров составил список из пяти настольных фильмов, к которым он постоянно обращался в процессе работы над своим полнометражным дебютом.

В прокат вышла картина «Т-34» – за год уже третья отечественная лента про танки. Самое время вспомнить все остальные знаковые фильмы на гусеничном ходу.

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер