НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Пять документальных фильмов о режиссерах

    ,

    К выходу фильма «Бергман» Михаил Моркин решил вспомнить документальные ленты об известных кинематографистах из разных стран, зачастую снятые их не менее известными коллегами.

    «Де Пальма» / De Palma

    Реж. Ноа БаумбахДжейк Пэлтроу, 2010

    Фильм-интервью от друзей-режиссеров Ноа Баумбаха («Милая Фрэнсис») и Джейка Пэтроу («Спокойной ночи») — шикарный подарок всем любителям творчества Брайана Де Пальмы. В отличие от большинства документальных фильмов о режиссерах здесь нет «говорящих голов» многочисленных друзей и коллег, а режиссер сам комментирует свою обширную фильмографию (представленную отрывками). Создатель «Лица со шрамом» рассказывает о детстве, любви к хичкоковскому «Головокружению», дебютной «Свадебной вечеринке», успехе «Кэрри», «Бритвы» и «Неприкасаемых» и провале «Миссии на Марс» и «Костра тщеславия». Разумеется, любимые темы Де Пальмы вуайеризм, заговоры и убийства не остались без внимания. Впрочем, обидно что тридцать часов разговоров с режиссером превратились в лишь 110-минутый фильм — многим работам явно уделено слишком мало времени.

    «Письмо к Элиа» / A Letter to Elia

    Реж. Кент Джонс, Мартин Скорсезе, 2010

    Вместе с документалистом Кентом Джонсом («Хичкок / Трюффо») Мартин Скорсезе снял маленький и глубоко личный фильм о жизни и карьере классика американского кинематографа Элиа Казана. «Письмо к Элиа» состоит из сцен из фильмов Казана, его интервью, отрывков из автобиографии и детальных комментариев самого Скорсезе. Это не традиционный документальный байопик, а скорее эмоциональное признание в любви, которое говорит о Скорсезе не меньше, чем о самом Казане. Скорсезе рассказывает о влиянии, которое на него в молодости оказали работы Казана, особенно подробно разбирая «К востоку от рая» и «В порту» — фильм, после которого Казан «превратился из режиссера в фильммейкера». Скорсезе также не обходит стороной театральные корни Казана и противоречивый скандал, который преследовал его всю жизнь: в 1952 году на слушаниях в Комитете по расследованию антиамериканской деятельности он открыто назвал имена своих соратников по Коммунистической партии, тем самым навсегда оборвав их карьеры.

    «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» / Une journée d’Andrei Arsenevitch

    Реж. Крис Маркер, 1999

    В 2000-м году известный французский документалист и киноэссеист Крис Маркер («Взлетная полоса») сделал для документального сериала «Cinéastes de notre temps» («Кино нашего времени») 55-минутную серию о жизни и творчестве Андрея Тарковского. В фильм вошел «бекстейдж» со съемок «Жертвоприношения», кадры, снятые в последние дни жизни режиссера, когда он уже умирал от рака в Париже, и эпизоды из всех его работ, включая учебных «Убийц». Маркер комментирует повторяющиеся темы, интересовавшие Тарковского, его отношения с советской властью и подход в работе с актерами, создавая не только трибьют, но и в фильм-исследование. Семью годами ранее Маркер также снял картину «Гробница Александра, или Последний большевик», посвященную другому советском режиссеру — Александру Медведкину.

    «Токио-Га» / Tokyo-Ga

    Реж. Вим Вендерс, 1983

    Весной 1983 года немецкий режиссер Вим Вендерс («Париж, Техас», «Небо над Берлином») отправился в Токио, чтобы посмотреть, как город изменился с тех времен, когда в нем жил и работал японский классик Ясудзиро ОдзуТокийская повесть»). В итоге фильм получился не столько о режиссере, сколько о вестернизации резких переменах, произошедших со столицей Японии и ее жителями. Вендерс наблюдает за японцами в гольф-клубе, мастерами, производящими пластмассовую еду для витрин ресторанов, меланхоличными завсегдатаями игровых автоматов пачинко и играющими в бейсбол детьми. Попутно он ненадолго встречается с коллегами Крисом Маркером (см. выше) и Вернером Херцогом, жалующимся, что снимать в городе нечего. Непосредственно к Одзу Вендерс возвращается в интервью с актером Тисю Рю, на протяжении тридцати лет игравшим у режиссера стариков, и оператором Юхару Ацутой, который ушел из кино после смерти своего учителя, не желая работать с кем-либо еще.

    «Это странное имя Федерико!» / Che strano chiamarsi Federico

    Реж. Этторе Скола, 2013

    К 20-й годовщине смерти Федерико Феллини итальянский режиссер Этторе Скола («Необычный день») снял фильм-воспоминание о дружбе с классиком, с которым он познакомился, устроившись художником в юмористический журнал «Марк Аврелий». Скола рисует полный любви портрет Феллини, делясь воспоминаниями о совместной работе в редакции, поездках по ночному Риму, посещении съемочных площадках друг друга, а заканчивает картину архивной съемкой прощания с Феллини, на которое съехалась вся Италия, и доводящей до слез нарезкой из фильмов классика.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.