НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Тролли, ведьмы и мертвый снег: 10 лучших скандинавских хорроров

    ,

    В российском прокате идет «Солнцестояние» - новый хоррор Ари Астера на скандинавскую тематику. «Киномания» напоминает, что в этом регионе время от времени появляются и собственные достойные внимания образцы жанра. Представляем вам десять скандинавских хорроров, от 1920-х до 2010-х, передающих все жанровые оттенки, от комедийного до псевдодокументального.

    «Ведьмы» (1922)

    Очень важный, во многом опередивший свое время, фильм датчанина Беньямина Кристенсена, снятый на шведские деньги, и стилизованный под документальный отчет о феномене колдовства и роли ведьм в истории. Фильм был самым дорогим кинематографическим проектом эпохи немого кино в Скандинавии, а о его историческом значении говорит хотя бы тот факт, что компания, выпустившая в 1999-м знаменитую «Ведьму из Блэр» называется Haxan Films – и это не случайное совпадение. Фильм высоко оценили в скандинавских странах, но он был запрещен в США и серьезно отцензурирован для показа в других странах, что, впрочем, не помешало ему остаться в памяти, и сегодня он справедливо считается одним из шедевров своего времени.

    «Триллер: Жестокий фильм» (1973)

    Уникальный в своем роде фильм – шведский эксплотейшн, снятый режиссером-визионером в годы, когда шведская цензура беспощадно вырезала секс и насилие из каждого второго фильма, выходившего в широкий прокат. Режиссер Бо Арне Вибениус (работавший до этого, между прочим, с Ингмаром Бергманом) снял по своему собственному сценарию сюрреалистический гибрид экшна, хоррора и порно, щедро украшенный многочисленными визуальными фишками, которые – действительно – лучше один раз увидеть, чем пытаться описать словами. Фильм рассказывал историю девушки Маделин (играет ее известная модель Кристина Линдберг), которую в детстве насилует бомж, а во взрослом возрасте она попадает в бордель, где ей вырезают глаз, и жестокий хозяин доводит до самоубийства ее родителей – после чего, естественно, Маделин загорается неукротимой жаждой мщения. Снято все это со звериной серьезностью, включая сцены трудовых будней главной героини в борделе, которые сделали бы честь любому фильму студии Private. Ну, а сам образ Маделин, надо сказать, произвел большое впечатление на Квентина Тарантино, что легко заметить любому, кто видел его дилогию «Убить Билла».

    «Зловещий Эд» (1995)

    Эта разухабистая хоррор-комедия – дебютный (и лучший) фильм шведского режиссера Андерса Якобсона, снятый, как водится, с микроскопическим бюджетом, но чудовищным энтузиазмом, который виден в каждом кадре. История про измученного работой монтажера Эда, вырезающего сцены насилия из бесчисленных трэш-хорроров – язвительная сатира на шведскую политику цензуры в кинематографе, которая вплоть до 1990-х годов была одной из самых жестких в Западной Европе: естественно, ее основной жертвой были фильмы ужасов. И, что особенно иронично, в момент выхода фильма его захотели прокатывать лишь 4 кинотеатра на всю Швецию, а уже через год, в 1996-м, цензура была отменена. Было ли это простым совпадением или же протестное искусство возымело действие – отдельный разговор, но фильм Якобсона был продан в более чем 60 стран, оставшись классическим (и редчайшим) образцом шведского сплэттер-кино.

    «Остаться в живых» (2006)

    Режиссер Роар Утхауг, для которого «Остаться в живых» стал дебютом в полном метре, потом успешно продолжил карьеру в Скандинавии, а недавно перебрался в Голливуд, где снял перезапуск фильма про Лару Крофт. В его первом фильме тоже немало акробатики – только с более печальным финалом. Сюжет для слэшера более чем типичный: компания друзей едет покататься на сноубордах, останавливается в заброшенном отеле, и попадает в поле зрения маньяка, который с помощью ледоруба методично сокращает численность буйной молодежи. Но красивая операторская работа, высокая динамика событий и запоминающийся образ маньяка свое дело сделали, и фильм не только хорошо показал себя в прокате, но еще и смело может претендовать на статус главного слэшера Норвегии, породившего целую франшизу из трех частей (одна из которых, как водится, приквел).

    «Впусти меня» (2008)

    Главный вампирский фильм Швеции (если не всей Скандинавии), имевший немалый успех как внутри страны, так и на международном рынке, и породивший одноименный американский ремейк. В основе сюжета лежит книга Йона Айвиде Линдквиста, который сам же и написал сценарий, заметно переработав некоторые важные детали, и поставив в центр истории отношения двух очень разных героев – двенадцатилетнего мальчика Оскара, и Эли – древней вампирши, запертой в теле маленькой девочки. Звучит все это как шведская версия «Сумерек», но не стоит обманываться: фильм Томаса Альфдрессона намного больше заимствует от социальной драмы, чем от тинейджерской саги про любовь и кровь.

    «Сауна» (2008)

    Из всех представленных в этом списке фильмов, этот, пожалуй, тематически ближе всего к «Солнцестоянию» - в финской ленте Антти-Юсси Аниллы также немало внимания уделено религиозным образам, хотя контекст для них выбран совершенно иной. В сюжете рассказывается о событиях конца XVI века, когда, по окончании войны России и Швеции, двое братьев, служивших в шведской армии, оказываются в затерянной на болотах деревне, где попадают в сауну, окруженную призраками. В этот нехитрый сюжет Анилла грамотно вплетает христианские темы греха и искупления, придавая традиционной для мистического хоррора истории о проклятом месте дополнительный смысл – так что кино уверенно дрейфует от условного готического хоррора к драме со сверхъестественными элементами.

    «Операция ‘Мертвый снег’» (2009)

    Если «Остаться в живых» - главный норвежский слэшер, то этот фильм – главный в Норвегии зомби-хоррор. Семеро молодых людей приезжают в уединенный коттедж, чтобы классно отдохнуть на праздничный уикэнд, и обнаруживают поблизости толпу зомби-нацистов, готовых убить любого, кто окажется рядом с награбленными когда-то ими у местных жителей сокровищами – какой-нибудь Джесс Франко в 1980-х сделал бы из этого умопомрачительный трэш, а Томми Виркола в 2000-х – стильную хоррор-комедию. Причем историю про восставших из мертвых нацистов Виркола удачно зарифмовал с классическим в норвежской мифологии сюжетом про драугра – живого мертвеца, охраняющего закопанные у могил сокровища. Фильм имел немалый международный успех, так что в 2014-м неугомонные зомби-нацисты вернулись на экраны в сиквеле – на этот раз утихомиривать их пришлось зомби-красноармейцам.

    «Охотники на троллей» (2010)

    Еще один широко известный фильм, умело вписывающий национальный колорит в популярные жанровые форматы. Группа студентов, отправившись снимать документальное кино, узнает, что норвежское правительство тщательно скрывает информацию о том, что в стране живут самые настоящие тролли – гигантские человекоподобные монстры, представляющие серьезную опасность для людей. Андре Овердал, поставивший этот своеобразный микс фолк-хоррора и документалистики, вскоре перебрался в Голливуд, и продолжил весьма успешно работать в жанре: его первой американской работой стал «Демон внутри», а в этом году выходят «Страшные истории для рассказа в темноте».

    «Кем мы становимся» (2015)

    Первый датский зомби-хоррор, снятый с максимальным уважением к канонам жанра. В тихом пригороде Копенгагена распространяется неизвестная болезнь, и район сначала пустеет, а затем его блокируют военные, оставив внутри несколько семей, не понимающих, что происходит. Вскоре сын главных героев случайно обнаружит, что речь идет не о простом вирусе: заболевшие умирают, и превращаются в живых мертвецов, так что скоро весь район окажется под завязку набитым кровожадными зомби, и нескольким соседским семьям придется с боем пробиваться за охраняемый периметр. В этом сюжете, конечно, нет ничего нового, однако Бо Миккелсен умудряется рассказывать хорошо известную историю достаточно оригинально, использовав для этого грамотно нагнетаемый саспенс и современную подачу материала – напряжение растет медленно, самих зомби долгое время не показывают на экране, а недоумевающие жители постоянно смотрят вешающие лапшу на уши телепередачи о том, что беспокоиться ни о чем не нужно, и ситуация под контролем. В какой-то момент возникает стойкое ощущение: если бы зомби-апокалипсис действительно начинался, то для многих происходил бы он именно так.

    «Дом» (2016)

    Во время Второй мировой войны отряд немецких солдат, захвативший в плен норвежца, останавливаются на ночлег в заброшенном доме. Поначалу им кажется, что дом совершенно пуст, но чем дольше они в нем остаются, тем яснее становится, что нечто зловещее присутствует рядом с ними – нечто нечеловеческое. Если «Остаться в живых» - это норвежский вариант «Пятницы 13-е», то Райнарт Киил снял норвежскую версию «Экзорциста». Здесь все предельно минималистично: одна главная локация, горстка персонажей, и ничего лишнего – только саспенс, и давящая атмосфера скандинавской зимней ночи.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В честь выхода в прокат нового «Кладбища домашних животных», которое в США приняли куда лучше, чем у нас, Киномания решила разобраться какие же фильмы по книгам любимого писателя считаются лучшими на Западе по данным сайта Rotten Tomatoes.

    В связи с выходом хоррора Ари Астера «Реинкарнация», который критики уже нарекли одним из самых страшных фильмов XXI века, «Киномания» решила вспомнить другие пугающие картины молодой, но уже зарекомендовавшей себя компании А24.

    В прокате плавает «Форма воды» – триумфатор Венецианского кинофестиваля, обладатель «Золотого глобуса» и просто десятый фильм главного сказочника современности Гильермо дель Торо. По этому случаю Максим Бугулов составил подборку фильмов об отношениях между людьми и гуманоидами, которых общество заклеймило монстрами.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.