НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Текст»

    ,

    В прокате идет экранизация мрачного романа Дмитрия Глуховского с помятым жизнью Александром Петровым в главной роли. Кирилл Горячок считает, что несмотря на явные минусы, картина все же заслуживает внимания и интереса. 

    Жизнь студента филфака Ильи Горюнова (Александр Петров) пошла под откос, когда на клубной дискотеке полиция подбросила ему наркотики. Отмотав семь лет ни за что, он возвращается домой в подмосковную Лобню, где он обнаруживает, что у него ничего не осталось: мать умерла, девушка ушла, друзей не осталось. Зато молодой оперативник Петя (Иван Янковский), благодаря которому все так сложилось у Ильи, живет красивой жизнью: красивая девушка, пляжные курорты, квартира в центре. Однажды вечером, после выпитой бутылки, Горюнов решает встретиться с Петей, чтобы спросить его — зачем же он так поступил с ним? Разговор кончается дракой, в ходе которой Илья случайно убивает обидчика. Проснувшись утром, Горюнов находит в кармане телефон Пети и, погрузившись в переписки и фотографии, начинает жить его жизнью.

    «Текст» Клима Шипенко основан на одноименной книге популярного беллетриста Дмитрия Глуховского, который в 2017 году отошел от привычного жанра фантастики и обратился к российской действительности. Для нашего массового кино «Текст» — кино почти радикальное: смотреть как Александр Петров поносит власть матюгами, полицейские воруют, а кругом царит беззаконие и кумовство — весьма непривычно и даже местами неуютно. Для режиссера ура-патриотического «Салюта-7» это тоже большой и смелый шаг, за что ему стоит отдать должное. Впрочем, Шипенко — не Звягинцев, и, к счастью, «Текст» кино — не про конфликт человека и власти, а почти мистический триллер об одиночестве и отчуждении.

    Атмосферу нуара и депрессии Шипенко отлично передает в мрачных спальных районах Лобни с их бесцветными домами, грязным снегом и убогими квартирами. Вечно пьяный Горюнов, изъясняющийся сам с собой почти исключительно матом, бродит по безрадостным переулкам родного города сам не зная в поисках чего. Зато столичная жизнь показана совсем иной: здесь все успешны, беззаботны и живут сегодняшним днем. Заманчиво горят огни клубов и ресторанов, за которыми никто не желает видеть криминал, убийства и произвол властей. Все это режиссером описано очень убедительно и достойно.

    Поднабивший оскомину Петров, а вернее его знакомое амплуа плохого мальчика, подходит фильму как нельзя кстати. Отдельные драматические сцены дались артисту особенно хорошо, особенно впечатляюще он ищет место куда спрятать труп посреди грязной зимней улицы. Илья Горюнов — чисто «петровский» материал, и сомневаться в выборе актера не приходится, как в случае с большинством фильмов с его участием. Неплохо смотрится и Иван Янковский, который поначалу слишком театрально изъясняется, но потом внезапно начинает говорить на человеческом языке и вызывать определенную симпатию, хотя и появляется в основном лишь на экране гаджета.

    К сожалению, при всех задатках, из «Текста» так и не получилось хорошего триллера. В его основе лежит не новый, но почти беспроигрышный мотив «двойничества» и маски, так хорошо обыгранный всеми от Эдгара По до Патриции Хайсмит. Но Шипенко в какой-то момент теряет чувство меры и вдается в космических масштабов пафос и сентиментализм. Каждое чтение героем Петрова вслух сообщений на телефоне подается, как событие невероятной драматургической важности, и подчеркивается музыкой в духе Ханса Циммера. Из всякой сцены Шипенко выжимает последние соки, тянет хронометраж до предела и изображает даже самые рядовые события так, будто на экране разворачивается настоящий Апокалипсис. Посему ближе к финалу вся составляющая триллера, равно как и мрачная интонация, атмосферность, рушатся под весом назидательности и «серьезного посыла». Примерно то же самое случилось несколько лет назад с «Коллектором», который тоже начинался как весьма крепкий жанровый фильм, однако авторы посчитали, что им негоже снимать развлекательное кино, а нужно добавить Достоевского, раскаяние и мораль.

    Впрочем, не только неутомимая жажда Шипенко сказать о чем-то очень важном зрителю лишает «Текст» звания лучшего российского жанрового фильма. Прокатная версия ленты из соображений цензуры лишилась фактически всего самого главного. Запиканные «плохие слова» и вырезанная постельная сцена — весьма безумная для отечественного кино — сильно сказываются на творческом замысле авторов. Соответственно, идти в кинотеатр на «Текст» не слишком хорошая затея, и лучше дождаться нормальной режиссерской версии, если она, конечно, будет. В остальном же, фильм, хоть и грешит графоманией, равно как и первоисточник, все же остается весьма любопытным прецедентом, заслуживающим внимания и интереса.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Дмитрий Молчанов — о трогательном дебюте Тайлера Нилсона и Майка Шварца, получившем призы зрительских симпатий на четырех фестивалях (включая SXSW и киносмотр в Довиле).

    В прокат выходит долгожданное продолжение зомби-комедии о том, как хорошая Америка после зомби-апокалипсиса. Кирилл Горячок рассказывает, удалось ли режиссеру Рубену Флейшеру вернуть дух первой части. 

    На Netflix вышел финансовый трагифарс Стивена Содерберга с целым каскадом звезд в главных ролях. Кирилл Горячок рассказывает, почему фильм о «Панамских документах» обернулся большим разочарованием. 

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.