НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Хичкок, джалло и Кожаное лицо: 9 главных протослэшеров, снятых до «Хэллоуина»

    ,

    Пока в прокате идет «Хэллоуин убивает» (очередной сиквел ключевого слэшера в истории кино), Дмитрий Соколов предлагает пересмотреть самые важные классические хорроры, повлиявшие на Джона Карпентера и жанр в целом.

    «M» (1931)

    Кадр из фильма "М"

    В большом немецком городе появляется маньяк, убивающий детей. Из-за всеобщей паники и постоянных облав полиции местные криминальные авторитеты не могут вести свои дела и в итоге решают по своим каналам вычислить и поймать преступника.

    Фильм знаменитого режиссера Фрица ЛангаМетрополис») в зачатке содержит модель, которая позже ляжет в основу любого слэшера: сюжет выстроен вокруг бесчинств маньяка-психопата, и главное, что интересует здесь Ланга — эффект, который убийства производят на город. Мрачная и нервная атмосфера нависающего над людьми страха здесь во многом связана с историческим моментом (вскоре нацисты придут к власти), но именно это чувство постоянного напряжения станет одним из важнейших компонентов хорошего слэшера.

    «Психо» (1960)

    Кадр из фильма "Психо" (1960)

    Девушка крадет с работы крупную сумму денег, пускается в бега и находит ночлег в неприметном мотеле. Вскоре ее убивают, и в ходе расследования внимание частного детектива все больше привлекает владелец гостиницы — улыбчивый, тихий молодой человек, живущий со своей матерью, которая, кажется, никогда не выходит из дома.

    Эталонный триллер от Альфреда Хичкока и шедевр саспенса, ставший для Джона Карпентера одним из источников вдохновения для «Хэллоуина». Во многом именно из-за влияния «Психо» в фильме Карпентера выдерживается медленная динамика, погружающая зрителей в состояние нарастающего беспокойства. Отсюда же и сравнительно малое число убийств: на заре слэшеров ожидание смерти было важнее потоков крови.

    «Подглядывающий» (1960)

    Кадр из фильма "Подглядывающий" (1960)

    У глубоко травмированного молодого человека по имени Том — проблемы в общении, особенно с женщинами. Обнаружив в себе тягу к съемкам, он начинает преследовать девушек и убивать их, используя в качестве оружия весьма своеобразную съемочную камеру с лезвием внутри.

    Британский триллер, снятый маститым режиссером Майклом Пауэллом, был в момент выхода настолько беспощадно раскритикован в прессе, что до того вполне успешная карьера постановщика серьезно пострадала. Гнев критиков вызывала фиксация фильма на болезненных фетишах главного героя, выраженная в том числе и в необычном операторском приеме: сцены убийств были сняты от первого лица — этот ход спустя 18 лет Карпентер блестяще использует в прологе «Хэллоуина».

    «Шесть женщин для убийцы» (1964)

    Кадр из фильма "Шесть женщин для убийцы"

    Убийца в маске, черном дождевике и шляпе-федоре одну за другой убивает моделей одного из модных домов в Риме. Полицейский инспектор Сильвестри поначалу думает, что он столкнулся с преступлениями на сексуальной почве, но чем больше жертв появляется в деле, тем запутаннее оно становится.

    Стильный и яркий детективный триллер культового режиссера Марио Бавы стал предвестником грядущей моды на джалло в итальянском кинематографе 1970-х. И, что не менее важно, показал, как можно превратить убийства (а не только их расследование) в центральный компонент сюжета — именно вокруг этой идеи будут строиться все классические слэшеры.

    «Кровавый залив» (1971)

    Кадр из фильма "Кровавый залив"

    В огромном особняке, расположенном на берегу живописного залива, умирает старая графиня. Вокруг дома и окружающей его земли тут же возникает немало родственников, жаждущих прибрать к рукам лакомый кусок наследства. Но в дележку недвижимости вмешивается таинственный убийца, систематически отправляющий на тот свет собравшихся в доме людей.

    Еще один фильм Марио Бавы, оказавший еще более значительное влияние на оформление канонов слэшера. Уединенная локация, большой набор жертв, и главное — изобретательные и кровавые убийства: весь джентльменский набор уже присутствует. Именно его использует молодой Карпентер при создании «Хэллоуина», добавив в сюжет лишь одну, но очень важную, деталь — продуманный до мелочей образ маньяка.

    «Торсо» (1973)

    Кадр из фильма "Торсо"

    В Риме появляется серийный убийца, преследующий молодых женщин и распиливающий их тела ножовкой. Его очередной целью становится пригородная вилла, где собралась молодежная компания, рассчитывающая хорошо отдохнуть на выходных.

    Ныне подзабытый, но стильный и динамичный хоррор от жанрового режиссера Серджо Мартино впечатляет не только ярким, даже кричащим, визуальным стилем, но и выверенным саспенсом, особенно в последней трети фильма. С точки зрения сюжета это почти классический слэшер: сугубо формальная детективная линия отодвинута в тень, чтобы показать как можно больше впечатляющих смертей и погонь.

    «Техасская резня бензопилой» (1974)

    Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой" (1974)

    Салли, ее брат Франклин и их друзья приезжают на отдаленную ферму родственников где-то в техасской глуши. Как вскоре выяснится, в соседнем доме обитает жуткая семья каннибалов, среди которых выделяется громила с бензопилой, носящий на лице маску из человеческой кожи.

    Дебютный фильм мастера жанра Тоуба Хупера, давший начало и ныне живущей франшизе, последний фильм которой вышел в 2017-м. Этот фильм многие считают прародителем слэшеров, что объяснимо: в фильме есть и «последняя девушка», и погоня, и яркий маньяк. Но фильм Хупера все же оформлен скорее в духе пыточного порно и больше напоминает прародителя «Хостела» или «Кровавой жатвы».

    «Черное Рождество» (1974)

    Кадр из фильма "Черное Рождество" (1974)

    Неизвестный мужчина названивает в студенческое общежитие, пугая девушек. По мере того как в округе начинают пропадать другие люди, одна из студенток начинает все сильнее опасаться за свою жизнь. Ее опасения не беспочвенны, ведь маньяк прячется на чердаке общежития, поджидая очередную жертву.

    Этот ныне культовый канадский хоррор с Оливией Хасси в главной роли, в 1970-х собравший неплохую кассу, но прохладно встреченный критиками, вплотную подошел к тому, чтобы стать первым слэшером в истории. В нем не только прослеживается уже знакомая структура с убийствами в единой локации, но также умело использован «вид из глаз» — в самой знаменитой сцене смерти, когда маньяк душит очередную жертву плотным пакетом. Впрочем, детективная линия здесь на какое-то время затеняет слэшер-компонент, хотя под конец он и выдвигается вперед.

    «Город, который боялся заката» (1976)

    Кадр из фильма "Город, который боялся заката" (1976)

    В небольшом техасском городке Тексаркана весной 1946-го объявляется маньяк, убивающий молодых людей. Помощник шерифа Рэмси полагает, что всплески активности убийцы происходят раз в 21 день, и, исходя из этой теории, полицейские готовят ловушку для психопата. К несчастью для полиции, маньяк будет готов к схватке.

    Сюжет фильма основан на реальных событиях, происходивших в Тексаркане между февралем и маем 1946-го, когда маньяк убил по меньшей мере пять человек, оставшись безнаказанным. Но режиссер Чарльз Б. Пирс, снявший также псевдодокументальный хоррор «Легенда о Богги-Крик», достаточно вольно обошелся с историческими фактами: его фильм — в первую очередь хоррор, в котором маньяк в маске убивает молодежь, а не реконструкция реальных событий.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокат выходит новая часть классической слэшер-саги про неубиваемого маньяка Майкла Майерса. О том, каким получился новый фильм, рассказывает Дмитрий Соколов.

    В специальном материале рассказываем о том, как серийный убийца Зодиак, знаменитый и неуловимый маньяк прошлого века, повлиял на кинематограф. 

    Уже на протяжении сорока лет в конце октября весь мир смотрит на мужика в маске с ножом – и наверняка будет делать это еще сорок лет. Несмотря на то, что новая часть о молчаливом и неуничтожимом Майкле Майерсе зачеркивает все сиквелы и ребуты как ненужные, Kinomania.ru вспоминает все 11 фильмов и выделяет главное.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.