Посмотрел "Полицейский, прилагательное" Корнелиу Порумбою. Новая румынская волна, два приза Каннского фестиваля, в общем полный набор. И, надо сказать, все выданные фильму авансы себя оправдали.
Все два часа, как оно часто бывает в отличных лентах, ничего не происходит. Молодой полицейский Кристи расследует не самое сложное дело о поставках гашиша, и всё время ведет слежку за подозреваемыми. Ну и мы с ним за компанию. Монтажные склейки Порумбою недолюбливает, почти всё снято одним планом. Каждый кадр длиною в сцену. У Мунджу в "4 месяцах, 3 неделях и 2 днях" та же метода была.
Тут реализована масса прекрасных вещей, которые уже давно на экране хотелось увидеть. Вот, скажем, приходит Кристи домой, идёт на кухню, садится ужинать. И, собственно, ужинает минут 7-8. А камера недвижимо стоит и всё это дело снимает. Ну, то есть, некоторые известные приёмы до своего логического завершения доводятся, и это производит впечатление. А финальная сцена на приёме у капитана полиции с толковым словарем - это сразу билет в учебники по истории кино, ей-богу. В эти самые последние минуты всё и становится ясно. В том смысле, что вообще зачем и для чего это всё.
Фильм наверняка выйдет в прокат, будет ещё повод для детального разговора, но вообще, подозреваю, любит Порумбою известное кантовское: "только две вещи в мире достойны подлинного изумления — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". Другое дело - выводы румына. Они от риторики кенигсберского затворника очень и очень далеки.
P.S. Слабый с технической стороны показ: обрезанное сверху изображение и мелкие титры. Но это уже к организаторам. Бедный Рутгер.
Нет, совсем не скучно смотреть на минуты ужина. Конечно, с условием, что это ярко выраженная режиссёрская позиция, метод. А насчёт наблюдения за вялотекущей жизнью. Знаете, кинематограф, если мы говорим об искусстве, а не об entertainment*apos;e этой самой "вялотекущей" жизни должен внимание уделять, всматриваться, вглядываться, и находить там причины для рефлексий и анализа. Это же в конечном счете, если хотите, новый виток неореализма, экзистенциального такого. Когда есть человек и некие обстоятельства. И нам правдиво об этом рассказывают. На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще: поставил камеру и снимай завтраки-обеды-ужины, но на самом деле не просто сложно, а архисложно. Но вот у румынов как-то получается. У Порумбою точно получилось.
Куда бы его? Не знаю.
Ну а название фильма честно говорит о направлении содержания фильма, так что если и клюнет невнимательный зритель на слово полицейский, по ошибке забредет на такое кино и ему не понравится в целом, предъявить будет нечего - читайте название полностью! Чтож, похвальный рационалистический подход, мне нравится.