Бургеры с человечиной, матерящиеся куклы, крысообразные обезьяны. С чего начинал Питер Джексон

31 октября родился режиссер Питер Джексон, которого многие знают и любят по масштабным фильмам вроде трилогии «Властелин колец» или драмы «Кинг Конг». Однако не всегда он был мастером эпохальных полотен. Начинал режиссер свой путь с малобюджетных трэш-хорроров и раз уже его день рождения совпадает с Хэллоуином, грех не вспомнить этот веселый период
Бургеры с человечиной, матерящиеся куклы, крысообразные обезьяны. С чего начинал Питер Джексон

На старте своей выдающейся карьеры Питер Джексон хотел делать фильмы, которые любил смотреть сам. А именно — с монстрами, рукотворными спецэффектами и чёрным юмором. Такие, как «Реаниматор» или «Зловещие мертвецы».

 

«Я пришел в кинематограф, снимая фильмы ужасов — дешевые сплэттер-картины… Это отличный жанр, чтобы произвести впечатление на зрителя, когда у тебя почти нет денег, но ты хочешь снять кино» — так режиссер описывал свои ранние фильмы.

 

Уже тогда один из самых коммерчески успешных режиссеров в мире умел выбивать себе деньги на проекты, не рискуя творческой свободой. Свой первый полнометражный фильм «Инопланетное рагу» (в оригинале — более красноречивое Bad Taste) он изначально задумывал как короткометражку. Однако в процессе съемок понял, что история разрастается, а значит, нужно искать дополнительные средства.  

Все маски пришельцев в фильме были испечены в духовке матери Питера Джексона.
Все маски пришельцев в фильме были испечены в духовке матери Питера Джексона.

Он показал почти готовый фильм Джиму Буту, исполнительному директору New Zealand Film Commission. Ему картина понравилась, однако было очевидно, что убедить остальных членов комиссии профинансировать столь безумный проект с фонтанчиками крови в кадре будет непросто.

 

Тогда Бут пошел другим путем: у него было право одобрять небольшие суммы на разработку сценария, и он протащил «Инопланетное рагу» именно по такой схеме, не согласовывая ничего с коллегами. Правда, когда Джексону понадобились деньги на постпродакшн, им все равно пришлось идти к совету директоров New Zealand Film Commission. 

 

Кинокомиссия неожиданно проект одобрила. Фильм неплохо заработал и достаточно быстро приобрел культовый статус: пять лет изнурительных съемок по выходным себя оправдали. Впрочем, даже если бы этого не произошло, трудно представить, что Джексон, безнадежно влюблённый в кинематограф, опустил бы руки.  

Кайхоро, название города, жители которого были убиты, — это слово из языка маори, придуманное Джексоном и его командой в начале съемок фильма. Оно состоит из двух частей: «кай», что означает «еда», и «хоро», что означает «город» или «деревня». Foodtown — это также название новозеландской сети продуктовых магазинов
Кайхоро, название города, жители которого были убиты, — это слово из языка маори, придуманное Джексоном и его командой в начале съемок фильма. Оно состоит из двух частей: «кай», что означает «еда», и «хоро», что означает «город» или «деревня». Foodtown — это также название новозеландской сети продуктовых магазинов

Сюжет «Инопланетного рагу» — в лучших традициях жанра. Армия пришельцев приземляется на Землю с целью открыть здесь сеть ресторанов быстрого питания. Разумеется, подавать там будут блюда из людей. На нашей бедовой планете быстро собирается отряд специального назначения для борьбы с предприимчивыми гуманоидами. Крови будет много.  

 

Оригинальное название «Дурной вкус» подразумевает, конечно, не только качество инопланетного фаст-фуда, но и общую эстетику картины, которая отдает дань олдскульным хоррорам, где зрелищность стояла на первом месте, а чернушный юмор смягчал поток нескончаемого насилия. Уже тогда было видно, что Джексон работает со спецэффектами не как ремесленник с холодной головой, а как увлеченный художник, вкладывающий душу в каждого монстра, в каждую ниточку кишок.  

 

Кукольный фильм для взрослых, способный оскорбить каждого

 

«“Познакомьтесь с Фиблами” был самым трудным делом, которое я когда-либо делал в своей жизни. Это был настоящий кошмар — от начала и до конца». Питер Джексон не ищет легких путей и после успеха с «Инопланетным рагу» не заинтересовался «нормальным» кино, а снял буйнопомешанный мюзикл с антропоморфными животными-куклами. Это снова должна была быть короткометражка, но в дело вмешались инвесторы из Японии. Однако фильм от постоянных проблем с деньгами это не спасло.

 

Замысел Джексона состоял в том, чтобы сделать кукольную музыкальную комедию в стиле Маппетов, но для взрослых, причем отбитых взрослых. Его персонажи употребляли наркотики, ругались и практиковали разные непотребства. Достаточно сказать, что один из музыкальных номеров здесь носит название «Sodomy», а главная звезда, гиппопотамиха Хайди, в какой-то момент берет в лапы оружие.

В некоторых странах картина рекламировалась под слоганом: «От режиссёра фильма «Плохой вкус» — фильм, лишённый всякого вкуса!»
В некоторых странах картина рекламировалась под слоганом: «От режиссёра фильма «Плохой вкус» — фильм, лишённый всякого вкуса!»

Технически это была куда более амбициозная задача, чем «Инопланетное рагу», ведь команде нужно было создать большое количество кукол, а также работать с ними на протяжении всего фильма — в картине нет живых актеров. По словам режиссера, это оказалось очень сложно, они выбились из графика и к концу съемок он чувствовал себя абсолютно измотанным. Коммерчески фильм себя тоже не оправдал — в прокате лента провалилась. Зритель оказался не готов тогда к столь дикой деконструкции исконно детского жанра.

 

Однако как бы сам Джексон не относился к «Фиблам», это был важный боевой этап, где режиссер начал сотрудничество с легендарной студией Wētā Workshop, которая впоследствии изготовила кучу реквизита и костюмов для «Властелина колец» и «Хоббита». С культовым статусом у фильма в итоге тоже все сложилось. Даже сами маппеты передали «Фиблам» привет в сериале The Muppets Mayhem, намекнув в одной из пасхалок, что обитают со своими панк-коллегами в одной вселенной.  

 

Смех без причины — признак мертвечины

 

Роман с трэшем у Питера Джексона закончился в 1992 году, когда вышла зомби-комедия «Живая мертвечина». Он всегда был поклонником Джорджа Ромеро, к тому же жанр отлично подходил для нового витка экспериментов со спецэффектами. Ведь именно «желание творить монстров и устраивать взрывы», как мы помним, и привлекло Джексона к созданию фильмов.

 

Хотя синефилом он был всегда и, помимо очевидного влияния короля зомби-ужасов, в «Живой мертвечине» можно обнаружить множество отсылок к Кинг Конгу, постер картины «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» и юмор в духе Бастера Китона и «Монти Пайтона».

Снятый с бюджетом в 3 миллиона долларов, «Живая мертвечина» стала самым дорогим фильмом Джексона на тот момент
Снятый с бюджетом в 3 миллиона долларов, «Живая мертвечина» стала самым дорогим фильмом Джексона на тот момент

«Все, что только может пойти не так, действительно идет не так». Это краткое описание сюжета «Живой мертвечины». Если подробнее, то фильм начинается с небольшого пролога, где с острова Суматра в 1957 году вывозят злобную обезьяну. Она явно против и в отместку кусает ученого, после чего туземцы делают из него заготовку для обеда. Через много лет обезьяна чудесным образом попадает в зоопарк, где впивается зубами уже в случайную старушку. Та превращается в зомби, а ее несчастный сын вынужден как-то спасти положение, иначе вскоре будет надкусан и повержен весь город.  

 

Несмотря на то, что фильм сохранил очаровательный кустарный вайб, присущий и предыдущим картинам Джексона, концентрация насилия здесь такая, что смеяться получается не всегда. Хотя, безусловно, это очень веселое кино, где живым мертвецам то отрубают голову, то пытаются накормить пудингом. Но когда сын старается проявить заботу о теряющей человеческий облик матери, невольно вспоминаешь, что зомби всегда были выпуклой метафорой — в том числе и потери близкого.

Британскому совету по классификации фильмов так понравилась эта картина, а кровавые сцены показались настолько комичными и безобидными, что он всерьёз рассматривал возможность присвоить ему рейтинг «15+». В конце концов, совет решил, что количество кровавых сцен не соответствует ожиданиям от рейтинга «15+», и присвоили фильму рейтинг «18+»
Британскому совету по классификации фильмов так понравилась эта картина, а кровавые сцены показались настолько комичными и безобидными, что он всерьёз рассматривал возможность присвоить ему рейтинг «15+». В конце концов, совет решил, что количество кровавых сцен не соответствует ожиданиям от рейтинга «15+», и присвоили фильму рейтинг «18+»

В «Зомби по имени Шон», к слову, была сцена, где главный герой не решается выстрелить в маму-зомби. Конечно, без ранних сплэттер-комедий Джексона невозможно представить и фильм Эдгара Райта. Режиссер прямо заявлял о влиянии той же «Живой мертвечины» на свое творчество.    

Джексон хотел сделать фильм максимально кровавым, и, чего уж греха таить, у него получилось. Самый популярный факт о «Живой мертвечине» — подсчет литров крови, потраченных на ударную сцену измельчения зомби газонокосилкой. 40 зомби, 400 литров искусственной красной жидкости. На этой задорной ноте Джексон покинет мир трэша и сплэттера. Дальше он сделает еще три «маленьких» фильма — «Небесные создания», «Страшилы», «Забытые киноленты» и наконец перейдет к экранизации Толкина. Но это уже совсем другая история...  


 

 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram