Бразилия, 1997 год. На ринг выходит Марк Керр (Дуэйн Джонсон) — это его первый бой не в качестве рестлера: теперь он участвует в смешанных боевых искусствах, то есть MMA. Под оптимистичный рассказ репортёру о том, каково это — чувствовать себя многократным победителем, Керр отправляет в нокаут одного противника за другим. Камера возвращается в 1999 год, где Керру предстоит встретиться с украинским бойцом Игорем Вовчанином (Александр Усик). Друг, тренер и боец Марк Коулман (Райан Бэйдер) уверен в своём товарище, а жена Дон (Эмили Блант) переживает — и, кажется, не зря.
«Крушащая машина» — первый сольный фильм Бенни Сэфди после «Неогранённых драгоценностей», последнего сделанного им в соавторстве с братом Джошем. Несмотря на его запоминающиеся актерские работы в «Оппенгеймере», втором «Счастливчике Гилморе» и «Лакричной пицце», а также сценарий к большинству серий «Проклятья», написанного вместе с Нейтаном Филдером, к «Машине» интерес повышенный.

Ведь прямо сейчас перед глазами у нас есть история других братьев — Коэн — которые сильно потеряли в весе после прекращения совместной работы. Джоэл ушел в грузное, неподъёмное кино — хотя после «Макбета» он сейчас движется в сторону готической костюмированной драмы, так что шанс на исправление есть. А Итан, как известно, — в осознанно пошлые комедии, лишенные абсурда, присущего его предыдущим фильмам.
Тем интереснее, что и Бенни, и Джош возвращаются в этом году со спортивными драмами — и обе в каком-то смысле заточены на «Оскар». Джонсону уже предрекают номинацию за роль Керра как лучшему актеру, а выход фильма Джоша, «Марти великолепного», в конце декабря прямо намекает на желание запомниться к наградному сезону. Эти фильмы точно будут сравнивать, но уже прямо сейчас можно отметить, чем сольное творчество одного из братьев отличается от совместного.

Главное — это атмосфера. Если раннее творчество братьев только на это намекало, то «Драгоценности» и «Хорошее время» были киноэквивалентом панической атаки: невероятно напряжённым и тревожным кино. Тем удивительнее, что «Машина» даже в самые нервные моменты не выводит зрителя из спокойного состояния, в которое погружает в самом начале. Благодаря великолепному саундтреку джазовой арфистки Налы Синефро фильм не то чтобы убаюкивает, но как минимум бережно относится к зрителю, несет его на руках через все взлёты и падения Керра. Это стержень фильма, задающий ему тон — и удивительная режиссёрская находка.
На похожем контрасте работает и остальная музыка в фильме: под песню британцев Cleaners From Venus в кадре происходит бой с Вовчанином-Усиком, а Синефро и гитарист Томоясу Хотэй, знакомый многим по тарантиновскому «Убить Билла», исполняют гимны США и Японии соответственно. Что-то при этом кажется слишком лобовым: кульминация ссоры между героями Джонсона и Блант происходит под душераздирающую «Jungleland» Спрингстина, а ввод инъекций с опиоидными обезболивающими происходит под песню «Возьми меня в свои объятия» с рефреном «Ты нужен мне снова и снова».

Сэфди концентрируется в первую очередь на чувствах своего героя и показывает его человеком с большой душой, причем с самого начала: отправив в нокаут противника, Керр спрашивает у судьи «С ним всё будет в порядке?» Ему, да, кажется, и самому Джонсону интереснее показывать героя с бытовой стороны: вот он убирает листья в бассейне, покупает подруге миску в технике кинцугиi, и слушает на CD-плеере проникновенную балладу кантри-певца Джека Клемента.
Пристальный взгляд камеры Масео Бишопа, для которого «Машина» стала первым большим проектом в кино, с одной стороны, добавляет погружения в реальность героя, а с другой — хорошо рифмуется с частыми появлениями журналистов и камер в кадре. Время от времени возникающие зумы напомнят зрителю о том, что Керр — не выдуманный, а вполне реальный человек, и за его жизнью мы сейчас смотрим как за реалити-шоу.

Заметно, что Сэфди очень интересен его герой: он пытается понять его и его психологию, и, безусловно, жаждет, чтобы зритель этот интерес разделил. Джонсон в слегка неузнаваемом гриме старается, как может. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что перед нами действительно большое актёрское перевоплощение, ведь играет он доброго в душе бойца, кем, в сущности, и был долгое время. Куда интереснее в своей дебютной роли Райан Бэйдер: его Марк Коулман, казалось бы, не требует больших актерских усилий, но с течением времени начинаешь замечать полутона, которые наделяют его героя большей глубиной и объемностью.
Основная проблема «Машины» в том, что несмотря на все отличия и выдумки, фильм не перестает быть во многом типичным спортивным байопиком, даже если учесть, что концентрируются тут больше на падениях, чем на взлетах. Сэфди не удаётся выйти за рамки — и в итоге стереотипные ссоры и моменты агрессии, которых ждешь от героя, перевешивают эпизоды уязвимости и бытовые детали, непредставимые в большинстве фильмов жанра. Окончательно режиссёр теряется на финальных титрах, пытаясь сказать нам, зачем этот фильм был снят. Сейчас, когда многие знают звездных бойцов UFC по именам, не стоит забывать о том, что одним из первых был Марк Керр.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Хорошо, мы запомнили. Но эти слова будто бы показывают, что режиссёр не уверен до конца, поняли ли мы предыдущие два часа — и пытается в чем-то нас убедить. Попытка, безусловно, засчитана. Но «Машина», невзирая на все достоинства, доказывает, что как минимум от одного из братьев Сэфди не только стоит, но и можно ожидать большего.
нашего сайта (и не только)