Ложь, Холокост и кошерные огурцы в «Великой Элеанор»

На Amazon Prime Video вышел показанный в каннском «Особом взгляде» дебют Скарлетт Йоханссон. KNMN рассказывает, почему стоит посмотреть эту очень сентиментальную картину от бывшей Черной вдовы

Две одинокие старушки, Элеанор (прекрасная работа 95-летней Джун Скуибб) и Бесси (Рита Зохар), живут вместе, следуя одной и той же знакомой схеме: просыпаются, болтают, сидят на берегу и ищут в магазине любимые «кошерные огурцы». Однажды Бесси становится плохо в супермаркете, и она попадает в больницу, где пережившая Холокост бабушка даст подруге совет: свою жизнь можно и придумывать — и уверяет, что все будет хорошо. После монтажной склейки Элеанор оплакивает свою подругу и собирает вещи — старушка переезжает к дочери и внуку, а те как-то и не особо рады. В Нью-Йорке героиня Скуибб случайно приходит в группу поддержки переживших Холокост, где рассказывает историю Бесси, выдав её за свою. Этим заинтересовывается молодая студентка-журналистка Нина (Эрин Келлиман с чарующими веснушками). Маховик лжи раскручивается, но когда-то придётся рассказать правду. 

 

Скарлетт Йоханссон, блиставшая в роли отрешённых дам у Уэса Андерсона (как же прекрасна она, например, в «Городе астероидов»), рокового спецагента у Марвел, еще более роковой инопланетянки у ГлейзераПобудь в моей шкуре») или звучащая как искусственный интеллект в провидческой работе Спайка ДжонзаОна»), дебютирует в режиссуре довольно спокойно. Здесь нет трансгрессии, как у Глейзера, нет блокбастерного замаха, как в «Мстителях», нет сумасшедших пируэтов камеры, — то есть в лучшем смысле слова нет понтов. Ближе всего «Великая Элеанор», снятая по сценарию тоже дебютантки Тори Кеймен, к мамблкору: персонажи картины без умолку болтают, что-то бухтят под нос и выясняют отношения — в слезах и объятиях. Кто-то даже назвал бы это телепьесой, и мы не будем отказывает ему в этом праве. 

Это вторая главная роль Джун Скуибб после комедии «Тельма» (2024)
Это вторая главная роль Джун Скуибб после комедии «Тельма» (2024)

Йохансон чертит две перпендикулярные оси. Бесси (пусть будет «игрек», идущая вверх) позитивная и добрая старушка, жизнерадостная душа компании, которая настаивает на жизнетворчестве. Но есть нюанс. Она пережила Холокост, бежала из концлагеря (наверное, как в «Алмазах ночи» Яна Немеца, рекомендуем к просмотру) вместе с братом. Во время побега в него выстрелили 14 раз. Бесси всё еще вспоминает это в ночных кошмарах. Жизнь Элеанор (пусть будет «икс», смело бредущая по прямой) была далеко не так сурова: родилась она в США, а не в Польше; иудаизм приняла после замужества, а не вместе с рождением. Но и тут не всё так радужно. Супруг у нее умер, одна из дочерей сидит на наркотиках, а вторая с ней не разговаривает, как ехидно замечает соседка. При этом у обеих одна беда: одиночество-сволочь.

 

Та же напасть преследует молодую девушку Нину. Ее мама умерла совсем недавно, отец — известный телеведущий, от которого, кстати, фанатеют и Элеанор с Бесси, — делает вид, что ничего не стряслось (ни с дочерью говорить не обязательно, ни хоть иногда называть имя покойной жены). После встречи группы поддержки переживших Холокост Нина начинает всё больше времени проводить с героиней Скуибб: Элеонор делает всё то же, что делала с Бесси (даже так же сидят на лавочке), а Нина находит человека, с которым можно поговорить — и о своей боли, и о своих чувствах. И этот человек не будет менять тему и смущенно бегать глазками как окружающие. 

Эрин Келлиман — британская актриса, известная по ролям в «28 лет спустя» и «Зеленом рыцаре» — говорит в «Великой Элеанор» с американским акцентом
Эрин Келлиман — британская актриса, известная по ролям в «28 лет спустя» и «Зеленом рыцаре» — говорит в «Великой Элеанор» с американским акцентом

В фильм также вставлен интертекст. Раввин дает Элеонор прочитать кусок из Торы. В нем рассказывается об обмане Иаковом Исава: когда их отец Исаак состарился и ослеп, он хотел дать благословение первородства (декламированные особые права старшего сына). Мать Ревекка помогла Иакову обманом выдать себя за Исава, одев его в овечью шкуру, чтобы тот получил благословение отца. Сходства с историей Элеонор тут более чем заметны. Старушка даже переспрашивает: «Эта история о том, что за обман не последовало никакого наказания?» Сама Элеонор, может, и не хотела никого обманывать — чуть позже она заявит, что рассказывала историю подруги, только чтобы та не была предана забвению. При этом она прекрасно понимает, что преступление совершено и наказание за него последует, но надеяться на обратное ей никто не запрещал. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Во время просмотра на ум приходит прошлогодняя «Настоящая боль» Джесси Айзенберга: в обеих картинах Холокост играет важную роль, но все же второстепенную — это лишь фон для персонажей во время разговора о настоящем и их места в нем. Если Айзенбергу было гораздо интереснее изучать не своего героя, а брата-неврастеника, недавно совершившего попытку самоубийства и пытающегося нащупать почву под ногами, то Йоханссон бредет дорогами более скромными — концентрируется на милой одинокой бабуле, которой необходимо любимое плечо, которое заменит ей дочь (тем более, если оно будет с веснушками).

 

Многие могут возмутиться концовке: дескать, всё же проговорили — весь смысл и идею. Однако кто-то вполне может углядеть в этом катарсис — то самое очищение, взрыв слез под оглушительно сентиментальную музыку, примерно те эмоции, что зритель чувствует в концовке «Хатико» или «Зеленой мили». Да, пусть это кино без замаха на культ и величие — просто поверьте в его искренность и почуете вкус огурцов на языке.
 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
Статьи
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
В 2020-х годах распались многие известные братские киносоюзы, и мы встречаем знакомые фамилии в титрах совсем разных картин. И задумываемся, потеряли ли что-то от раскола или, наоборот, приобрели? По случаю появления в сети «Крушащей машины» Бенни Сэфди KNMN решил столкнуть лбами известных братьев-режиссёров — и сделать это в стиле старого-доброго видеофайтинга
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Две Эль Фаннинг и много экзотических тварей в межзвездном боевике «Хищник: Планета смерти»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Статьи
Педантичные мужчины в тренчах и предчувствие смерти. Почему «Красный круг» — это вершина криминального жанра кино