Мигающий человек, женщина с разрезанным ртом и катакомбы Парижа. Лучшие псевдодокументальные хорроры, о которых вы вряд ли слышали

Поджанр фильмов ужасов в стиле «найденных плёнок» никак не хочет терять популярность и превращаться в цифровой мусор. И на всем известных франшизах типа «З/Л/О» или «Паранормальное явление» дело не заканчивается. В честь празднования Дня всех святых KNMN погрузился глубоко в поджанр и отобрал самые достойные внимания из них
Мигающий человек, женщина с разрезанным ртом и катакомбы Парижа. Лучшие псевдодокументальные хорроры, о которых вы вряд ли слышали

Мокьюментари-хорроры, как и их производные - found footage (найденные пленки) были крайне популярны на рубеже тысячелетия. Вырвавшись из глубокого андеграунда в конце 1990-х благодаря успеху «Ведьмы из Блэр», жанр, высшей точкой успеха которого до этого были телевизионные эксперименты по пуганию доверчивого зрителя, на целое десятилетие плотно прописался в мейнстриме. Однако уже к концу нулевых запал его остыл, феноменальный успех франшизы «Паранормальное явление» с её однотипными (и примитивными) приёмами скорее негативно сказался на отношении публики к подобной стилистике. Но ошибкой было бы считать, что жанр умер – вовсе нет. Да и интересные фильмы, использующие приемы документального кино и ручные камеры, никогда не переставали выходить. В этом материале мы рекомендуем нашим читателям лишь немногие из них. Любопытные и необычные.

 

Пожалуй, самый мейнстримный (и дорогой, бюджет аж 5 млн долларов!) фильм в этой подборке. Его авторы, братья Даудлы, еще в нулевых успели отметиться культовым мокьюментари-хоррором «Пленки из Поукипзи», а после него и известным широким массам «Карантином» – ремейком испанского уже классического «Репортажа». По последнему уже было заметно, что стремились они отойти от набора стандартных хоррор-приемов, свойственных для жанра, и добавить в кино щепотку драйва и приключений. Собственно, в «Париже», свободном от привязки к чужим франшизам, Даудлы и соорудили кино полностью вокруг этой идеи.

 

Молодая ученая Скарлетт Марлоу (Пердита Викс), изучающая различные оккультные науки прошлого, одержимо жаждет закончить дело своего умершего отца. Отец её, тоже учёный, всю жизнь положил на разгадку тайны легендарного философского камня. Собственно, поиски его и приводят Скарлетт во Францию, где в компании бывшего любовника (Бен Фельдман), однажды оказавшегося по ее вине в тюрьме, горе-ученой предстоит удивительное путешествие по парижским катакомбам. Само собой, всё это дело будет фиксироваться на видеокамеру.

Фильм снимался в течение двух месяцев в Париже летом 2013 года. Режиссер Джон Эрик Доул сказал, что актеры и съемочная группа стали «людьми-кротами» после многих часов, проведённых в катакомбах, и не могли переносить солнечный свет, когда выходили на поверхность
Фильм снимался в течение двух месяцев в Париже летом 2013 года. Режиссер Джон Эрик Доул сказал, что актеры и съемочная группа стали «людьми-кротами» после многих часов, проведённых в катакомбах, и не могли переносить солнечный свет, когда выходили на поверхность

Важнейший алхимический принцип («Что вверху, то и внизу») неспроста вынесен в оригинальное название. Если вы ожидаете от фильма очередных побегушек по темным катакомбам с ручной камерой наперевес под звуки редких джампскейров, вдохновленное каким-нибудь «Спуском», то будете приятно удивлены.

 

«Париж» — это, в первую очередь, приключенческое кино. Вспомните тропу испытаний в финале «Индианы Джонса и последнего крестового похода». Представьте, что по ней запустили главных героев «Сокровищ нации». А теперь добавьте к этой картине огромную щепотку мистику и майнринковской эзотерики.

 

Авторы «Парижа» не особо пытаются напугать своего зрителя, да оно им и не нужно. Вместо очередного рядового хоррора, они дают изобретательное приключенческое кино, герои которого вынуждены постоянно решать загадки оккультного характера, на фоне которых все окружающие их ужасы парижского подземелья как-то даже блекнут. То есть да, мы буквально получили мокьюментари-версию похождений Лары Крофт. Дополнительного шарма фильму добавляет и тот факт, что снят он полностью в настоящих парижских катакомбах, в том числе и в закрытых их для общего доступа зонах, и выглядят они действительно впечатляюще.

 

От дорогих (по меркам жанра) перейдем к по-настоящему самодельным вещам. Бюджет «Плохого Бена» составлял всего 300 долларов; снят фильм был на мобильный телефон и камеры видеонаблюдения, расставленные по родному дому режиссера. Он же сам и исполнил главную роль в своем фильме. Да, перед нами настоящее независимое DIY-кино.

 

Том Райли, сварливый лысеющий мужчина средних лет, вложил все свои средства в покупку подозрительно дешевого дома с целью перепродать его потом подороже. Вскоре, как обычно водится в подозрительно дешёвых домах, начали происходить странные вещи. Фиксируя паранормальные феномены на камеры системы видеонаблюдения, Том довольно быстро понимает, что имеет дело со сверхъестественным. Но мистика совсем не волнует его – волнуют его деньги, которые он уже вложил в эту собственность, да и сдавать заднюю вовсе не в его характере. Поэтому Том начинает борьбу с паранормальщиной за место хозяина в доме.

Дом Найджела Баха в фильме — это его настоящий дом. Бах сам выполнял трюки в картине и все диалоги придумал на месте
Дом Найджела Баха в фильме — это его настоящий дом. Бах сам выполнял трюки в картине и все диалоги придумал на месте

Главный герой - безусловно, главная находка этого фильма. Смотреть на то, как сварливый мужик ходит по дому и постоянно ворчит, спотыкаясь об мебель, которая еще минуту назад стояла не здесь, да грозит кулаком неведомому – редкое удовольствие. Упрямый и практичный Том максимально не похож на героев подобных историй и стал настоящей отдушиной для тех, кто хотел увидеть на экране воплощение своего внутреннего деда.

 

Собственно, тем немногим зрителям, что его посмотрели, так понравился «Плохой Бен», что режиссеру не оставалось ничего иного, кроме как запустить целую франшизу. На данный момент она включает в себя уже 14 (!) фильмов, место в которым нашлось и путешествиям во времени, и вторжению инопланетян, и даже Дракуле. Видеоигра по мотивам, кстати, тоже имеется.

Мы уже привыкли к различным деконструкциям жанров. Будь то деконструкция супергероики, запущенная когда-то «Хранителями» Алана Мура, или же деконструкция слэшеров, мастером которой был Уэс Крэйвен. Мокъюментари-хорроры – жанр, история которого уже перешагнула несколько десятилетий – стало быть настала пора деконструировать и его.

 

Начинающий режиссёр Гэвин (Сэт Адам Каллик), вынужденный работать оператором свадеб, дабы прокормить семью, находит в подвале дома тещи коробку с видеокассетами, на которой написано «Не смотреть». На кассетах оказываются материалы, отснятые десять лет назад студентами киношколы для своего документального фильма о городской легенде – Подглядывающем Томе. Суть её заключается в том, что если в полночь встать у местного заброшенного тоннеля и целый час простоять не моргая, то появится этот самый Том; с каждым последующим морганием он будет приближаться к призвавшему его человеку, пока, собственно, не убьет. 

 

Студенты в какой-то момент приходят к мысли, что камера - суть есть не что иное, как глаз, а потому проводят ею нужный ритуал в полночь у тоннеля. После чего их жизнь начинает превращаться в кошмар, так как, во-первых, Том действительно призывается, а во-вторых, каждое выключение камеры считается им, как моргание…


Обнаруживший эти материалы Гэвин решает смонтировать из них свой документальный фильм, а для придания всей этой истории достоверности нанимает съемочную группу, чтобы они снимали свой документальный фильм о том, как он монтирует свой документальный фильм.

Вирусная маркетинговая кампания этого фильма была настолько успешной, что легенда о «Мигающем человеке» была включена в книгу о местных народных преданиях под названием «Призрачный Элликотт-Сити» Шелли Дэвис Уайгант. После публикации книги режиссер Эрик Кристофер Майерс связался с автором, чтобы сообщить ей, что он придумал эту легенду в качестве маркетинговой кампании для фильма. Несмотря на опасения Майерса, что она рассердится, Уайгант сказала: «Я подумала, что это гениально»
Вирусная маркетинговая кампания этого фильма была настолько успешной, что легенда о «Мигающем человеке» была включена в книгу о местных народных преданиях под названием «Призрачный Элликотт-Сити» Шелли Дэвис Уайгант. После публикации книги режиссер Эрик Кристофер Майерс связался с автором, чтобы сообщить ей, что он придумал эту легенду в качестве маркетинговой кампании для фильма. Несмотря на опасения Майерса, что она рассердится, Уайгант сказала: «Я подумала, что это гениально»

И так многоуровневая история осложняется несколькими деталями. Например, выясняется, что никаких данных способных подтвердить, что эти самые студенты существовали в действительности нет. Гэвин же из-за своего вспыльчивого характера и одержимости закончить фильм не только портит отношения со всеми окружающими, но и постепенно начинает разрушать собственную семью. Все это происходит под взглядами камер съемочной группы, подозревающей, что вся эта история с найденными пленками всего лишь мистификация, срежисированная Гэвиным. Впрочем, и на самих пленках студенты начинают подозревать друг друга в том, что проявляющийся на записях Том является издевательской шуткой одного напарника по режиссере над другим.

 

Иронично звучит слоган фильм, гласящий, что «Камера не лжёт». Собственно, разбираться, где правда, а где ложь в этой истории предстоит, как и ее героям, так и зрителям, так как очевидных ответов не будет и в самом ее финале. Доведенная до абсурда многослойная структура псевдодокументального фильма о, только вдумайтесь, найденных пленках, с общим настроением скачущим в диапазоне от семейной драмы до комедии, может кому-то напомнить о «Доме листьев» — это правильный ориентир. Не стоит воспринимать этот фильм, как «просто еще один хоррор»; задавать различные вопросы и подмигивать зрителю ему гораздо интереснее, чем, собственно, просто пугать. С этой задачей, впрочем, фильм тоже справляется. Кстати, в роли самого себя в фильме появится и Эдуардо Санчес, один из режиссеров «Ведьмы из Блэр». И это очень смешная сцена.

 

Еще один фильм с минимальным (а по слухам и вовсе нулевым) бюджетом. В главных ролях, как водится, сыграл сам же режиссёр. Марк Кляйн, прожив 20 лет в Вашингтоне, переезжает в Западную Вирджинию, отдохнуть от городской суеты в милом доме посреди удаленной лесной местности. У Кляйна — ОКР (и это важно), главная причина его нужды в тишине и уединении. Чтобы скрасить часы одиночества, главный герой регулярно отправляет знакомым по группе поддержки для людей с ОКР видеодневники, подробно описывая свое обустройство на новом месте. Идиллия нарушается довольно быстро, так как в лесу рядом с домом регулярно происходят странные вещи. Особенно по ночам. Иногда там даже кто-то играет на флейте. Кляйн с маниакальной одержимостью начинает пытаться докопаться до сути происходящего.

 

Очередной хоррор, очередной необычный для жанра главный герой. Кляйн поражает своим методичным подходом к расследованию необычной ситуации, возникшей вокруг него. Значительную часть его видеодневников, например, занимает дотошная работа с диктофонными записями ночных звуков. Зрители, хоть раз побывавшие в дебрях аудиоредакторов, будут в восторге.

Мелодия флейты, звучащая на протяжении всего фильма, взята из произведения Дебюсси «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна»
Мелодия флейты, звучащая на протяжении всего фильма, взята из произведения Дебюсси «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна»

Само же кино еще и ловко балансирует между черной комедией и инди-драмой в духе модной мамблкор-волны. Параллельно с мистическим расследованием Кляйн пытается закрутить роман с девушкой из группы поддержки и приглашает её в гости. Естественно, ничего хорошего из этого не выходит. И дело не только в паранормальном, просто Кляйн оказывается не самым приятным человеком. Особенно, когда оказывается в состоянии обсессии. В какой-то момент становится понятно, что нарушителем покоя и катализатором всех нехороших вещей является он, а вовсе не потусторонние проявления.

 

Тем и впечатляет «Вашингтон» в первую очередь, что минимальным набор средств его автору удается создать убедительный портрет грустного человека, которому плохо от самого себя. И не знаю уж, что страшнее – неспособность его вовремя остановиться или ночные звуки под окном.

 

Режиссер Кудо (Сигэо Осако), его ассистентка Итикава (Тика Кубояма) и их оператор (сам Кодзи Сираиси) хотят заработать денег производством документального кино о паранормальных явлениях. Кудо и вовсе одержим идеей снять самый страшный фильм в истории, поймав на камеру, как минимум, настоящего призрака. Однажды они получают любительскую видеозапись, на которой запечатлена странная женщина, подозрительно похожая на легенду японского фольклора Кутисакэ-онна, женщину с разрезанным ртом. С этого момента их команда пускается в погоню по следам потенциальной хтони, что в свою очередь станет лишь их первым шагом по спуску в настоящий кошмар, следить за которым зрителю предстоит на протяжении аж десяти фильмов. 


Внимательный читатель мог заметить, что главными героями всех представленных ранее в материале фильмов были люди, как минимум, непростые, а то и вовсе неприятные. Кудо, центральный персонаж «Материалов», способен переплюнуть их всех, являясь главным украшением франшизы. Он – полнейший отморозок. Смотреть за тем, как он бьет товарищей по команде, бьет важных свидетелей за их отказ говорить, абсолютно некомпетентно и безрассудно ведет себя с оккультными артефактами, вызывает демонов на кулачный бой (с которого трусливо убегает), одержимо преследуя при этом идею заработать – сплошное удовольствие. Такого героя, как Кудо, очень давно не хватало хоррорам в целом, и будь он единственным, чем могли бы «Материалы» похвастаться, этого было уже достаточно, чтобы рекомендовать их каждому. Но франшизе есть чем еще удивить.

Легенда о Кутисаке-онна, по некоторым данным, восходит к XVII–XIX векам, к периоду Эдо в Японии. Современная история Кутисаке-онна стала популярной только летом 1979 года, когда несколько газет и журналов рассказали об этой легенде, и слухи о ней распространились по всей стране, в результате чего маленьких детей стали сопровождать взрослые по дороге домой из школы

Легенда о Кутисаке-онна, по некоторым данным, восходит к XVII–XIX векам, к периоду Эдо в Японии. Современная история Кутисаке-онна стала популярной только летом 1979 года, когда несколько газет и журналов рассказали об этой легенде, и слухи о ней распространились по всей стране, в результате чего маленьких детей стали сопровождать взрослые по дороге домой из школы

Кодси Сираиси – уникальный автор. Достаточно посмотреть на его обширную фильмографию, чтобы понять, насколько увлечен хоррорами этот человек. Еще в далеком 2005 году Сираиси снял мощнейший мокьюментари-хоррор «Проклятие» (Noroi, не стоит путать с другими бесконечными японскими «Проклятиями»), который мало того, что был по-настоящему страшным, так еще и был первым кирпичиком в создаваемой им киновселенной со своей собственной космологией, в которой японская демонология смешивалась с лавкрафтовским космическим ужасом. Затем был «Оккультизм» (2009), чей финал как раз можно считать переходным мостом между серьезными начинаниями первых фильмов и диким угаром «Материалов». Неудивительно, что они частично окажутся связаны еще и общими персонажами. 


Что вверху, то и внизу. Статья началась с приключенческого хоррора, им и заканчивается. «Материалы» — это очень смешная, очень драйвовая франшиза, с плохими нелепыми спецэффектами (которых совсем не боится), с абсолютно неудержимой фантазией авторов. Начавшись с демонов из местного фольклора, история в итоге проведет своих героев и сквозь тайные культы, и заговоры военных, и путешествия во времени, и даже сквозь евангелионовский апокалипсис, на котором, сюрприз, франшиза вовсе не закончится. Это уникальное зрелище, полное, как и сценарных, так и технических (например, монтажных) находок, возможных лишь в нише малобюджетного кино. 


Разумеется, интересных фильмов в псевдодокументальной стилистике существует гораздо больше, и они продолжают выходить каждый год. Например, очень популярна в своей нише франшиза «Ужас в Хай-Дезерт», четвертая часть которой уже на подходе, и чья медленно раскрывающаяся мифология вкупе с действительно жуткими “найденными пленками” способно утереть нос любой «Ведьме из Блэр». Но об этом, и многом другом, возможно, уже все-таки в другой раз.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram