Песочный человек — это специфичный фольклорный персонаж. Согласно старым поверьям, приходил он к заигравшимся допоздна детям и сыпал им в глаза песок, дабы они уснули. Довольно понятный образ, с которым многие из нас знакомы, пускай и под другим именем – вспомним, к примеру, Оле-Лукойе из сказок Андерсона. Не трудно догадаться, что образ мифического существа, дарующего сновидения детям, восходит к очень древним легендам; можно провести параллели, например, с греческим богом снов Морфеем. Собственно, это когда-то и сделал не к ночи помянутый, Нил Гейман в своем комиксе «Песочный человек».
Специфичность же песочного человека заключается в том, что никакого единого образа у него никогда и не было, и разные люди обращались к нему по-разному. Гофман изображал его, как ужасающего старика, отбирающего у детей глаза, дабы кормить ими своих отпрысков на Луне; ансамбль The Chordettes в известной песне просили даровать им сон о прекрасном юноше, а группа Metallica в другой, не менее известной, песне рассказывала о детских кошмарах. В Германии же Песочный человечек был постоянным участником детских телевизионных шоу, подобно знакомым российскому зрителю Хрюше и Степашке.

А вот героем фильмов ужасов Песочный человек был очень редко. Можно вспомнить, конечно, экранизации Гофмана (довольно пугающие) и не самые известные слэшеры (довольно плохие), но примеров много не наберётся. Не исключено, что виной тому был тот факт, что роль повелителя ночных кошмаров в кино уже была занята одним господином в шляпе. Тем не менее, на российские киноэкраны выходит новый хоррор «Песочный человек» («Eye for an Eye» в оригинале, и мы к этому еще вернемся) и, конечно, главное — не спутать его с недавней экранизацией геймановского комикса от Netflix.
Старшеклассница Анна (Уитни Пик), после смерти родителей в автокатастрофе, переезжает из Нью-Йорка во Флориду к своей слепой бабушке (С. Ипейта Меркерсон), которую никогда не знала. Справляется со скорбью она путем прослушивания психотерапевтических тренингов в интернете и металкора. Между делом, Анна знакомится с местными, как ей кажется, крутыми подростками — Шоном и Джули (Финн Беннетт и Лэкен Б. Джиллз). Вскоре выясняется, что подростки эти не более, чем скучающие от безделья хулиганы. Одним погожим днем Шон решает поиздеваться над местным ребёнком на роликах, в результате чего ребёнок ломает руку. Джули и Анна при этом никак издевательствам не препятствуют, хоть последняя по итогу и оказывается крайне возмущена. Пострадавший ребенок из-за угроз Шона никому не рассказывает правды, однако его выводит на чистую воду Патти, сестра бабушки Анны (Голда Рошевель). Она советует ему сходить в местный лес, найти там жуткое дерево и вырезать на нем имена обидчиков (они легко находятся в мире интернета и соцсетей). Нехитрый обряд должен пробудить, — как иронично, — ото сна местную легенду, Песочного человека, чтобы уже он наказал виновных.

Собственно, с текста этой самое легенды и начинается фильм. В нем рассказывается о том, что Песочный человек приходит в кошмарах к задирам, сводит их с ума ночными видениями, а в конце забирает глаза. Нетрудно догадаться, что бабушка Анны (напоминаю, слепая) и ее сестра Патти, знающая об обряде проклинания, связаны между собой помимо кровной связи, но еще и неким конфликтом минувших дней. Ну а троицу молодых героев вскоре начинают мучить ночные кошмары, хотя отметим, что в фильме как будто сильнее всех из них страдает только Анна. Бабушка же ее, почуяв пробуждение Песочного (естественно, это он отнял у нее в молодости глаза), начинает готовиться к новой встрече со своим обидчиком.
За что стоило бы в первую очередь похвалить фильм, так это за простоту его истории. Режиссер Колин Тилли до своего дебюта много лет снимал рекламу и видеоклипы; решение взять за основу своего первого полного метра книгу («Мистер Песочный человек» Элизы Виктории) было более чем разумным. Редко углубляясь в какие-то лишние детали, большую часть времени фильм сосредоточен на том, чтобы просто рассказать зрителю страшную историю в духе раннего Стивена Кинга. И это похвально!

К другим плюсам «Песочного» можно отнести, собственно, саму Флориду. Смотреть на южные болотистые леса всегда приятно, да и виды эти особенно хорошо сочетаются с атмосферой этакого летнего безвременья первой половины фильма. Еще имеются неплохие актерские работы, особенно, можно похвалить С. Ипейту Меркерсон за роль слепой бабули. По части пугающего образа она вполне могла бы поспорить с Стивеном Лэнгом из популярного когда-то хоррора «Не дыши». Увы, но на этом положительные моменты как будто заканчиваются.
Если начать рассматривать «Песочного человека» как фильм ужасов, то очень быстро становится ясна его непродуманность. В первую очередь, плохо продуман сам титульный монстр. Пускай даже и у него оказывается есть своя предыстория (легко догадаться какая, учитывая его нелюбовь к задирам), но проблема кроется в том, что помимо скучного визуального дизайна, местный Песочник действует по понятным только ему правилам. Кого-то он усиленно кошмарит, как Анну, а остальных совсем едва; у кого-то он отбирает лишь глаза, а кого-то еще и убивает. В какой-то момент он и вовсе подсказывает Анне во сне, каким образом можно избежать его наказания! Какая логика стоит за его действиями, понять сложно.

Другая его проблема плавно перетекает из скучного дизайна чудовища. Кошмарные сны, которые он насылает героям, не многим лучше его собственного облика. Маньяк с ножом в костюме гигантского кролика; бассейн, полный человеческих глаз; жуткий лес – всё это выглядит не очень вдохновленно, весьма пресно и совсем не такого ожидаешь от успешного клипмейкера. Глядя на то, как Анну здесь запирают в деревянном гробу, чтобы лить ей на голову черную слизь, похожую на нефть (и это, кажется, высшая точка кошмара по версии авторов), невольно начинаешь вспоминать и «Воинов сна», и Тарсема Сингха с его «Клеткой»; разумеется, не в пользу новинки.
От неважного монстра проблемы переходят и в неважный в целом сценарий. Если начало еще весьма неплохо прописано, расставляя все нужные для хорошей мистической истории фигуры, то с выходом на сцену Песочника кино разваливается на череду бессвязных зарисовок, в которых Анна видит кошмары (как мы уже выяснили, неважные) и пытается понять, почему это с ней происходит. Проблема в том, что никакой тайны в происходящем нет, тем более для понимающего всё с самого начала зрителя. Ну а подготовка слепой бабушки к новой встрече с Песочным оборачивается пшиком — как и ее якобы сложные взаимоотношения с сестрой. Потому зрителю и остается лишь ждать развязки, которая оказывается довольно разочаровывающим потоком якобы глубокомысленных образов, а ключом к ней лежит фраза, собственно, вынесенная в оригинальное название фильма. Такая вот библейская мораль.

Хорроры, надо сказать, довольно часто несут в себе некий нравоучительный посыл. История о том, что к обидчикам слабых придет однажды бука и накажет — это, согласитесь, классика. Проблема в том, что никто, кроме, пожалуй, Шона (да и то с большой натяжкой) в этом фильме страшного наказания не заслужил. Отдельно смешно, что мальчик со сломанной рукой довольно быстро просто исчезает из фильма. Испытывал ли он моральные терзания по поводу того, что его желание мести сделало несколько людей слепыми мертвецами, мы никогда не узнаем.
Заметим, что некая беспричинная кровожадность не в первый раз уже мелькает у современных хоррормейкеров. Достаточно вспомнить недавний ребут «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», в котором причина убийства героев граничит с уровнем самопародии.
Так и выходит, что после удачной первой половины с завязкой, «Песочному человеку» не удается ни напугать, ни удивить, ни рассказать интересной истории; даже обязательная мораль, которую ему хочется прочитать зрителю, оказывается какой-то путанной и плохо сшитой с самим фильмом. Пожалуй, единственное, что можно было бы похвалить во второй его половине — это неожиданную вставку покадровой анимации с предысторией чудовища, да и она оказывается слишком коротка и скоротечна.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Увы, но Песочный человек не станет новым Фредди Крюгером и вряд ли даже сможет занять какую-то свою нишу в мире кинохорроров. Снова не в этот раз. А дебютанту Колину Тилли пожелаем удачи, потенциал снять хорошее кино у человека явно имеется.
нашего сайта (и не только)