Отлов чудовищ, взаимовыручка в семье и проработка травмы в фильме «Ужастики. Ожившие рисунки»

В российский прокат вышел трогательный детский хоррор об исцеляющей силе искусства и семейных ценностях. KNMN рассказывает про малобюджетный, но богатый на выдумку режиссерский дебют Сета Уорли

Школьница Эмбер (Бьянка Белль) постоянно рисует разнообразных монстров, и ее художества все больше напрягают учителей, хотя сама девочка ведет себя отнюдь не агрессивно, так что психолог советует оставить ребенка в покое и наблюдать за развитием ситуации. Тем временем Джек (Ке Лоуренс), брат Эмбер, обнаруживает неподалеку от семейного дома загадочное озеро, обладающее исцеляющими свойствами. В ходе перепалки с братом блокнот Эмбер падает в воду, и нарисованные ею чудища оживают, учиняя всевозрастающие разрушения по всей округе. Так что брату с сестрой приходится отложить свои разборки, чтобы спасти город от разбушевавшихся художеств.  


«Ужастики» получили премьеру на прошлогоднем фестивале в Торонто, и стали тихой сенсацией. Первый фильм малоизвестного постановщика собрал вереницу крайне теплых отзывов у критиков, на разные лады восхищавшихся легкостью, с которой дебютант касается сложных тем. Зарубежных коллег можно понять: в простом, но зрелищно поданном сюжете Уорли переплетает изобретательную игру воображения, серьезные подтексты и сочный визуальный ряд. Из этой выверенной комбинации получается идеальное кино для всей семьи — жутковатое, но не страшное, забавное, но не примитивное, глубокое, но ненавязчивое.

По словам режиссера, в изначальной версии фильма, предназначенной для взрослой аудитории, было множество ругательств и упоминаний имя Бога всуе, но затем она была перемонтирована

По словам режиссера, в изначальной версии фильма, предназначенной для взрослой аудитории, было множество ругательств и упоминаний имя Бога всуе, но затем она была перемонтирована

Уорли блестяще использует концепт оживающих монстров, превращая фильм в предельно динамичный экшен-хоррор для младшего школьного возраста. Эмбер нарисовала с десяток разнообразных чудищ, каждое из которых получит свои пять минут славы. Огромный мохнатый топтун гонится за школьным автобусом, изрыгая блестки на каждом шагу. Мелкие глазастые комки плоти шастают по дому, незаметно воруя все, что плохо лежит, и доводя взрослых до белого каления. По лесам бродит безобидный шарообразный чудик с оперением из блестящих кристаллов — но стоит напугать его, и миляга издаст пронзительный вопль, на который явится гигантский безглазый гуманоид, сжирающий все на своем пути. Есть даже прелестный котик со щупальцами, выпускающий во врагов облако ярких красок!


С каждым таким плодом бурной детской фантазии приходится бороться, используя их слабые стороны, тоже продуманные Эмбер — и в этой борьбе девочке не обойтись без помощи близких и друзей. Так что сценарий постоянно подталкивает к сотрудничеству самых разных людей, от детских энтузиастов (в лице вредного, но смелого одноклассника) до взрослых скептиков (вроде папы Эмбер и Джека, который регулярно обалдевает от происходящего). Ближе к середине, когда Эмбер с командой научатся сноровисто справляться с монстрами, фильм слегка напоминает детскую версию «Охотников за привидениями», только с поправкой на повышенную динамику и многообразие врагов. Концентрация перестрелок (стреляют, если что, растворителем для краски — чудища же нарисованные!), засад и погонь уверенно растет с каждой сценой, причем во многих сценах ощущается совсем не детский саспенс.

«Ужастики. Ожившие рисунки» основаны на коротком метре Сета Уорли «Темные цвета» (Darker Colors) 2020 года 

«Ужастики. Ожившие рисунки» основаны на коротком метре Сета Уорли «Темные цвета» (Darker Colors) 2020 года 

Но за яркой подачей внешне простенького сюжета скрываются довольно важные (и редко замечаемые) вопросы о проработке детской травмы и ответственности родителей. Если в ходе разборок с аляповатыми чудищами Эмбер и Джек укрепляют связь брата и сестры, то их отец Тэйлор (Тони Хейл), наблюдая рисованный апокалипсис, осознает, что его тревога долго была направлена не на того ребенка. «Ужастики» с предельной четкостью показывают не только важность арт-терапии (в широчайшем смысле этого слова) как способа выразить свое горе, но заодно подсвечивают проблему мужчин, приученных не говорить о своих чувствах до тех пор, пока не станет совсем невмоготу. В финале Уорли мастерски рифмует эпический поединок Эмбер с Тенью (буквально «худшей версией себя») и прозрение отца, который, увлекшись явной травмой дочки, упустил скрытую горечь сына.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Так что, начавшись с незатейливой истории про оживающие детские страхи, фильм плавно превращается в красочную притчу о важности творчества, умении видеть то, о чем дети не могут сказать и стараться ценить даже тех, кто тебя порой бесит. Сет Уорли по праву заработал репутацию проницательного фантазера, способного из мрачного хоррор-концепта (а первоначально идея «Ужастиков» была заточена под фильм ужасов) сделать веселый, но отнюдь не бессмысленный фестиваль детской креативности, который будет интересен и взрослым.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
Статьи
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
В 2020-х годах распались многие известные братские киносоюзы, и мы встречаем знакомые фамилии в титрах совсем разных картин. И задумываемся, потеряли ли что-то от раскола или, наоборот, приобрели? По случаю появления в сети «Крушащей машины» Бенни Сэфди KNMN решил столкнуть лбами известных братьев-режиссёров — и сделать это в стиле старого-доброго видеофайтинга
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Две Эль Фаннинг и много экзотических тварей в межзвездном боевике «Хищник: Планета смерти»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Статьи
Педантичные мужчины в тренчах и предчувствие смерти. Почему «Красный круг» — это вершина криминального жанра кино