Майк, молодой лондонский бездомный (Фрэнк Диллэйн), пытается выжить любыми средствами в большом городе: спит на крышах зданий, просит мелочь, заряжает телефон в забегаловках. Когда другой бездомный, Нейтан (Харрис Дикинсон), крадёт у него кошелёк, их драку разнимает Саймон (Окези Морро), сочувствующий представитель среднего класса. Саймон предлагает Майку купить что-то в кафе при его работе, но тот предлагает дойти до другого места за углом — и по пути избивает и крадет часы. Его, естественно, ловят — и после нескольких месяцев в тюрьме селят в хостеле. Он находит работу на кухне, и тут, казалось бы, жизнь налаживается. Не тут-то было.
Ну какой он, черт возьми, «Сорванец»? Даже в лучшем случае герою Диллэйна уже за двадцать и перевод «Проказник» подходит фильму чуть лучше — но еще лучше третья версия, «Морской ёж». Ведь именно так выглядит Майк — ощетинившийся, ожесточенный, плывущий по течению, комок нервов, которому, возможно, хочется любви (нарисованный грубыми мазками противоречивый персонаж до конца не раскрывает своих мыслей зрителю). Впрочем, локализованное название, кажется, не главная проблема этого фильма — тем более что прокатчика в России вроде бы у него пока нет.

Дебют актёра Харриса Дикинсона, запомнившегося зрителю в «Треугольнике печали» и «Плохой девочке», обладающего хорошим, судя по посещению кладовки Criterion, киновкусом, очень тепло приняли в Каннах — в первую очередь в разрезе «режиссёр не только красивый, но ещё и талантливый». Это, впрочем, касалось не только публики — в «Особом взгляде» фильм получил награду лучшему актёру и приз ФИПРЕССИ. Награда Диллэйна абсолютно заслужена — если в выходящем скоро в прокат «Жатве» он пользовался в первую очередь фирменной ухмылкой, то здесь показывает большой спектр эмоций. Его Майк вроде бы о чём-то и мечтает, но считает, что ему все должны. Он ранимый, однако при этом цитирует «Таксиста» перед зеркалом. Он поёт с коллегами группу Atomic Kitten в караоке, но часто не справляется с агрессией.
Для Дикинсона среда бездомных и людей с зависимостями — не попытка сойти с небес на землю, а знакомая, по его словам, среда; как минимум по работе с благотворительными организациями, а также по знакомым, справлявшимся с проблемами. Кроме того, не так давно выходил фильм «Задира», где актёр играл внезапно вернувшегося отца девочки на фоне типовой лондонской застройки окраин — то есть тема людей около черты бедности и за ней ему уже не в новинку. Явно вдохновляясь британскими реалистами, в первую очередь Майком Ли и Кеном Лоучем, Дикинсон старается не давать герою резких оценок, предлагая ему в первую очередь посочувствовать — даже если не всегда его поведение позволяет это сделать.

В чувстве города, в небольших деталях, благодаря которым раскрываются герои, лучше всего заметен талант Дикинсона-сценариста — его мир нельзя разделить на чёрное и белое, а люди в нём сложнее, чем мы о них думаем. Старательно поставленная картинка тоже располагает к себе — и, безусловно, если бы фильм просто оставался срезом жизни, бессюжетной одиссеей грустного героя по Лондону и его окраинам, то это было бы куда более симпатичное, хоть и отчётливо дебютное кино.
Дебютантство у Дикинсона проявляется и во врезках, в которых реализм уступает место чему-то более сновидческому. Вот камера ускользает от героя в тюремном душе — и через погружение в водопровод мы словно наблюдаем за танцем разноцветных молекул, а затем Майк оказывается в огромной пещере, в некоем неясном пространстве. Мотив пещеры появится в фильме ещё несколько раз, точно так же как навязчивым элементом станет безмолвная скрипачка, которая из реального человека станет видением — но раскрыть эти метафоры Дикинсон всё же не решится. Хуже всего это проявится под конец, где режиссёр покажет, что попросту не знает, что делать со своим героем — и, хоть и сделает намек на то, как общество относится к бездомным, тем самым скорее распишется в своей нерешительности.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Его же герой, Нейтан, кажется не до конца оформленным, появляющимся словно ради движения сюжета дальше — и, хотя желание актёра не перетягивать внимание на себя вполне понятно, хотелось бы видеть его в этой истории менее скромным и более осязаемым. Если остальные герои даже несмотря на короткое появление на экране как-то проявляют себя, то Дикинсону-актёру это не вполне удаётся — что, впрочем, можно сказать и обо всём фильме в целом. По «Сорванцу» заметно, что у Дикинсона все в порядке с эмпатией и выдумкой — но хотелось бы видеть от него больше решимости и меньше вывертов, за которыми толком ничего не стоит. У Дикинсона, безусловно, есть талант — хочется верить, что в будущем он проявит его лучше.
нашего сайта (и не только)