Пустынные рейвы, опасная одиссея и Серхи Лопес в драме «Сират»

На закрытии фестиваля «Послание к человеку» будет показана (и вскоре выйдет в российский прокат) с трудом поддающаяся классификации картина любимчика Канн Оливера Лаше. KNMN восхищается её звуковыми и природными ландшафтами и (не) пытается нащупать смысл

Колоритные немолодые мужчины и женщины устанавливают колонки посреди марокканской пустыни. Скоро грянет рейв под открытым небом, где они будут корчиться в ритмах дионисийского танца под громогласное техно. Туда же приезжает и Луис (поправившийся и постаревший Серхи Лопес), вместе с совсем юным сыном Эстебаном (Бруно Нуньес) и собакой, но не ради плясок до упада — в поисках ушедшей из дома дочки. Её фотография незнакома видавшим виды рейверам, и тогда упрямый отец решает следовать за ними на еще одну тайную локацию, где, может быть, встретит беглую Мар. Путь окажется не из лёгких, и не все доберутся до пункта назначения. 


Родившийся в Париже испанец Оливер Лаше уже не первый раз обращается за вдохновением к пескам Марокко. В своем дебюте «Все вы капитаны» (2010) он сам же играл режиссёра, пытающегося снять фильм о детях из социального центра в Танжере — и получил первую награду в Каннах, приз ФИПРЕССИ. Вторую (Гран-при Некспрессо на Неделе критики) ему вручили за следующий фильм «Мимозы» (2016). Там прошлое сливалось с настоящим под песню стоунер-метал-группы OM, а странники без особого желания провожали в последний путь тело покойного шейха. Тема метафизического странствия и гипнотические перемещения по величественным пейзажам роднят картину с «Сиратом» (2024), также отмеченным в Каннах (Приз жюри). 

Всех немолодых рейверов Лаше нашел на реальных рейвах в Испании

Всех немолодых рейверов Лаше нашел на реальных рейвах в Испании

Чтобы завершить тему марокканской пустыни, нужно упомянуть фильм режиссёра экспериментального кино Бена Риверса, «Небо дрожит, и земля боится, и два глаза не братья друг другу» (2015). Это вольная экранизацию рассказа Пола Боулза «Далёкий случай», где Лаше играл как бы самого себя во время работы в пустыне над «Мимозами». В какой-то момент его герой покидает съёмочную площадку и попадает в плен к кочевникам с плачевным результатом (как и профессор из рассказа). Правда, посредине фильмографии затесался «И придёт огонь», снятый на земле предков Лаше в Галисии, но это скорее исключение из правил: режиссёру нравится снимать в Африке, где он прожил уже много лет и принял ислам.


Причём на этот раз он поработал почти что в приключенческом жанре: путешествие по направлению к дочке в «Сирате» превращается в настоящую гонку на выживание. Проезд на автобусах по осыпающемуся горному серпантину неожиданно роднит картину с «Колдуном» Фридкина и «Платой за страх» Клузо, а вид пережёванных жизнью рейверов (кто без руки, кто без ноги, и все как один покрыты тату и морщинами) напомнит постапокалиптическую классику во главе с «Безумным Максом-2». Добавим сюда постоянные намеки на бушующую где-то рядом войну: первый рейв разгоняют военные, позже героям повстречается колонна танков, а в финале они спляшут посреди минного поля. 

Опасная сцена проезда автобусов по горной дороге снималась в Испании с помощью хромакея (саму гору сняли отдельно в Марокко)

Опасная сцена проезда автобусов по горной дороге снималась в Испании с помощью хромакея (саму гору сняли отдельно в Марокко)

Кроме этого, Лаше обманывает ожидания и удивляет зрителя как минимум дважды, и раскрывать выкидываемые им сюжетные коленца было бы непростительным спойлером. Однако на вопрос «что всё это значило?» ответа режиссёр не даёт — по его мнению, настоящее кино само снимает себя, помимо воли автора и не следуя сценарию, а уж толковать его каждый может как ему заблагорассудится. Луис и рейверы теряют близких, переживают горе и доходят до финала своего путешествия — что это, как не метафора жизненного пути и его логического завершения? Тем более что «Сират» в исламе, как подсказывает титр — мостик, по которому должна пройти душа умершего, чтобы попасть в рай. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.


Однако если сбросить на обочину псевдомногозначительную метафизику, остаётся абсолютно завораживающее кино, снятое Лаше на 16-мм пленку. От первого исступлённого танца, ожидаемо напоминающего «Экстаз» Гаспара Ноэ (правда, продюсером картины числится не он, а Педро Альмодовар), до автопробега среди величественных пейзажей под техно композитора Kangding Ray и саунд-дизайн Лайи Казановы — это безусловно нужно видеть на большом экране. Вот только не стоит ждать какого-то ослепительного откровения в конце. Как говорил американский философ Ральф Уолдо Эмерсон, имея в виду жизнь, It’s the journey, it’s not the destination («это путешествие, а не пункт назначения»). Про «Сират» можно сказать то же самое.

 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
Статьи
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
В 2020-х годах распались многие известные братские киносоюзы, и мы встречаем знакомые фамилии в титрах совсем разных картин. И задумываемся, потеряли ли что-то от раскола или, наоборот, приобрели? По случаю появления в сети «Крушащей машины» Бенни Сэфди KNMN решил столкнуть лбами известных братьев-режиссёров — и сделать это в стиле старого-доброго видеофайтинга
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Две Эль Фаннинг и много экзотических тварей в межзвездном боевике «Хищник: Планета смерти»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Статьи
Педантичные мужчины в тренчах и предчувствие смерти. Почему «Красный круг» — это вершина криминального жанра кино