Рисованный олень с огромными зубами и кролики-каннибалы в «Бэмби. Лесной кошмар»

В российском прокате идет очередной фильм так называемого «Пухвёрса», про который мы уже писали. KNMN отмечает его неожиданный драматизм и ещё раз задумывается о феномене хоррор-эксплуатации героев любимых детских книг

Переход авторских прав на персонажей популярных сказок в общественное достояние имел неожиданные последствия. Британский продюсер Рис Фрейк-Уотерфилд, например, узнав о том, что сия оказия произошла с книжками про Винни-Пуха, мигом решил устроить съемки слэшера с любимыми детскими персонажами.

 

Всего за 10 день и с крошечным бюджетом в 50 тысяч долларов был снят «Винни-Пух: Кровь и мёд», по сюжету которого зверолюди Винни-Пух и Пятачок (из-за дешевизны производства представленные в виде людей в пластиковых масках из ближайшего супермаркета) мстили Кристоферу Робину (и другим людям) за то, что тот бросил их в Зачарованном лесу. Это был очень дешёвый, довольно утомительный и моментами чрезмерно жестокий слэшер от людей, на ходу разбирающихся, как, собственно, снимать кино.

«Бэмби. Лесной кошмар» — четвертый фильм «Вселенной извращённого детства»
«Бэмби. Лесной кошмар» — четвертый фильм «Вселенной извращённого детства»

Тем не менее, дилетантизм авторов отходил на второй план за счет очень мрачного настроения фильма, идущего вразрез с ожиданиями весёленького трэш-хоррора про сказочных убийц. Винни-Пух и Пятачок были изображены крайне жестокими маньяками, не уступающими своей холодной кровожадностью условному Майку Майерсу. Юмора же в фильме и вовсе почти не было, царила в нем скорее угрюмая атмосфера разочарования — вот уж действительно, конец детства!

 

Шум вокруг «Винни-Пуха» стоял весь год, с самого анонса и до его выхода, что позволило ему собрать по всему миру около 7 миллионов долларов. Посчитать степень его окупаемости предлагаем зрителю самому. Разумеется, глупо было бы оставлять такую потенциальную золотую жилу. Тем более, что в публичный доступ уходили права и на Питера Пэна, и на Бэмби, и на много кого еще. Так что Рис Фрей-Уотерфилд и компания решили не просто снимать сиквелы, а создавать целую новую киновселенную — «Вселенную извращённого детства», героями которой должны были стать все вышеперечисленные персонажи сказочного канона.

Съемки картины проходили в Англии, в лесах возле города Льюис, где происходит действие романа «Коллеккционер» Джона Фаулза
Съемки картины проходили в Англии, в лесах возле города Льюис, где происходит действие романа «Коллеккционер» Джона Фаулза

Тут важно отметить, что в данную «Вселенную» на текущий момент входят всего лишь 4 вышедших фильма (хотя дальнейшие планы по ее развитию своим масштабом способны переплюнуть и Disney с его супергеройскими сериалами) и не нужно их мешать в одну кучу с творчеством других ушлых киноделов, подхвативших модную волну. Свои версии слэшеров от других людей уже выходили и про Пятачка, и про Микки Мауса, и, что смешнее всего, только в этом году вышло сразу три фильма про морячка Попая от трех разных студий. Логично возникает вопрос — эта шутка действительно удалась, или же безбожно затянулась?

 

Разбор сторонних подделок оставим для другого материала, здесь же быстро пробежимся непосредственно по «Пухвёрсу» (как ловко окрестили в народе «Вселенную извращённого детства»). Если первый «Винни-Пух» был дешёвой дилетантской работой, то его сиквел, вышедший буквально через год, мог уже похвастаться и выросшим в 10 раз бюджетом, и вполне приличным гримом вместо масок, и новыми персонажами (особенно запал в душу зрителям абсолютно отлетевший маньяк Тигра), и заметно выросшим уровнем режиссуры. Безусловно, у фильма все еще была куча различных проблем, вроде не очень интересного сценария и очень проблемного ритма, но отрицать старания авторов было бы глупо. По сиквелу стало очевидно, что эти люди не намерены просто наживаться на своей затее за счет сомнительного хайпа, а действительно имеют стремление снять приличное кино.

Британская актриса Роксанна Макки в главной роли больше всего известна по «Игре престолов»
Британская актриса Роксанна Макки в главной роли больше всего известна по «Игре престолов»

Еще через год вышел «Питер Пэн. Кошмар в Нетландии». И снова неожиданный результат. Фильм получился еще мрачным и еще более грязным. Питер Пэн в этой версии оказался бывшим цирковым мимом, похищающим детей, для последующих опытов над ними с участием наркотиков и различных крюков и спасения их от взросления путем увода в Нетландию посредством убийства. Всё еще не получится назвать этот хоррор выдающимся, да и проблемы с тем же провисающим ритмом никуда не делись, но зато свирепость и тяжесть происходящего вышли на новый уровень. От сказочного первоисточника как будто остались лишь имена, не в пример «Винни-Пухам», где всё-таки имело место в каком-то смысле прямое продолжение оригинала. Финальный же акт «Пэна» и вовсе способен был напомнить зрителю о (не)счастливых временах модной французской волны экстрима («Мученицы» Ложье, «Граница» Жанса, «Что ни день, то неприятности» Дени). Результат выдающийся, пускай и неоднозначный.

 

Сложно сказать, что именно привлекало зрителей во всех этих фильмах. Было ли дело только в знакомых по сказкам именам, или же народ просто изголодался по простым примитивным слэшерам, устав от бесконечного вала псевдозаумных хорроров? Впрочем, нельзя и не заметить, что у каждого нового фильма франшизы бюджеты всё больше, а сборы всё ниже. Виной ли тому их качество (среднее) или количество (огромное) похожих фильмов с персонажами, ушедшими в публичный доступ?

Режиссер Дэн Аллен несколько лет назад «порадовал» зрителей хоррором «И недр земли» с воодушевляющим рейтингом 3,2 на IMDB
Режиссер Дэн Аллен несколько лет назад «порадовал» зрителей хоррором «И недр земли» с воодушевляющим рейтингом 3,2 на IMDB

И вот, в этом же 2025 году, на экраны выходит «Бэмби. Лесной кошмар», переосмысление классической сказки о взрослении оленёнка в очередном сказочном лесу. Начинается кино с анимационной предыстории виновника очередного кровавого банкета.

 

Бэмби, обычный оленёнок, счастливо жил со своей мамой в лесу, пока пуля охотника не сделала его сиротой. Грустно скитаясь по миру, однажды он встречает Фэлин, молодую олениху, с которой у них происходит любовь и рождается потомство. Как можно заметить, пока что сюжет следует букве первоисточника. А вот дальше дела идут хуже некуда. Лес вокруг всё больше страдает от человеческого присутствия — повсюду происходит вырубка, строительство и всеобщее загрязнение. В конце концов, однажды грузовик компании Wibexr Pharmaceuticals (не будем показывать пальцем, на кого это пародия), перевозивший токсичные отходы, сбивает насмерть Фэлин. Бэмби же в отчаянии пьет токсичную воду и мутирует в огромного, слепого от ярости монстра, жаждущего отмщения. Что случится, если лес даст отпор? — вопрошает рассказчик во вступлении. Да, вы все верно поняли — перед нами ни что иное, как эко-хоррор.

 

Далее история знакомит зрителя с главными своими героями: матерью Ксаной (Роксанна Макки) и ее сыном Бенджи (Том Мулрон). Едут они на такси в удаленный лесной дом, дабы провести праздничные выходные в компании мужа Саймона (Алекс Кук) и его семьи (другие актеры). По дороге автомобиль с героями подвергается нападению рогатого монстра. С этого момента ночь оборачивается сплошным кошмаров для всех участников этой истории.

Автор романа «Бэмби» Феликс Зальтен упоминается в титрах, но, как можно догадаться, имеет к фильму самое отдаленное отношение
Автор романа «Бэмби» Феликс Зальтен упоминается в титрах, но, как можно догадаться, имеет к фильму самое отдаленное отношение

Что в первую очередь удивляет в новом «Бэмби», помимо внезапного экологического посыла? Если в прошлых фильмах Пухвёрса действовали либо люди, либо зверолюди (те же люди, но в масках или гриме), то местный рогатый мутант уже целиком выполнен в CGI, что, конечно, скорее проблема, так как у нарисованных монстров обычно есть лишь один способ впечатлить зрителя — интересный дизайн. Здесь же его нет; авторы уверяли, что вдохновлялись монстром из хорошего хоррора «Ритуал», но все-таки есть существенная разница между модифицированным Вендиго и просто большим оленем с огромными зубами. Тем не менее, полномасштабное использование компьютерной графики — это большой шаг для авторов «Пухвёрса». В правильную ли сторону — это уже совсем другой вопрос.

 

О сюжете сказать особо нечего. Традиционная мешанина из усредненных сценарных ходов (мало того, что брак родителей Бенджи на грани распада, так еще и оказывается, что отец ответственен за все плохое случившееся с Бэмби) и образов (бабушка Бенджи, рисующая в постоянном трансе демонического оленя), которые слабо между собой вяжутся и редко к чему-то в итоге ведут. Найдется в ней место и для злых охотников, работающих на ту самую компанию. Их участи завидовать не стоит.

Ни одного оленя на съемках картины не пострадало
Ни одного оленя на съемках картины не пострадало

Жаль, но солидную часть хронометража герои заняты выяснением отношений между собой. На пользу фильму, само собой это не идет. Сама же яростная месть человечеству, исполняемая хозяином леса — увы, не впечатляет. Виной ли тому тот самый CGI (не самое хорошее качество которого скрывают постоянной темнотой на экране) или же недостаток фантазии у авторов по части свирепых расправ — вопрос открытый. Ожидающие очередной кровавой бани зрители будут скорее разочарованы. Впрочем, не всё так плохо. Фильм спасают две вещи.

 

Во-первых, при традиционном для вселенной мрачном настрое, в «Бэмби» наконец-то нашлось место и юмору. Есть здесь и элементы слэпстика, и уморительные погони, и даже случайные убийства, свойственные жанру черной комедии. Эти вещи знатно разбавляют тягомотную серость происходящего. Плюс, в темном лесу помимо рогатого мутанта действуют и другие звери (увы, фотографиями большинства из них лишь подразнят зрителя) — например, кролики-каннибалы. И честно говоря, кажется, что сольный фильм о них мог бы оказаться более удачным.

 

Во-вторых, невиданный ранее во франшизе драматизм финала. Душераздирающая подоплека (всё это время Бэмби не просто мстил, но спасал маленького олененка!) событий и их развязка способны довести даже до слез особо впечатлительных зрителей. В кои-то веки можно уверенно встать на сторону монстра! Еще один уверенный шаг вперёд для авторов.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

По итогу имеем скорее необязательный, но моментам занятный фильм, который сложно посоветовать кому-то кроме заинтересованных в «Пухвёрсе» зрителей. Радует то, что авторы франшизы не стоят на месте и не повторяются. Не радует то, что сборы каждого нового их фильма проседают, хоть и находятся всё еще в рамках окупаемости. Тем не менее, ждём следующий год, который нам должен принести «Пиннокио», в котором обещают самую настоящую аниматронику, триквел «Винни-Пуха» и амбициозный кроссовер про всех сказочных тварей. Главное, чтоб они не утонули в потоке других грошовых хорроров про Попаев и Золушек. Потоке, который сами же, заметим, и создали.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
Статьи
Братья по оружию или кровные соперники? Родственные режиссёрские тандемы вместе и порознь
В 2020-х годах распались многие известные братские киносоюзы, и мы встречаем знакомые фамилии в титрах совсем разных картин. И задумываемся, потеряли ли что-то от раскола или, наоборот, приобрели? По случаю появления в сети «Крушащей машины» Бенни Сэфди KNMN решил столкнуть лбами известных братьев-режиссёров — и сделать это в стиле старого-доброго видеофайтинга
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Рецензии
Две Эль Фаннинг и много экзотических тварей в межзвездном боевике «Хищник: Планета смерти»
Фашизм, гротеск и харизма Луки Маринелли в мини-сериале Джо Райта «М. Сын века»
Статьи
Педантичные мужчины в тренчах и предчувствие смерти. Почему «Красный круг» — это вершина криминального жанра кино