Округ Дарк, штат Огайо. Группа из четырех блогеров, известных как «Паранормальные параноики», отправляется в заброшенный городок Шелби Оукс, где, по слухам, обитают привидения. Все они бесследно исчезают, а позже обнаруживаются изувеченные тела трех пропавших — ненайденной остается лишь Райли Бреннан (Сара Дерн). Через много лет после инцидента Миа Бреннан-Уокер (Камилль Салливан), старшая сестра Райли, находит ранее неизвестную запись из архива «Паранормальных параноиков», сделанную в Шелби Оукс, и решает самостоятельно выяснить, что же все-таки случилось в городе-призраке.
«Шелби Оукс. Город-призракс» — проект Криса Стакманна, блогера и кинокритика, одного из первых обзорщиков, получивших масштабную популярность в ранних 2010-х благодаря своим видео-рецензиям на YouTube (сейчас на его канале свыше 2 миллионов подписчиков). Свой полнометражный дебют Стакман разрабатывал с начала 2020-х, а вскоре к проекту подключился Майк Флэнаган, ставший одним из ключевых исполнительных продюсеров фильма. После премьеры на парочке жанровых фестивалей в прошлом году кое-какие зарубежные критики отозвались о картине Стакманна как о новом слове в жанре и восторгались оригинальностью дебюта, однако эти восхищенные возгласы — скорее поверхностная эмоциональная шумиха, нежели взвешенный взгляд. При ближайшем рассмотрении никаких революционных подходов фильм не предлагает — что, впрочем, отнюдь не делает его блеклой поделкой. По концепции «Шелби Оукс» представляет собой гибрид формата «найденных пленок» с традиционным хоррором об оккультизме. Оба компонента сноровисто подлажены друг к другу, и несмотря на вторичность сюжета, в фильме предостаточно иных достоинств, выделяющих работу Стакманна на фоне прочих жанровых аналогов.

Длинный псевдо-документальный пролог после начальных титров переходит во вполне стандартный нарратив, где вставки с «найденными пленками» используются лишь как вспомогательный элемент, проливающий свет на подробности загадочного исчезновения Райли. Причем хоть сюжет и крутится вокруг Шелби Оукс, сам город в фильме практически не исследован, а сценарий движется в несколько ином (но вполне логичном) направлении. Копаясь в библиотеках и расспрашивая самых разных людей, Миа шаг за шагом движется к пониманию того, что случилось с ее сестрой и приоткрывает мрачные тайны из семейного прошлого, сталкиваясь со всевозрастающим демоническим присутствием.
Чем дальше, тем больше в фильме саспенса и тем гуще становится атмосфера смутной угрозы. Стакманн не злоупотребляет скримерами (хотя они тут есть), чаще полагаясь на аккуратный монтаж и длинные сцены с напряженной тишиной. Со временем детективная интрига отходит на второй план, а вперед выдвигается оккультная тематика, завязанная на семейной теме. Надо полагать, по этой причине фильм иногда сравнивали с «Реинкарнацией», но любое серьезное сопоставление будет неточным: режиссёр хоть и предлагает драму, всё же нигде и никогда не устремляется к трагическим высотам Ари Астера. К тому же, здесь в центре событий только один персонаж, а не семейное сообщество. Надо сказать, Камилла Салливан отлично справилась с работой, изображая решимость и отчаяние женщины в поисках любимой сестры — без её актерского таланта фильм утратил бы важную часть своей эмоциональной глубины.

Отдельного внимания заслуживает дизайн нескольких ключевых локаций и вообще работа с визуальными компонентами. Непролазные леса, по которым бегают инфернальные псы, получились столь же красивыми, сколь и жуткими, а редкие, но меткие явления демона (его сыграл Дерек Мирс, носивший маску Джейсона Вурхиза в ремейке «Пятницы 13-е») надолго западают в память. Хотя значительная часть сцен разворачивается в темноте, грамотная работа с освещением позволяет видеть ровно столько, чтобы генерировать нужное напряжение. На общем добротном фоне удивляют разве что мелкие шероховатости в области проработки истории: сценарий толком не поясняет ни подробностей семейного проклятья с демоном, ни причин, по которым Райли все эти годы держали в плену.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Короче говоря, перед нами добротный хоррор, сделанный с явным уважением к жанру, но отнюдь не нацеленный на какие-либо прорывы. У сюжета есть огромный потенциал (учитывая финальный клиффхэнгер, а также то, что сам Шелби Оукс толком никто в фильме не обследовал), и в качестве первой главы в потенциальной франшизе фильм смотрится неплохо. Ну а если она не состоится — у нас есть уже динамичный мистический хоррор с занятным оккультизмом, обильным саспенсом и внятной детективной интригой.
нашего сайта (и не только)