Чтец - отзывы и рецензии
Есть интересные мнения о фильме, приятно разбавляющие привычные комментарии типа восхищений по поводу игры актеров. Если называть вещи своими именами, то это внешние, по сути - "поверхностные" средства ("оболочка", форма), с хорошей силой выразительности. С их помощью режиссер старается донести основное - идею фильма ("ядро").
В фильме с "оболочкой" любовной истории многие прочувствовали присутствие более глубокого и тонкого (неуловимого) смысла. Прочувствовали, но "мало" высказали (осознали): писали о неочевидности или недосказанности, о "загадке" режиссера (для кого-то - недоработке), которая оставляет вопросы, держит внимание, заставляет думать и возвращаться к фильму. Я тоже попалась под это скрытое очарование и попыталась найти свою "отгадку".
Оказалось, что вопросы – действительно серьезные, сродни философии о путях совершенствования человека. Даже по-новому приоткрылись некоторые религиозные истины! Кроме того, не хотелось соглашаться с попадающимися характеристиками Ханны типа "монстр", "нацистская тварь" с кучей комплексов. Ближе была позиция одного отзыва, сомневающегося в "эталонности" судьи: наши несовершенные шаблоны не дают видеть реальное положение вещей (нам в этом случае "ничего не понятно").
Тут же(!) сложилось осознание "претензии" Господа быть Судьей - творить Суд Божий, именно что правильный суд, т.к. Он - носитель совершенной морали, праведен и поэтому - эталон судьи (т.е. наилучший! судья с "большой буквы"!). Как же озаряют такие "находки"! Уж, простите за некоторую эйфорию…:) Длинное вступление, перехожу к моей "расстановке" смыслов.
Основная идея не нова: человек поступательно развивается. Причем развивается не только умственно (способности мозга, мышления и понимания). Есть еще одно измерение – способности сердца, в отношении которых мы не сильно "заморачиваемся" (в т.ч. неозадачиваемся поточнее понять, что это собственно такое). Новый термин "эмоциональный интеллект" может быть об этом.
Давайте договоримся о понятиях: нравственность – это некий регламент, регулирующий поведение и отношения между людьми. Неформальный закон, нормы поведения ("нормальные" действия!). В сопоставлении с этими нормами можно говорить о том, правильно-неправильно, хорошо-нехорошо человек поступает – т.е. давать оценку его поступкам, "видимым проявлениям" человека (в душу пока не полезем). Хороший пример – заповеди Моисея: четкие, понятные и укладываются в 10 пальцев руки (можно пересчитать). Как руководство для детей (т.к. формулируются по типу "не делай плохо").
И что же в таком случае за нравственность у Ханны, что она считает нормой поведения, за которую ее не обличает совесть, т.е. что естественно для ее сердца? По-своему понимаемая забота о вверенных ей заключенных, желание порядка, который в своей мере организует жизнь, тщательность (старательность), с которой она выполняет свои нехитрые действия (выглаживает белье, оттирает мочалкой мальчика). И некоторая замкнутость как гарантия безопасности. Не кажется ли вам, что ее жизнь подчиняется законам, данным для животной природы? Можно найти и другие эпизоды про Ханну, укладывающихся в эту идею. Можно еще добавить, что она – как человеческое дитя (которое еще не умеет читать), которое содержит в себе потенцию полноценного человека (тянется к знаниям, культуре, любви), но вместе с тем состояние ее сил (ума и сердца) - неразвитость. Детей должно обучать человеческому (поведению), ответственность же наступает после, с ростом сознания (принимающего наказание). Кажется, по этой причине "неразвитости человеческого" Ханна искренне не понимает, почему ее действия осуждаются – у нее своя логика порядка, и свое поведение. Она по сути еще "человек-животное", т.к. живет по естественным "материально-природным" ("животным") нормам.
Призыв к развитию (как "заповеди новые даю вам") ее сознанием еще не воспринимается. Впрочем, способ изменить ситуацию предлагается – прикосновение к культуре: под ее воздействием Ханна "растет" (учится и читать и писать). Актуализация в этом процессе развития совести (пробуждение) совести – та причина, по которой она "вдруг" понимает истинную цену своих прошлых поступков и выносит себе приговор. Естественны для этого "уровня развития" покаяние (осознание неправильности) и попытка искупления (накопленными в тюрьме сбережениями).
Другое дело – Михаэль, с раной в душе из-за нереализованности добра. Его сознания (уже в школе) коснулся весь багаж культуры - уровень его "человечности" гораздо выше. Но и здесь еще не наблюдается полноценная нравственность (пассивность, малодушие в следующих частях фильма). Впрочем, "чтец" – скорей всего наводка, подсказка режиссера о другом смысловом уровне. Чтец как транслятор слова, которое – толчок для становления человека в его полноте, раскрытия всех человеческих способностей. Вот такие связи с сокровенным увиделись, захотелось высказаться. Настоящее кино! (побуждает :)
Name
фильм, который надо смотреть. так сложно найти хороший фильм и просто посмотреть. я ЗА кино, которое заставляет задуматься, чувствовать, переживать все вместе героями. актеры просто замечательные. поклон великолепной Кейт, которая такая разная в каждом фильме. смотришь на мир ее глазами когда смотришь.
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 12 сентября 2010, 07:26:00
фильм, который надо смотреть. так сложно найти хороший фильм и просто посмотреть. я ЗА кино, которое заставляет задуматься, чувствовать, переживать все вместе героями. актеры просто замечательные. поклон великолепной Кейт, которая такая разная в каждом фильме. смотришь на мир ее глазами когда смотришь.
Adelfana
Хотя весь фильм очень крепкий и серьезный, актеры все на высоте, поэтому нельзя кого-то выделять. Но все очень хорошо срежиссировано и сыграно. Жаль, что такие темы не часто увидишь в кино. Особенно продкманные и наводящие на разные мысли. Все жизненно и пугающе правдиво. Ведь так и было, такие люди были и уничтожали русских, евреев, да и самих немцев. Этого забывать не стоит, в свете последних событий и переписании истории американцами и легинерами в прибалтике, но это политика. Просто фильм неоднозначен. Заставляет задуматься над многим.
10 из 10
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 8 мая 2010, 01:18:00
Хотя весь фильм очень крепкий и серьезный, актеры все на высоте, поэтому нельзя кого-то выделять. Но все очень хорошо срежиссировано и сыграно. Жаль, что такие темы не часто увидишь в кино. Особенно продкманные и наводящие на разные мысли. Все жизненно и пугающе правдиво. Ведь так и было, такие люди были и уничтожали русских, евреев, да и самих немцев. Этого забывать не стоит, в свете последних событий и переписании истории американцами и легинерами в прибалтике, но это политика. Просто фильм неоднозначен. Заставляет задуматься над многим.
10 из 10
Вячеслав
Роман Шлинка "Чтец" в свое время произвел на меня очень сильное впечатление. И вот, наконец, удалось посмотреть фильм. Если делать сухое резюме, то это одна из лучших экранизаций. Но на самом деле, фильм невероятно сильный и глубокий.
Девид Кросс очень точно и правдиво создал образ юного Майкла Берга, а Рэйф Файнс удивительно трогательно изобразил героя в зрелости, человека с глубокой душевной раной. Актеры просто великолепны!!!!
И о главном...Кейт Уинслет! Кейт Уинслет! Кейт Уинслет! Еще со времен "Небесных созданий" было понятно, что она невероятно талантливая актриса. Но то,как она сыграла Ханну - "за гранью"!!! Невероятно, глубоко, проникновенно и откровенно. Гениально.
P.S. Очень жаль, что наши прокатчики оставили без внимание это кино, не выпустив его даже на dvd
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 14 апреля 2010, 10:48:00
Роман Шлинка "Чтец" в свое время произвел на меня очень сильное впечатление. И вот, наконец, удалось посмотреть фильм. Если делать сухое резюме, то это одна из лучших экранизаций. Но на самом деле, фильм невероятно сильный и глубокий.
Девид Кросс очень точно и правдиво создал образ юного Майкла Берга, а Рэйф Файнс удивительно трогательно изобразил героя в зрелости, человека с глубокой душевной раной. Актеры просто великолепны!!!!
И о главном...Кейт Уинслет! Кейт Уинслет! Кейт Уинслет! Еще со времен "Небесных созданий" было понятно, что она невероятно талантливая актриса. Но то,как она сыграла Ханну - "за гранью"!!! Невероятно, глубоко, проникновенно и откровенно. Гениально.
P.S. Очень жаль, что наши прокатчики оставили без внимание это кино, не выпустив его даже на dvd
Артем
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 13 апреля 2010, 12:18:00
Nina
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 29 января 2010, 21:49:00
KONSTRUKTOR
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 10 марта 2009, 20:22:00
Luka
- Мне нравится 0
- Комментировать
- 23 января 2009, 08:05:00
Olya_Nika
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Есть интересные мнения о фильме, приятно разбавляющие привычные комментарии типа восхищений по поводу игры актеров. Если называть вещи своими именами, то это внешние, по сути - "поверхностные" средства ("оболочка", форма), с хорошей силой выразительности. С их помощью режиссер старается донести основное - идею фильма ("ядро").
В фильме с "оболочкой" любовной истории многие прочувствовали присутствие более глубокого и тонкого (неуловимого) смысла. Прочувствовали, но "мало" высказали (осознали): писали о неочевидности или недосказанности, о "загадке" режиссера (для кого-то - недоработке), которая оставляет вопросы, держит внимание, заставляет думать и возвращаться к фильму. Я тоже попалась под это скрытое очарование и попыталась найти свою "отгадку".
Оказалось, что вопросы – действительно серьезные, сродни философии о путях совершенствования человека. Даже по-новому приоткрылись некоторые религиозные истины! Кроме того, не хотелось соглашаться с попадающимися характеристиками Ханны типа "монстр", "нацистская тварь" с кучей комплексов. Ближе была позиция одного отзыва, сомневающегося в "эталонности" судьи: наши несовершенные шаблоны не дают видеть реальное положение вещей (нам в этом случае "ничего не понятно").
Тут же(!) сложилось осознание "претензии" Господа быть Судьей - творить Суд Божий, именно что правильный суд, т.к. Он - носитель совершенной морали, праведен и поэтому - эталон судьи (т.е. наилучший! судья с "большой буквы"!). Как же озаряют такие "находки"! Уж, простите за некоторую эйфорию…:) Длинное вступление, перехожу к моей "расстановке" смыслов.
Основная идея не нова: человек поступательно развивается. Причем развивается не только умственно (способности мозга, мышления и понимания). Есть еще одно измерение – способности сердца, в отношении которых мы не сильно "заморачиваемся" (в т.ч. неозадачиваемся поточнее понять, что это собственно такое). Новый термин "эмоциональный интеллект" может быть об этом.
Давайте договоримся о понятиях: нравственность – это некий регламент, регулирующий поведение и отношения между людьми. Неформальный закон, нормы поведения ("нормальные" действия!). В сопоставлении с этими нормами можно говорить о том, правильно-неправильно, хорошо-нехорошо человек поступает – т.е. давать оценку его поступкам, "видимым проявлениям" человека (в душу пока не полезем). Хороший пример – заповеди Моисея: четкие, понятные и укладываются в 10 пальцев руки (можно пересчитать). Как руководство для детей (т.к. формулируются по типу "не делай плохо").
И что же в таком случае за нравственность у Ханны, что она считает нормой поведения, за которую ее не обличает совесть, т.е. что естественно для ее сердца? По-своему понимаемая забота о вверенных ей заключенных, желание порядка, который в своей мере организует жизнь, тщательность (старательность), с которой она выполняет свои нехитрые действия (выглаживает белье, оттирает мочалкой мальчика). И некоторая замкнутость как гарантия безопасности. Не кажется ли вам, что ее жизнь подчиняется законам, данным для животной природы? Можно найти и другие эпизоды про Ханну, укладывающихся в эту идею. Можно еще добавить, что она – как человеческое дитя (которое еще не умеет читать), которое содержит в себе потенцию полноценного человека (тянется к знаниям, культуре, любви), но вместе с тем состояние ее сил (ума и сердца) - неразвитость. Детей должно обучать человеческому (поведению), ответственность же наступает после, с ростом сознания (принимающего наказание). Кажется, по этой причине "неразвитости человеческого" Ханна искренне не понимает, почему ее действия осуждаются – у нее своя логика порядка, и свое поведение. Она по сути еще "человек-животное", т.к. живет по естественным "материально-природным" ("животным") нормам.
Призыв к развитию (как "заповеди новые даю вам") ее сознанием еще не воспринимается. Впрочем, способ изменить ситуацию предлагается – прикосновение к культуре: под ее воздействием Ханна "растет" (учится и читать и писать). Актуализация в этом процессе развития совести (пробуждение) совести – та причина, по которой она "вдруг" понимает истинную цену своих прошлых поступков и выносит себе приговор. Естественны для этого "уровня развития" покаяние (осознание неправильности) и попытка искупления (накопленными в тюрьме сбережениями).
Другое дело – Михаэль, с раной в душе из-за нереализованности добра. Его сознания (уже в школе) коснулся весь багаж культуры - уровень его "человечности" гораздо выше. Но и здесь еще не наблюдается полноценная нравственность (пассивность, малодушие в следующих частях фильма). Впрочем, "чтец" – скорей всего наводка, подсказка режиссера о другом смысловом уровне. Чтец как транслятор слова, которое – толчок для становления человека в его полноте, раскрытия всех человеческих способностей. Вот такие связи с сокровенным увиделись, захотелось высказаться. Настоящее кино! (побуждает :)