НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
лого
  • Новости
  • лого

    Рецензия на фильм «Класс»

    Наши дни. Самая обычная эстонская школа. Выпускной класс. Объединившись в одну «банду» под руководством хулигана Андерса, ученики изводят хлюпика Йозепа, не способного постоять за себя и свои права в коллективе. В какой-то момент на сторону школьного великомученика становится боевитый Каспар. Но Андерс и компания не унимаются. С этого момента Каспар равен Йозепу, а значит, обязан получить свою долю «удовольствий». Противостояние неравных по численности сил длится полных шесть дней, ежеминутно приближаясь к жестокой, но справедливой (в высшем смысле) развязке…

    Стараниями Валерии Гай Германики, всколыхнувшей общественность совсем не детским сериалом о школьных буднях, эстонский «Класс», с успехом прошагавший по фестивальным площадкам три (!) года тому назад, в мгновение ока превратился в актуальное для отечественных широт высказывание. Высказывание на проблемную тему, говорить о которой не модно, грустно, но, кажется, всё-таки необходимо. Взаимоотношение в любом коллективе – это всегда уравнение с множеством неизвестных. Тумана и неразберихи добавляет тот факт, что в случае со школьным классом носителями неких ценностей (существующих, как правило, автономно от всего остального) являются дети, подростки, у которых эти самые ценности только формируются, появляются, проходят проверку на прочность.

    Режиссер Ильмар Рааг не делает из своих подопечных маленьких монстров или, напротив, святых без страха и упрека. Он всего лишь (однако, именно в этом «всего лишь» и кроются главные козыри картины) умело расставляет акценты, деля отдельно взятых школьников на «плохих» и «хороших». Проскальзывающий местами нравоучительный пафос (всё плохо! надо что-то менять!) уравновешивается знакомыми всем картинками из жизни, показанными без надрыва, а прямо, иногда – в лоб. Желая привлечь внимание к существующим в школьных застенках проблемам, Рааг, тем не менее, снимал кино немного о другом. А именно: о ситуации выбора, об ответственности за свои поступки, об умении (или неумении) доказать свою правоту и т.д.

    При этом очень быстро становится ясно, у кого именно черпала для своей «Школы» вдохновение всё та же Германика. А ближе к концу Рааг раскрывает и собственные первоисточники. Таковым, как ни странно, оказывается медитативная притча Гаса Ван Сента «Слон». Прекрасный ориентир. Но там, где мудрейший Ван Сент ставил зловещее многоточие, импульсивный эстонец ставит не менее зловещую жирную точку. Словом, та самая ситуация выбора…

    КОММЕНТАРИИ 1
    ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТЬ? О чем этот фильм? Фильм на который можно наткнуться случайно, либо, как в моем случае посмотреть его по рекомендации. Как можно понять из самого названия, о некоем классе. Учебном классе. Обычном школьном классе, каких сотни тысяч повсюду. Или может он об учениках этого класса? Все и так и не так. Главное - это один из тех фильмов, которые способны за полтора часа просмотра всколыхнуть массу чувств и эмоций. Название в данном случае гораздо более вторично нежели содержание. Так о чем все-таки этот фильм? О многом. Но прежде всего он о тяжелой болезни, которая поражает некоторые коллективы и сообщества и подобно черной плесени разъедает и уродует само понятие духа коллективизма. Уничтожает поддержку и взаимопомощь. Медленным, но смертоносным ядом проникает в сердца, умы и души людей. Порой совсем еще молодых людей и даже детей. И отравляет жизнь всем, кому не посчастливилось с ней столкнуться. Современное название этой болезни - "bullying", впрочем, в русском языке есть более яркое и емкое название для этого явления - травля! И, чего там греха таить, явления гораздо более распространенного в современной жизни, чем хотелось бы думать многим. В какой-то мере, в легкой и, возможно, неопасной форме это явление все время присутствует где-то рядом с нами, но одному Богу известно где и в когда оно перейдет-таки грань и взорвет очередные новостные ленты, собрав свою кровавую жатву. Специалисты годами и десятилетиями изучают данный феномен. И вакцины от данной болезни существуют. И лекарства уже разработаны. Да и как известно - профилактика всегда лучше лечения. Главное - найти ресурсы. Найти их в себе. Простое человеческое внимание и неравнодушие к жертвам этой болезни. А в данной социальной ситуации жертвами являются все. И свидетели и даже агрессоры. Впрочем, это слишком большая и отдельная тема.
    Важно что фильм актуален как пятнадцать лет назад, так и сейчас, поскольку за это время и в нашей стране произошло множество трагичных событий, схожих по своей природе и сути с теми, что показаны в фильме. Каков этот фильм? Размышляя на эту тему необходимо прежде всего оттолкнуться от того факта, что авторы изначально были поставлены в рамки следования реально произошедшим в жизни событиям. И социальная драма должна была идти рука об руку с определенной документалистикой. Как и во многих подобных лентах, наиболее значимым становятся не столько сами события, сколько причины к ним приводящие. И конечно же мотивы поступков героев фильма. И драма каждого героя в отдельности. Отвечая на вопрос - удалось ли авторам, сценаристу и режиссеру показать это? Полагаю что да. Сам хронометраж событий разделенная по дням, как бы неумолимо приближает зрителя к знаковому и печальному финалу. Следует прочувствовать ощущения одиночества исходящее от главных героев, затерянных где-то в серости эстонских улиц на осеннем фоне. И кстати странное ощущение вызывает немного рваный ритм самого повествования, где при слишком затянутой завязке вся кульминационная часть вынесена в самый финал. Но здесь опять же, повторю, у авторов возможно и выбора-то не было. А вот что касается игры актеров - тут я однозначно поверила. На мой взгляд ребятам отлично удалось вжиться в роли своих персонажей в той степени, чтобы вызвать необходимый эмоциональный отклик. Симпатии и антипатии. Сочувствие и неприязнь. Разумеется это не фильм для просмотра всей семьей субботним вечером. Да и возрастной рейтинг 16 вполне уместен. Понравился ли мне фильм? Трудно сказать. Первую половину просмотра я боролась с диким желанием выключить его, но не потому что мне не нравился собственно фильм. Просто что-то внутри меня протестовало против того что я там видела. А затем, внутренне как бы породнившись с героями, я ожидала и наблюдала развязку со слезами на глазах. Все это было крайне эмоционально. Нужен ли такой фильм? Однозначно нужен, хотя он и жесток, словно агрессивные школьники - подростки и немногословен как жертва их агрессии. Поскольку многое в нем говорится не словами, но действиями. И все же в нем есть место Чести и пронзительному слову Спасибо, сказанному за миг до развязки. Так о чем же этот фильм? О защите человеческого достоинства, потребность в которой есть в каждом из нас. И о том, как трудно иной раз отыскать в себе силы встать на защиту одного против всех... Порою смертельно трудно. ШАХНОЗА МЕЛИКУЗИЕВА

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.