Наши дни. Самая обычная эстонская школа. Выпускной класс. Объединившись в одну «банду» под руководством хулигана Андерса, ученики изводят хлюпика Йозепа, не способного постоять за себя и свои права в коллективе. В какой-то момент на сторону школьного великомученика становится боевитый Каспар. Но Андерс и компания не унимаются. С этого момента Каспар равен Йозепу, а значит, обязан получить свою долю «удовольствий». Противостояние неравных по численности сил длится полных шесть дней, ежеминутно приближаясь к жестокой, но справедливой (в высшем смысле) развязке…
Стараниями Валерии Гай Германики, всколыхнувшей общественность совсем не детским сериалом о школьных буднях, эстонский «Класс», с успехом прошагавший по фестивальным площадкам три (!) года тому назад, в мгновение ока превратился в актуальное для отечественных широт высказывание. Высказывание на проблемную тему, говорить о которой не модно, грустно, но, кажется, всё-таки необходимо. Взаимоотношение в любом коллективе – это всегда уравнение с множеством неизвестных. Тумана и неразберихи добавляет тот факт, что в случае со школьным классом носителями неких ценностей (существующих, как правило, автономно от всего остального) являются дети, подростки, у которых эти самые ценности только формируются, появляются, проходят проверку на прочность.
Режиссер Ильмар Рааг не делает из своих подопечных маленьких монстров или, напротив, святых без страха и упрека. Он всего лишь (однако, именно в этом «всего лишь» и кроются главные козыри картины) умело расставляет акценты, деля отдельно взятых школьников на «плохих» и «хороших». Проскальзывающий местами нравоучительный пафос (всё плохо! надо что-то менять!) уравновешивается знакомыми всем картинками из жизни, показанными без надрыва, а прямо, иногда – в лоб. Желая привлечь внимание к существующим в школьных застенках проблемам, Рааг, тем не менее, снимал кино немного о другом. А именно: о ситуации выбора, об ответственности за свои поступки, об умении (или неумении) доказать свою правоту и т.д.
При этом очень быстро становится ясно, у кого именно черпала для своей «Школы» вдохновение всё та же Германика. А ближе к концу Рааг раскрывает и собственные первоисточники. Таковым, как ни странно, оказывается медитативная притча Гаса Ван Сента «Слон». Прекрасный ориентир. Но там, где мудрейший Ван Сент ставил зловещее многоточие, импульсивный эстонец ставит не менее зловещую жирную точку. Словом, та самая ситуация выбора…
Важно что фильм актуален как пятнадцать лет назад, так и сейчас, поскольку за это время и в нашей стране произошло множество трагичных событий, схожих по своей природе и сути с теми, что показаны в фильме. Каков этот фильм? Размышляя на эту тему необходимо прежде всего оттолкнуться от того факта, что авторы изначально были поставлены в рамки следования реально произошедшим в жизни событиям. И социальная драма должна была идти рука об руку с определенной документалистикой. Как и во многих подобных лентах, наиболее значимым становятся не столько сами события, сколько причины к ним приводящие. И конечно же мотивы поступков героев фильма. И драма каждого героя в отдельности. Отвечая на вопрос - удалось ли авторам, сценаристу и режиссеру показать это? Полагаю что да. Сам хронометраж событий разделенная по дням, как бы неумолимо приближает зрителя к знаковому и печальному финалу. Следует прочувствовать ощущения одиночества исходящее от главных героев, затерянных где-то в серости эстонских улиц на осеннем фоне. И кстати странное ощущение вызывает немного рваный ритм самого повествования, где при слишком затянутой завязке вся кульминационная часть вынесена в самый финал. Но здесь опять же, повторю, у авторов возможно и выбора-то не было. А вот что касается игры актеров - тут я однозначно поверила. На мой взгляд ребятам отлично удалось вжиться в роли своих персонажей в той степени, чтобы вызвать необходимый эмоциональный отклик. Симпатии и антипатии. Сочувствие и неприязнь. Разумеется это не фильм для просмотра всей семьей субботним вечером. Да и возрастной рейтинг 16 вполне уместен. Понравился ли мне фильм? Трудно сказать. Первую половину просмотра я боролась с диким желанием выключить его, но не потому что мне не нравился собственно фильм. Просто что-то внутри меня протестовало против того что я там видела. А затем, внутренне как бы породнившись с героями, я ожидала и наблюдала развязку со слезами на глазах. Все это было крайне эмоционально. Нужен ли такой фильм? Однозначно нужен, хотя он и жесток, словно агрессивные школьники - подростки и немногословен как жертва их агрессии. Поскольку многое в нем говорится не словами, но действиями. И все же в нем есть место Чести и пронзительному слову Спасибо, сказанному за миг до развязки. Так о чем же этот фильм? О защите человеческого достоинства, потребность в которой есть в каждом из нас. И о том, как трудно иной раз отыскать в себе силы встать на защиту одного против всех... Порою смертельно трудно. ШАХНОЗА МЕЛИКУЗИЕВА