НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Умер Йонас Мекас, крестный отец американского экспериментального кино
Автор: Илья Миллер
23 января 2019, 21:11:00
Умер Йонас Мекас, крестный отец американского экспериментального кино

Йонас Мекас, авангардный кинематографист, которого многие считают одной из самых важных фигур в истории экспериментального кино, скончался в возрасте 96 лет. Смерть Мекаса подтвердил в социальных сетях Anthology Film Archives – нью-йоркский центр для хранения и экспонирования кинофильмов, соучредителем которого режиссер стал в 1970 году вместе со Стэном Брекеджем, Питером Кубелкой, Ситни и Джеромом Хиллом. Киноархив сразу зарекомендовал себя местом для серьезного просмотра кино, и до сих пор остается важным местом на арт-карте Нью-Йорка.

"Дорогие друзья. Сегодня утром Йонас тихо и мирно скончался, - написали сотрудники Архива в Instagram. – Он был дома с семьей. Его будет очень не хватать, но его свет продолжить освещать нам путь».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Dear Friends, Jonas passed away quietly and peacefully early this morning. He was at home with family. He will be greatly missed but his light shines on.

Публикация от Anthology Film Archives (@anthologyfilmarchives)

Родившийся в литовской деревне Семенишкяй в 1922 году, Мекас в детстве заболел загадочной болезнью, из-за которой был слабым и болезненным. Повидав и советские танки, и нацистские трудовые лагеря, Мекас приехал в Нью-Йорк в 1949 году. Через две недели пребывания в Нью-Йорке он попал на показ фильмов Майи Дерен и начал заниматься кино, не прекращая это занятие на протяжении семи десятилетий.

Мекас, которого часто называют «крестным отцом американского авангардного кино», начал с кураторства экспериментальных фильмов в Нью-Йорке в 1950-х годах. Вместе со своим братом Адольфасом он стал соучредителем американского киножурнала Film Culture в 1954 году, ставшим ответ таким зарубежным изданиям, как Cahiers du Cinema, а в 1960 начал снимать собственные фильмы, среди которых «Оружие деревьев» (1962) и «Бриг» (1964), получивший Гран-при Венецианского кинофестиваля за документалистику.

Мекас был известным кинооператором, сняв такие выдающиеся авангардные произведения, как «Empire» Энди Уорхола (1964). Он продолжал заниматься показами – и в том же 1964 году был арестован по обвинению в непристойности за показ «Пылающих созданий» Джека Смита и «Песни любви» Жана Жене – в обеих работах откровенные гомосексуальные сцены. Оба фильма были с тех пор признаны знаковыми примерами контркультурного кинематографа. 

Помимо Уорхола, Мекас также сотрудничал с Джоном Ленноном, Алленом Гинсбергом, Сальвадором Дали и другими культовыми артистами. Своим другом его считали такие разные персонажи, как вдова президента США Джеки Кеннеди и члены группы The Velvet Underground.

Последними режиссерскими работами Мекаса были экспериментальные документальные фильмы «Невошедшие кадры из жизни счастливого человека» (2012) и «Reminiszenzen aus Deutschland» (2013).





КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер