Посмотрел «Анну Каренину». Премьера в России только 10 января, но несколько слов молвить хочется уже сейчас. Тут, как всегда, когда речь об экранизации русской классики заходит, имел место набор определённых штампов-ожиданий. Мол, Джо Райт конечно режиссёр от Бога, но и Кира для Карениной худовата, и молоденький Джонсон с пушком вместо усов сомнительный Вронский, и ещё масса всяких мелких «и... и...». Однако, вот чего не отнять, того не отнять, сама затея порядком интриговала. На самом базовом уровне простой крючок — талантливая банда решила поставить один из величайших романов XIX века, — ну, чем не повод. Были и какие-то совсем прозаичные вопросы, например, как можно увесистый том в 130 минут хронометража уложить и т.д.
До скорого!
При этом фильм в самом начале ставит жирный крест на зрительских догадках, и начинает набирать крейсерскую скорость в направлении, о котором трудно было и подумать. Тут, конечно, необходимо вспомнить, что в сценаристах «Карениной» значится великий и ужасный Том Стоппард, а это, как говорится, не фунт изюма. Почти всё действо снято в одном пространстве театрального зала и сцены, различны лишь декорации в зависимости от ситуации. Но то, что это именно театральное пространство режиссёр не скрывает с самого начала. Переход от одних декораций к другим — филигранен, количество выдумок и придумок хватило бы на десяток фильмов попроще. Поначалу такая (пост)модернистская подача вызывает чувство законного недоумения, затем лёгкого раздражения, и сразу после — тихого восхищения. Райт поднимает планку до предела и, что главное, держит её до самого финала. Имеется, как минимум, одна выдающаяся сцена, которую уже сейчас можно в учебнике по режиссуре заносить.
Отрадно и то, что сценарист Стоппард и режиссёр Райт хирургическим скальпелем поработали над толстовской прозой: убрали совсем необязательные кусочки, но оставили в полной неприкосновенности самое главное, самую суть. И обошлись тут без отсебятины, а следовали слову и духу Льва Николаевича. Конечно, не стоит тешить себя мыслью, что зрители в подробностях помнят роман (надо полагать, у подавляющего большинства все воспоминания ограничиваются трагическим финалом), но если перечитать, а потом посмотреть, то ясней ясного, что с Райта все взятки гладки.
Тут много породистого эстетства (с чем Райт перегнул палку в «Ханне», а вот тут в самый раз), в конечном счёте это чистый art. Этакий вдохновенный залп. Остаётся только снять шляпу.
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 17
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
После "Искупления" в Райте нет сомнений.