НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Поколение Х

    , 31
    22 мая в прокат выходят «Люди Икс: Дни минувшего будущего» Брайана Сингера — очередная часть франшизы, 15 лет назад воскресившей моду на кинокомиксы. В преддверии грандиозного переворота в киновселенной Людей Икс и встречи двух поколений экранных мутантов вспомним о главных вехах истории команды супергероев, согласно каноническим комиксам Marvel.

    «НОВАЯ КОМАНДА» (1975)

    История Людей Икс начинается в 1963 году. Комикс X-Men образца 1960-х был ориентирован сугубо на подростковую аудиторию и, соответственно, рассказывал о подростках — мутантах школьного и студенческого возраста, действиями которых, впрочем, уже руководил многомудрый Профессор Икс. 

    Его лучший друг и заклятый враг Магнето появился на страницах комиксов о Людях Икс сразу же, в начале 1960-х, однако даже этот могучий образ не сделал «юношескую» версию Людей Икс хитовой. К началу следующего десятилетия комикс, дела у которого шли неважно, потихоньку сошел на нет, чтобы в 1975 году возродиться в новом качестве в издании под названием Giant-Size X-Men — объёмном и с эффектной обложкой, которую в дальнейшем не раз обыгрывали и переосмысливали. Старая команда Людей Икс, как выяснили читатели Marvel в 1975-м, сгинула без вести (за исключением Циклопа), и Профессору пришлось в срочном порядке собирать новую. Так к Людям Икс, наконец, присоединились Гроза, Ночной Змей и, разумеется, Росомаха (уже мелькавший до того в комиксах о Халке). Обновлённая команда состояла не из предприимчивых юнцов, но из людей с проблемами, тяжёлым прошлым и туманным будущим. Комикс, одним словом, стал мрачнее и глубже, и — как следствие — куда популярнее. 

    «ТЁМНЫЙ ФЕНИКС» (1980)

    Одиннадцать выпусков под заглавием Dark Phoenix Saga неизменно попадают в списки «величайших сюжетов о Людях Икс» и уже давно признаны ценителями продукции Marvel абсолютной классикой. История о том, как Джина Грей (она же Чудо-девушка) обрела дополнительные способности инопланетного духа Феникса и, в итоге, погибла, оказала существенное влияние на всю последующую историю жанра комикса о супергероях (а также, как известно, была пересказана Бреттом Ратнером в третьей части кинофраншизы). 

    Первоначально писатели Marvel планировали, что Тёмный Феникс будет самостоятельной сущностью — врагом Людей Икс «в космическом масштабе»; однако, как оказалось, куда интереснее было наделить чудовищными способностями Феникса одну из любимых всеми героинь, входившую в основной состав команды мутантов с 1963 года. Среди чудовищных преступлений, которые Джина Грей совершила под личиной Тёмного Феникса, — уничтожение целой звезды (с последующим вымиранием обитаемой солнечной системы вокруг неё). Разумеется, в итоге Джина была убита; в отличие от концовки третьих экранных «Людей Икс», она самостоятельно покончила с собой, умудрившись на достаточный промежуток времени взять верх над Фениксом в собственном сознании. Впрочем, миру комиксов нипочём даже такие потрясения. Спустя несколько лет оказалось, что все самые жуткие преступления совершала не Джина, а её клон, а сама Чудо-девушка вернулась (растеряв часть телекинетических способностей). Это не мешает фанатам продолжать перечитывать «Сагу», эпический накал страстей которой не гаснет даже с учётом позднейших корректировок. 

    «ДНИ МИНУВШЕГО БУДУЩЕГО» (1981)

    Ещё один горячо любимый фанатами сюжет о Людях Икс, который, собственно, и пересказали сценаристы нового фильма: лаконичная история, уместившаяся в два выпуска серии The Uncanny X-Men 1981 года. Как и в случае с Фениксом, наибольший успех авторам Marvel сопутствовал, когда они «сгущали краски»: в «Днях минувшего будущего» речь идёт о концлагерях, в которых мутанты будут томиться в антиутопическом будущем. 

    Помимо всего прочего, «Дни минувшего будущего» стали финальным — и, как многим кажется, величайшим, — образцом сотрудничества писателя Криса Клермонта и художника Джона Бирна, которые во второй половине 1970-х годов и вывели Людей Икс в статус национального достояния. Кроме того, именно здесь мутанты впервые начали путешествовать во времени и «переписывать» прошлое и будущее; этой удобной опцией они на страницах комиксов последующих лет станут пользоваться всё чаще и чаще. Краткий и эффектный сюжет о перевёрнутом будущем добавил фанатам приятной головной боли (надо выяснить, на каких именно версиях «Земли Marvel» разворачиваются разные событийные линии), был адаптирован уже и для мультфильмов, и для большого экрана, а недавно Marvel пообещали ещё и пересказать «Дни» в формате полноценного (не графического) романа. 

    «БОГ ЛЮБИТ, ЧЕЛОВЕК УБИВАЕТ» (1982)

    Для следующего важного спецвыпуска «Людей Икс» художественную эстафету у Джона Бирна перенял Брент Андерсон. «Бог любит, человек убивает» (God Loves, Man Kills) — даже, собственно, не спецвыпуск, а целый графический роман о противостоянии Людей Икс с испытывающим к мутантам отвращение Уильямом Страйкером (священником, в кинофраншизе превратившемся в военного офицера). Фанатам эта история полюбилась, но и дала повод для споров по поводу того, относить ли её к основному «канону событий». Самое интересное, что споры помогла разрешить киноверсия: вторые «Люди Икс» Сингера, почти полностью основанные на романе Клермонта-Андерсона, окончательно «канонизировали» сюжет. Вскоре после выхода картины Marvel опубликовали официальный сиквел «Бога» — God Loves Man Kills II. 

    Драматическая тема восприятия Людей Икс как бесправного меньшинства (одновременно этнического, религиозного, сексуального и какого угодно ещё) прекрасно прослеживается почти во всех фильмах о мутировавших героях. Более того, именно Движение за гражданские права чернокожих и другие похожие инициативы начала 1960-х послужили стимулом к созданию комикса как такового. Но лучшие сюжеты «обновлённых» Людей Икс, вроде космической битвы с Тёмным Фениксом, были бесконечно далеки от «земной» проблематики, и «Бог любит» стала эффектным возвращением этого ключевого мотива всей мутантской мифологии: горстка мутантов вновь боролась не с космическим злом, но с необъяснимым отвращением в собственный адрес. Фанаты находят этот классический роман от Marvel в равной мере глубоким, пугающим и безмерно увлекательным. 

    «ОРУЖИЕ ИКС» (1991)

    Сразу же с момента своего появления в составе команды Росомаха показал себя крайне харизматичным и вполне самоценным героем, способным держать на себе комикс в одиночку. Так или иначе, обладатель адамантиевых костей уже к началу 1980-х обзавёлся грандиозной фан-базой. С поклонниками Логана в последнее время могут посоперничать разве что поклонники мутанта Гамбита (придуманного Marvel чуть позже). 

    «Оружие Икс» — один из самых ярких выходов Росомахи. К началу 1990-х Marvel начали один за другим штамповать кроссоверы и спецвыпуски, в итоге сталкиваясь с упрёками в однообразии. Тем эффектнее на общем фоне выглядели несколько жутких выпусков Marvel Comics Presents, нарисованные художником Барри Уиндзором-Смитом и построенные по принципу хоррора-слэшера: несколько солдат в закрытом здании прячутся от Логана-Росомахи, лишившегося всякого подобия человечности и в результате экспериментов ставшего чистой машиной для убийства. Сюжет об «Оружии Икс» стал для Marvel поводом подробнее рассказать о происхождении Росомахи: почти всё действие здесь — флэшбеки во времена, когда над Логаном ставили эксперименты. Дополнения к истории о превращении нечастного мутанта в подобный отход военпрома США авторы комиксов о Росомахе продолжают дописывать и по сей день. 

    «ВЕК АПОКАЛИПСИСА» (1995-1996)

    Сюжет кроссовера Age of Apocalypse, посвящённого противостоянию Людей Икс с одним из самых могущественных злодеев всей вселенной, судя по всему, ляжет в основу грядущего пятого фильма кинофраншизы. Комиксовый сюжет «Века Апокалипсиса», однако, разворачивается в одном из параллельных миров Marvel — на Земле-295, а не на 616-й, «основной». Это небольшое допущение позволило авторам разрушить до основания и без того тяжеловесную к тому времени франшизу: для начала, убить Профессора Икс и посмотреть, что будет дальше. 

    Печальные последствия не заставили себя ждать: новым главой Людей Икс стал, разумеется, Магнето, ну а злодей Апокалипсис взял под свой контроль все Соединённые Штаты, заставив большую часть персонажей уйти в партизаны. По мнению ценителей, история о противостоянии с Апокалипсисом задаёт «золотой стандарт» для «Людей Икс» современного образца: сюжет развивается «вглубь», позволяя узнать любимых персонажей с неожиданной стороны, но порой и поигрывая с нервами читателя очередным неожиданным поворотом. Апокалиптический (в прямом смысле) сюжет «Века» продолжает будоражить поклонников Marvel и по сей день — в «побочных» выпусках комиксов о Людях Икс до сих пор публикуются дополнения к кроссоверу, который принято считать высшей точкой «Людей Икс» 1990-х годов. 

    «ДЕНЬ М» (2005)

    «День М» — название даже не цикла выпусков, а единственного события в истории основной вселенной Marvel, ставшего, однако, переломным в летописи Людей Икс. «День М» случился в рамках спецсерии из восьми выпусков под названием House of M, которая, в свою очередь, знаменовала ещё и постепенное «сближение» братства Профессора Икс с остальными супергероями Marvel. В ещё одном ключевом событии вселенной 2000-х годов — Гражданской войне, серьёзно повлиявшей на судьбу Железного человека, Капитана Америки, Человека-паука, — Люди Икс, к примеру, участие не принимали, но в событиях «Дома М» они участвуют бок о бок с несколькими Мстителями и тем же Спайдерменом. 

    Сюжет House of M разворачивается на одной из параллельных «Земель» мультивселенной Marvel вскоре после очередного распада команды Мстителей. Идёт долгая война со злым мутантом Алой Ведьмой, и предсмертным её желанием в финальной битве «Дома М» оказывается: «Больше никаких мутантов». «Днём М», собственно, принято называть наступившую стараниями Ведьмы утрату 99 процентами мутантов Земли всех своих способностей, побочным эффектом стала гибель нескольких миллионов людей. Достаточно, чтобы записать роковой «День» в число самых драматичных событий, когда-либо случавшихся с Людьми Икс. Тем более, как отмечают фанаты, события этой альтернативной вселенной продолжают оказывать большое влияние на судьбы мутантов «основной» Земли, показывая, что в наши дни угроза их жизни больше, чем когда-либо.

    «САГА О МЕССИИ» (2007-2010)

    Масштабный цикл из трёх частей — «Комплекс мессии» (2005-2006), «Война мессии» (2009) и «Второе пришествие» (2010) — написанный с целью в очередной раз «освежить» франшизу. В событиях «саги» участвуют почти все ключевые Люди Икс, а действие её разворачивается вскоре после трагедии «Дня М». Первым мутантом, который рождается после геноцида, предпринятого Алой Ведьмой, оказывается обладательница суперспособности к мимикрии Хоуп Саммерс, и за её головой немедленно начинается охота, которой, в основном, и посвящены все три части цикла. 

    Весь продолжительный сюжет с преследованием Хоуп строится вокруг простой и эффективной сюжетной посылки, прекрасно знакомой любому ценителю тех же «Звёздных войн», — о «спасителе», появление которого может оказаться в равной мере и светлым, и роковым знаком для целой расы. Вторая привлекательная (и, кстати, крайне кинематографичная) черта цикла — то обстоятельство, что Хоуп здесь ещё маленькая девочка: на протяжении всех событий, в ходе которых сталкиваются между собой несколько объединений мутантов, она только-только дорастает до одиннадцати лет. Но главное, что «Комплекс», «Война» и «Пришествие» — это безостановочный экшн, со всеми милыми клише жанра и реалистичной в том, что касается, жестокости графикой; сюжет 2000-х, преподнесённый, ко всеобщему удовольствию, в оболочке боевика из 1990-х. 

    «УЛЬТИМАТУМ» (2008-2009)

    Одно из решающих событий в истории Ultimate X-Men — Людей Икс из параллельной Ultimate-Вселенной, события которой Marvel начали описывать в 2000-х годах (это та самая вселенная, где уже успел погибнуть Питер Паркер). Интересно, что, хотя история «Ultimate»-Людей Икс в целом пользовалась успехом (основной комикс, издававшийся в 2001-2009 годах, уже называют культовым), того же не скажешь об «Ультиматуме», концовку которого критики единогласно разгромили. 

    Однако, грандиозные потрясения вроде «Ультиматума», уже в середине которого окончательно и бесповоротно гибнет Профессор Икс, — один из самых эффектных способов «встряхнуть» фанатов комикс-франшизы, которая по природе своей не может не становиться порой чересчур монотонной. Среди персонажей, погибших в ходе «Ультиматума», — Магнето (которого застреливает Циклоп), сам Циклоп, Ночной змей и, наконец, Росомаха, адамантий из скелета которого предварительно «выкачивает» Магнето. Судьбы несчастных выживших авторы Marvel описали в дополнительных выпусках Ultimate Requiem, и в альтернативной истории Людей Икс была поставлена трагическая точка. Шок-фактор выкручен на полную: «Ультиматум» остаётся одним из самых жестоких комиксов о Людях Икс. 

    «ВОЙНА С МСТИТЕЛЯМИ» (2012)

    Один из последних кроссоверов Marvel: долгожданное столкновение между двумя главными группировками всей комикс-вселенной, неоднозначно встреченное критикой, однако прекрасно показавшее себя в финансовом смысле. Примечательно, что катализатором событий «Войны», как и в случае с погоней за мессией, становится Хоуп Саммерс: она, как и Джина Грей много лет тому назад, попадает под влияние зловещей силы Феникса, и взгляды мутантов и Мстителей на то, как действовать во взрывоопасной ситуации, решительно расходятся. 

    Как отметили сразу после публикации кроссовера осведомлённые фанаты, «Война» стала уже не первым столкновением Людей Икс с командой Мстителей, но, безусловно, самым серьёзным. Результаты оказались скорее положительными: умело манипулируя силами, сохранившимися от Алой Ведьмы, мутанты смогли нанести серьёзный удар по Фениксу, ну а Мстители в очередной раз распались, чтобы возродиться в новом качестве. Упрёки критиков в адрес «Войны» звучат, надо отметить, точно так же, как критика в адрес любого крепкого супергеройского фильма последних лет: всё это, мол, несколько бессмысленно, но, несмотря ни на что, чертовски весело.

    КОММЕНТАРИИ 31
    Никогда не читал комиксов типа Х-мен или Бэтмен - и вправду качественно и интересно? Или это для тупых американцев? )
    Если относится адекватно без лишнего снобизма, то это правда очень увлекательно, и сюжеты, чем больше подробностей знаешь тем более интересно. И что самое удивительное, это почти не надоедает.
    Я только в детстве читал комиксы. Про Микки Мауса и прочих диснеевских персонажей, поэтому долго думал, что комиксы сделаны чисто для детей, которым сложно большие тексты читать.
    Аналогичная ситуация. В моё детство только Микки Маусы и были, но однажды попался комикс Бэтмен, и я понял что это дело не совсем для детей.

    долго думал, что комиксы сделаны чисто для детей

    До сих пор так думаю, дети более образами воспринимают, поэтому. Но настоящая качалка для интеллекта - хорошая книга, и не обязательно фолиант какой нибудь.
    А обязательно надо качалку для интеллекта? Кино вы тоже смотрите только такое?

    Кино вы тоже смотрите только такое?

    Редкий случай когда речь не о кино, а о истории персонажей, вошедших из печатных изданий в кино. Так вот, если выбирать между комиксами и книгами, я выбираю последнее 100%. А кино смотрю разное)
    А к вопросу про тупых американцев (понимаю что сарказм) но что тогда читать умным русским? ))) (классику литературы в пример не приводить)

    (классику литературы в пример не приводить)

    Современная литература, не? И почему классика не пример?
    Не все оценили сарказм ))
    а смотреть первый канал ТВ таким умным русским надо. Больше ничего не стоит.
    Это считается целой культурой, те кто выросли на них, любят их и по сей день, поэтому она как и для детей, так и для взрослых, но не многие из нас это понимают, многих из них мы узнали только из фильмов
    Фильтровать можно. Выбираете самые высокооцененные графические романы, вроде Миллеровских и Муровских работ и читаете - там совсем не для детей.
    А мне больше нравится sci-fi комиксы. Я когда-то начал с серии Aldebaran (Leo) http://rus-bd.com/everything/35-bdarticlescategory/97-aldebaran.html С тех пор периодически листаю что-нибудь. А Aldebaran так и остался одним из самых любимых графических новелл.
    Если вам нравится sci-fi, то я надеюсь что вы знаете знаменитую французскую серию Metal Hurlant , которая в Америке называется Heavy Metal. http://en.wikipedia.org/wiki/M%C3%A9tal_Hurlant
    Спасибо. Посмотрю.
    Столько у них всяких параллельных Вселенных...таким образом всё придумывают и придумывают новое, не оглядываясь на то, что раньше там было!
    Спасибо за статью!
    Вот одно, Марвел и ДС уже пришло время открывать редакции в русскоязычных странах, как это до них не дошло?!
    Было бы интересно увидеть в кино Войну с Мстителями, но все эти права, права, права.... Надеюсь что когда-нибудь Disney, 20 Fox и Columbia объединят усилия и снимут ту же Гражданскую Войну и другой кроссовер.......)))
    Онли "Гражданская Война". В три части, по два с половиной часа каждая.
    Это событие может заодно послужить перезагрузкой всем франшизам самим по себе, т.к. после войны, очень многое поменялось в их мирах.
    Скрин с Дэдпулом, принимающим ставки А против Х - просто шик!
    А статья интересная. Как то в Мире фантастики читал более развернутую, но там обо всей вселенной в целом. И то не смогли всего охватить. А тут лаконично и понятно.
    Siege, Ultimates (да вообще всё Миллара), 1602 Геймана и Капитан Америка Брубейкера - лучше, что издали в Марвел за двухтысячные, не считая House of M (он в статье есть). Secret War ещё ничего, но надо продираться, лучше уж сразу переключаться на Dark Avengers и Siege Кроме того: Мир Фантастики - говно. Дедпул - говно. А тот, кто пишет "тупые американцы" (да и вообще все кто с подростковым максимализмом вешает ярлыки на любые нации) сам, по умолчанию, дебил.
    Всегда бесили стереотипы и люди, которые считали, что КОМИКСЫ - ДЛЯ ДЕТЕЙ!
    Уже будучи подростком, покупая комиксы (любые Микки Маус, Люди Икс и т.д.) замечал на себе непонимающий взгляд продавщиц или рядом стоящих людей. Однажды в такой ситуации мне посчастливилось покупать очередной номер Росомахи, и тётенька отсчитывая сдачу спросила меня: - А вы брату младшему покупаете? На что, я вежливо объяснил, что комиксы покупаю для себя, и что эти самые комиксы не только для детей. В подтверждение пролистав пару страниц показал ей картинки где Росомаха расправляется с обидчиками. И право повезло, что там присутствовали кровища и оторванные конечности. На, что она с возмущением отметила: - И как такое можно читать детям? Вообщем, она видимо так и не поняла, что это за чтиво... Печально. А ведь это очень интересная культура, которая сегодня переживает третью волну популярности в России. В заключении хотел отметить и защитить "детские" комиксы. В 2010 году издательство BOOM по лицензии Дисней выпустила новейшие приключения Чёрного Плаща и Утиных Историй. При этом сделав долгожданный кроссовер, где переплела всех персонажей утиной вселенной. И надо сказать, что чтиво это довольно занятное и интересное.

    замечал на себе непонимающий взгляд продавщиц или рядом стоящих людей

    Дискриминация по "комиксовому" признаку?) Здесь все свои, не переживайте, все вполне корректно высказали своё мнение.

    Всегда бесили стереотипы и люди, которые считали, что КОМИКСЫ - ДЛЯ ДЕТЕЙ!
    .

    Да, не совсем правда. За редким исключением комиксы ориентированы на подростков.
    Я всё же хотел отметить и то, что даже сейчас, когда мне уже за 30-ть я по-прежнему зачитываюсь комиксами, и не только супергероикой или Кинговскими адаптациями. Возвращаясь к истокам, комиксам детства, сейчас находишь в них, что-то новое, чего раньше даже не понимал... Но, это уже другая тема для разговора )))

    Однажды в такой ситуации мне посчастливилось покупать очередной номер Росомахи

    Я в более раннем возрасте прочитал кучу комиксов, можно сказать, я просто фанател от всего этого, и я могу с уверенностью сказать, что иногда лучше прочитать хороший оригинал, чем глянуть говно-экранизацию(например, Особо Опасен), да и не виноваты комиксисты, что так много продюсеров желают лишь побольше бабла и заставляют снимать низкопотребную лажу, сценарий к которой написал какой-нибудь левый сценарист, который по 120 таких за год пишет, а взять и нормально перенести первоисточник, им видимо влом. Если поискать, то в комиксах можно найти очень много пищи не только со стороны зрелища, но и для ума (хоть Песочный Человек Геймана, да Хранители Алана Мура, в конце-концов ). Что, что комиксы - исключительно детско-подростковая развлекаловка - тоже глупость. Я знаю кучу примеров, с которыми ни тем, ни другим дела иметь не стоит. Кстати, на мой взгляд финальная сцена из "Дней прошедшего будущего" с магнето и правителями всея Америки явно вдохновлена, или даже слизана у Марка Миллара из первых выпусков Ultimate X-Men, где была аналогичная ситуация)... И напоследок. Прежде чем говорить о чем либо, надо во что либо хоть чуть-чуть погрузится. Прежде, чем клеймить все комиксы развлечением для детей думаю стоит глянуть хотя бы на работы Марка Миллара, Фрэнка Миллера и Алана Мура. И давайте не будет забывать, что и среди комиксов, как и в кинематографе много бюджетного дерьма, ореинтированного на подросточков и их денежки, но опять же как и в кино есть свои шедевры. P.S. И да, Росомаха, выходивший в 2000-х был прекрасен...
    Раньше читал комиксы, теперь перестал в силу того, что времени нету. А их ведь уйма и это интересные истории. Эх, всегда мечтал, да и чего скрывать, мечтаю о суперспособностях)
    Тоже читал комиксы раньше) Раньше у друга каждый день брал и читал, потом сам покупал) А щас... эх вырос(( да и не знаю продаются ли они еще

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.