НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «По соображениям совести»

Кирилл Горячок, 16 ноября 2016, 17:45:56 9
В прокат выходит новая режиссерская работа Мела Гибсона «По соображениям совести», которую пришлось ждать 10 лет. Кирилл Горячок нашел в ленте не только достойный сюжет и одну из лучших батальных сцен, но и иллюстрацию убеждений самого постановщика.

Простой мальчишка из маленького городка в Вирджинии Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) вырос в неблагополучной семье. Его отец Том (Хьюго Уивинг) вернулся с фронта Первой мировой войны другим человеком: отягощенный виной за гибель товарищей, он пристрастился к пьянству и домашнему насилию. Глядя на него, Десмонд дал клятву никогда не брать в руки оружие, что не помешало ему записаться в добровольцы после атаки японцев на Перл-Харбор. В «учебке» убеждения Досса понимания не находят. То его направляют на осмотр к психологу, то вовсе отдают под суд. Пройдя через унижения начальства и сослуживцев, рядовой отправляется на Окинаву в качестве медика, вооруженный лишь карманной библией и любовью к ближнему.

Десмонд Досс – реальный герой Второй мировой войны, один из тех, чью биографию заучивают в американских школах. Не сделав ни выстрела, рядовой вынес на своих плечах 75 раненых. Досс стал первым в истории «уклонистом», получившим почетную медаль «за отвагу», чем вдохновил сотни солдат. Отказ от ношения оружия в годы войны по религиозным соображениям – важный архетип американской истории. Таких, как Десмонд, было немало, но именно он стал олицетворением так называемых «солдат-пацифистов».

Прошло десять лет с момента выхода последнего фильма Мела Гибсона «Апокалипсис». Скандальная слава режиссера, в частности, связанная с довольно неоднозначной картиной «Страсти Христовы», усугубилась репутацией антисемита и заядлого пьяницы, с которым лучше вообще дел не иметь. «По соображениям совести», на первый взгляд – фильм примирение, возвращающий режиссера к героическому эпосу его «Храброго сердца». Но, несмотря на старомодность и консервативный пацифизм, в нем, пожалуй, гораздо больше самого Гибсона, чем в какой-либо его режиссерской работе.

Структурно «По соображениям совести» следует традициям антивоенных фильмов прошлого. Идиллическое начало, повествующее о детстве и любви юного Досса сменяется суровыми буднями строевой службы с утомительными пробежками и сержантом Ховеллом (Винс Вон), орущим в лицо простодушным новобранцам. Гибсон не отпускает своего героя ни на шаг, история развивается в чистом восхищении столь цельным и по-христиански простым парнем. Порой это выглядит даже слишком грубовато и неубедительно, но документальная достоверность истории полностью оправдывает ее патриотический пафос.

«По соображениям совести» целиком состоит из этических и эстетических контрастов. Как смысл веры и любви открывается лишь при столкновении с ненавистью и страхом, так и патетический пролог сменяется безжалостным адом войны, отрицающим все человеческое. В сценах битвы на Окинаве Гибсон превзошел себя, даже потеснив знаменитое взятие пляжа Омаха из «Спасти рядового Райана». Режиссер натурально вовлекает зрителя в бессознательный хаос бойни, в которой гибнут все утвержденные в прологе идеалы. Посреди ада выживает лишь вера щуплого медика, каким-то чудом спасающего одного за другим под непрекращающимся свинцовым огнем.

Для Эндрю Гарфилда роль Десмонда Досса, безусловно, настоящий прорыв. Бывший Человек-паук под руководством Гибсона весьма органично проследовал путь своего героя от добродушного деревенщины до святого мученика. Мужественную поддержку актеру составили Винс Вон и Сэм Уортингтон в роли капитана Гловера, своего рода неверующего фомы.

Новый фильм Гибсона не избежал недостатков, присущих и его прошлым работам. Его легко обвинить в расизме, наблюдая довольно издевательское изображение японских солдат, или христианском фанатизме, что тоже не будет безосновательно. «По соображениям совести» – чисто авторское кино, наполненное противоречиями и искренностью его автора, оправдывающими неоднозначность фильма и делая его чем-то большим, чем пацифистский манифест или религиозная проповедь. Прежде всего, это фильм о смелости быть собой, отстаивать свои убеждения, вопреки всему. И этому принципу следует сам Мел Гибсон.






КОММЕНТАРИИ 9
спасибо. с удовольствием читается.
А от жены с кучей детей Мел ускакал к молоденькому свеженькому телу тоже «по соображениям совести»?
А Вам то какое дело??Свечку держали?? Кто дал право осуждать??
КИрилл, сначала посмотрим,а потом вас почитаем ! ... Был крайне скептично настроен к военному фильму о убежденном пацифисте. Крайне. (Пусть и Гибсоновскому). Но мнения простых зрителей, критиков и начало вашей рецензии развеяли скептицизм. ... Итак, все на новшество Гибсона !!
Только из кинотеатра, кино ОТЛИЧНОЕ! Чувствуется старая школа, Гибсон снял глубокий драматически военный фильм о подвиге человека, именно о подвиге простого человека, а не о "великой" Америке. Сцены бойни досыта насыщены и кровью, и взрывами, и отлетающими конечностями. Меня фильм очень потряс и не давал скучать ни секунды во время просмотра. Есть моменты, где и смешно и хочется пустить слезу. В общем кино НУЖНО СМОТРЕТЬ оно того стоит!
Ну и моя точка зрения: Мел Гибсон не снимал фильмы уже десять лет. Немаленький период в профессиональном плане. А у мистера Гибсона эти годы ещё и в личном плане выдались непростыми. Оттого было интереснее увидеть «По соображениям совести» - понять, не потерял ли зритель хорошего постановщика? не сказались ли на твёрдой режиссёрской руке годы и испытания, выпавшие за эти годы? Также было интересно, как режиссёр представит на одном экране такие противоречивые понятия, как «вера» и «война». Гибсон обманул (в хорошем значении этого слова) всех. Он снял кино не про войну и не про веру, как оказалось. Он снял фильм про Человека. Человека не принципиально пафосного, а обычного. Со своими страхами, комплексами и заморочками. Про человека, который спасал другие жизни не для того, чтобы стать героем, а чтобы воспеть торжество жизни над смертью. Причём, не где-то, а в эпицентре военных действий. Режиссёр выстраивает повествование таким образом, что даже такие канонические понятия, как «война» и «вера» оказываются не более, чем фоном. Ярким, непростым, активным, но всё-таки фоном. Гибсон просто снял военный фильм не о войне. Хотя батальные сцены в некоторых моментах выглядят более натуралистичными и жесткими, чем «Спасти рядового Райана». Нельзя не сказать пару слов об актёрах. Эндрю Гарфилд старается, это видно, и у него получается за фильм создать цельный образ очень противоречивого героя. Винс Вон и Сэм Уортингтон тоже стараются продемонстрировать свои драматические навыки. Но сцена, в которой герой Хьюго Уивинга узнаёт, что его сын уходит на фронт, по своему молчаливому накалу, безусловно, громче всех остальных канонад и разрывов снарядов. Подводя итог, можно сказать однозначно: Мел Гибсон вернулся. Причём, сделал это со всем присущим ему профессионализмом. Овации!
Про Хьюго абсолютно в точку. Меня просто раскидало в тот момент, он невероятен.
Мэлу браво, достойный фильм во всех отношениях. Никогда не стоит отходить от своих убеждений, никогда!
Посмотрела потрясающе СИЛЬНЫЙ фильм 2016 года "По соображениям совести". Умеют все же американцы снимать кино. Кроме невероятного видеоряда и какой-то космической работы операторов, фильм ЗАДЕЛ ЗА ЖИВОЕ.
Почему же наши соотечественники снимают такое никчемное кино, вроде Викинга или про бомбежку в Чертаново?! Почему у нас сцены любви такие, что хочется закрыть глаза ребенку, а не вдохновляющие и заставляющие трепетать от возвышенности эмоций? Мы все подкалываем Америку... "Пластмассовая нация" - Думаем мы. Но до этой "пластмассовой нации" нам очень далеко. Так далеко, что мое личное предложение - вообще не гнаться, а идти своим самобытным путем, так как берем от их тенденций только самое плохое (в частности в КИНО), и видим в них то, что в нас самих с избытком. Этот фильм о вере. В Бога, в человека. О любви. Искренней, лишенной надменности. О войне. О жизни и смерти. О силе духа. После просмотра все свои проблемы кажутся такой ерундой... Хочется благодарить и благодарить жизнь. Кино излучает добро, даже там, где оно бок о бок с ужасом. Метафоричное, контрастное, местами алогичное. Режиссер - Мел Гибсон, тот самый Мел Гибсон. Он всегда делал мощные фильмы, взять даже про племя Майя... Но это - по истине шедевр, вне религии, вне расовых предрассудков. В основу фильма легла правдивая история американского ветерана Дэзмонда Досса, который прошел непростой путь от человеческого недоверия, пренебрежения до героического подвига не ради чего-то, а вопреки. Фильм раскрывает вопросы веры... Как могут гибнуть молодые люди? Как Бог объяснит все эти смерти? Советую всем кто любит не только лицезреть, но и вникать... Почему же наши великие режиссеры во главе с Федором Бондарчуком снимают такую муть? Где же тот самый революционный российский режиссер который вернет России кино? Почему бы нам не взять одну из миллиона историй НАШИХ ветеранов и не снять современную мощную по спецэффектам и эмоциональной подоплеке картину, которая не только потрясет всех игрой и красотой актеров Козловских и Безрукавых, но и будет выражать идею, чуть более глубокую и более нравственную....
Помню, в школе, мы ходили к ветеранам. Сколько слез из стареньких глаз... Сколько БОЛИ... Такие истории, что можно с ума сойти от нехватки объема сердца, дабы пережить хоть частичку того опыта.. Ведь у нас могучая история. Могучие люди, но почему я сейчас пишу отзыв про американский, чужой фильм? Потому что это шедевр. Фильм имеет максимальный рейтинг в интернете. Я лично не ревела, но проживала каждый кадр. Отдельное спасибо режиссеру за БЛАГОРОДСТВО в этом кино. Как благородно он срежиссировал момент поражения японцев... Харакири. Сохранил достоинство. Приятно. Впечатляюще. Да слов нет... Фильм в моем рейтинге на самых высоких позициях.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер