В славном городе Лондониуме коварный политик Вортигерн (Джуд Лоу) убивает короля Утера Пендрагона (Эрик Бана), превратившись в демонического рыцаря с дымком. Юного Артура Пендрагона, сбежавшего от расправы по реке, находят и воспитывают проститутки. Спустя несколько лет Вортигерн по-прежнему правит старушкой Англией, а Артур вырастает в статного детину с приятным лицом Чарли Ханнэма. В Лондиниуме его знает каждая собака — наследник престола вырос в криминального лидера, эдакого прото-гангстера с подобием подпольной империи. Тиран Вортигерн ему, конечно, не нравится, но даже вынутый из камня меч не сразу заставляет юношу дать бой узурпатору и цареубийце.
Никогда еще Гай Ричи не забирался так далеко в историю родного отечества, но «Меч короля Артура» в его фильмографии может показаться чем-то из ряда вон только на первый взгляд. Британец последние годы последовательно работал с национальным культурным кодом: сначала переосмыслил Шерлока Холмса (в первом фильме удачно, во втором похуже), потом — Джеймса Бонда (еще менее успешно). Король Артур персонаж еще более значимый, да и историю про избранного и меч, верно ждавший его в камне, экранизировали неоднократно. Последняя громкая попытка в исполнении Антуана Фукуа оказалась, правда, крайне посредственной.
Неудивительно, что очередное пришествие Артура интриговало исключительно благодаря постановщику. Рыцари, прекрасные девы, щепотка магии и надрывные стенания менестрелей всех порядком утомили, а за фэнтези для взрослых неплохо отдувается «Игра престолов». Летописец кокни и их увлекательных приключений в лондонских трущобах, Ричи тоже мог вдохнуть в морщинистый миф нерв улицы, но получилось у него ровно наполовину.
Разговорная часть «Артура» остроумна и свежа: будущие рыцари Круглого стола за словом в карман не лезут. Даром что за окном V век, таких бы охотно послушали в любом современном пабе. Визуализация каждой байки тоже не позволяет зрителям-слушателям скучать: на этом Ричи собаку съел и сбоев пока не дает. А вот все, что касается фэнтези и поединков, напоминает десяток других фильмов с магией и рыцарями (и подземельями, и драконами). Стоит Ханнэму взять в руки меч, как он превращается из острого на язык мужчины в плоскую героическую иллюстрацию. Стоит Ричи сделать перерыв в узнаваемо-ураганном монтаже и заставить камеру взмыть в небо, чтобы показать пейзаж с нарисованными на компьютере войсками, как фильм превращается в бюджетную реплику «Властелина колец» или той же «Игры престолов». Вдобавок шутку про гопника, превращающегося в рыцаря, пару лет назад уже пошутил в «Kingsman» Мэттью Вон — экс-соратник Ричи, продюсировавший его первые три картины. Второй раз не так смешно. Да и у Вона эта мысль подается не так в лоб.
Изящество, впрочем, никогда не входило в число благодетелей Ричи. Как многих застольных ораторов, его не столько интересует, что он рассказывает, сколько — как. Сюжетные дыры он всегда стремился компенсировать хорошим хулиганским драйвом, а яркие характеры вооружить не дополнительными смыслами, но запоминающимися фразами. С этих позиций «Король Артур» не слишком сильно роняет планку «Большого куша» или «Шерлока Холмса». Разве что ярких характеров среди рыцарей маловато. Возможно, Робин Гуд Ричи подошел бы чуть больше.
PS радует рейтинг Чужой Завет уже долгое время 75% и оценка растет 6,3 баллов при 72 рецензентов! Расстраивает,что походу в IMAX не будет (((