НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

10 культовых фильмов о тюрьмах

Максим Бугулов, 2 июля 2018, 18:48:00 26

В свете выхода необязательного сиквела «Плана побега» Максим Бугулов отправился в кинопутешествие по местам лишения свободы, чтобы собрать десятку неочевидных, но проверенных временем остросюжетных фильмов.

«Большая клетка для птиц»

Реж. Джек Хилл, 1972

Терри (Анитра Форд) оказывается в классической сексплотейшн-тюрьме: беспощадные надзиратели, безумные женщины-заключенные, рабский труд с риском для жизни и пытки. Ее единственная надежда выбраться из этого ада — парочка любовников-революционеров Блоссом (Пэм Грир) и Джанго (Сид Хэйг).

В 50-х и 60-х Джек Хилл порядком наснимал разнокалиберного хоррор-культа («Ребенок паука», «Дом зла»), а в 70-х увлекся эксплуатационным кино. Под патронажем Роджера Кормана сначала вышел «Дом большой куклы», а затем — «Большая клетка для птиц». По сюжету и деталям — ничего нового для жанра, который, собственно, новшеств и не терпит. В любом women-in-prison-фильме должны быть лесбийский секс, женские драки, садистские пытки и побег. Правда, надо отдать «Клетке» должное: сделана она качественнее, чем многие аналоги по субжанру.

Ярчайшим элементом картины выступает Пэм Грир, перетягивающая все внимание зрителя исключительно на себя (при живой-то Анитре Форд!) Грир превратилась в настоящую звезду блэксплотейшнов — усилиями все того же Хилла: после «Крепкого кофейка» и «Фокси Браун» котировки Пэм нужно было искать где-то в стратосфере. К слову, Квентин Тарантино посвятил Грир достаточно длинный диалог в «Бешеных псах», а через несколько лет устроил ей бенефис в «Джеки Браун». Что до «Большой клетки для птиц», то ныне это один из самых известных фильмов поджанра «женщины в тюрьме».

«Тюрьма округа Джексон»

Реж. Майкл Миллер, 1976

В жизни рекламщицы Дины Хантер (Ивет Мимьё) наступила черная полоса: вдрызг разругавшись со своим продюсером и уволившись, она приходит домой, где застает благоверного за очередной изменой. Окончательно понимая, что в Лос-Анджелесе ее больше ничего не держит, она решает сменить обстановку. Один звонок сестре в Нью-Йорк решает вопрос трудоустройства, и вот уже Дина отправляется в путешествие через всю Америку. Увы, с не менее печальными последствиями: сначала ее грабит парочка хиппи, а затем домогается бармен, к которому она обратилась за помощью. В итоге мисс Хантер оказывается в тюрьме, где ее насилует полицейский, после чего ударяется в бега с первым встречным благородным проходимцем (совсем юный Томми Ли Джонс).

«Тюрьма округа Джексон» — образцово-показательный хиксплотейшн. Вышедшие ранее «Две тысячи маньяков», «Избавление» и «Техасская резня бензопилой» уже успели нагнать страху на янки (и облюбовавших урбанизированную местность южан), однако картина Миллера держится не на гротескной визуализации кошмаров северян, а на реалистичной эксплуатации въевшихся в американскую культуру стереотипах о реднеках. Титульная тюрьма появляется только в середине фильма: до нее Миллер занят нагнетанием напряжения вокруг персонажа Мимьё, а после — погонями и экшном в лучших традициях 70-х. Такой подход выгодно отличает «Тюрьму округа Джексон» от сонма картин в стиле «yankee goes to Dixie». Прибавляем реалистичное насилие без перегибов (в драйв-инах киноленту крутили как реальную историю), выверенную режиссуру Миллера и замечательную игру опытной Мимьё и подающего надежды Томми Ли Джонса (пробившегося, как и многие, после съемок у Роджера Кормана) и получаем прокатный хит и очередной культ в копилке New World Pictures.

 

«Тюремное пекло»

Реж. Ринго Лам, 1987

Труженик рекламного бизнеса Ло Ка Йиу (Тони Люн Ка Фай), осужденный за непредумышленное убийство, попадает в пенитенциарное учреждение . Будучи далеким от насилия человеком, Йиу понимает, что тюремный срок ему придется скорее пережить, чем отсидеть. К счастью, он знакомится с бывалым заключенным Чингом (Чоу Юнь-Фат), и тот посвящает неофита в тонкости местного быта. Но боязливость и неопытность Йиу не самые полезные качества, чтобы выстроить крепкие отношения с надзирателем-садистом и авторитетом из триады. Двум друзьям придется пройти через то, о чем веселее рассказывать, чем проживать самому.

«Тюремное пекло» — один из тех столпов, что сделал имя корифею гонконгского кинематографа Ринго Ламу. Картина вышла сразу после его мощного heroic bloodshed’а «Город в огне» [heroic bloodshed — разновидность гонконгских боевиков, смешивающих ураганный экшн и драматические темы братства, долга, чести и мести; трендсеттером поджанра считается «Светлое будущее» Джона Ву — прим. ред.], и в США продвигалась под сходным названием «Тюрьма в огне». На первом месте — типичные для экшн-фильмов Гонконга мотивы дружбы и братства, поэтому неудивительно, что одну из главных ролей сыграл Чоу Юнь-Фат — лицо всего поджанра heroic bloodshed. Тони Люн Ка Фай воплотил на экране полную противоположность Чоу со всей тщательностью, и в гармоничность дуэта веришь с первой же сцены в лазарете.

Как и многие фильмы гонконгских мастеров 80-х, «Тюремное пекло» превратился в культ, получил ряд номинаций на престижные награды (впрочем, так и не выиграв ни одной), и обзавелся сиквелом, так же тепло встреченным критиками и зрителями.

«Остров огня»

Реж. Чу Иньпин, 1990

В некой тюрьме коррумпированные охранники имитируют смерть заключенных, чтобы затем использовать их как одноразовых наемных убийц (если помрут — не жалко). Чтобы поймать преступников за руку, офицер Вэй (Тони Люн Ка Фай) отправляется в учреждение под видом преступника.

К концу 70-х Джеки Чан успел сделать себе имя, но никак не мог отделаться от Ло Вэя. Именитый продюсер отчаянно нуждался в новом Брюсе Ли и считал, что нашел такового в лице Чана. Джеки уже вырос из классических (и неизменно проваливающихся в прокате) концептов и уже практически нашел новый дом в компании Golden Harvest, которая предоставляла молодому актеру творческий карт-бланш. Но Ло не был намерен сдаваться и указал Чану на подписанный давным-давно контракт: по неопытности Джеки проигнорировал сумму отступных за разрыв договора, а теперь на месте пробела зияла семизначная цифра. Пока Чан искал деньги, чтобы выкупить себя из плена, ушлый предприниматель натравил на него триаду, посулив им бешеные деньги с будущих сборов. С триадами шутки шутят только в гонконгских боевиках, поэтому боссы Golden Harvest отправили Джеки в США, а сами обратились к Юй Вану, который был не только звездой боевиков, но и находился на короткой ноге с триадскими боссами. Через некоторое время Чан вернулся, конфликт замяли, продюсер Ло остался с носом — настоящий хэппи-энд. В благодарность за оказанную помощь Джеки пообещал своему спасителю сняться в двух фильмах по первому зову. Ими стали «Особое задание» и «Остров огня».

В обеих картинах Чан нужен был для заднего плана (зато его имя на постере привлекало зрителей). Джеки впоследствии много ругал ленты, но совершенно зря: «Особое задание» — потрясающий в своем эклектичном безумии трэш, а «Остров огня» — достаточно тяжелая и жесткая лента с неплохими твистами и взвинчивающимся ритмом. Не говоря уже о потрясающем касте: помимо Чана в проекте снялись Саммо Хунг, Юй Ван, Тони Люн Ка Фай и Энди Лау.

«История о Рикки»

Реж. Нгай Чой Лам, 1991

К 2001 году тюрьмами владеют корпорации, эксплуатирующие заключенных как дешевую рабочую силу. В одну из таких тюрем попадает 21-летний Рикки Хо (на кантонском — Лик Вонг). Но Рикки (Лоис Фань) — не обычный заключенный: он настолько сверхъестественно силен, что может разрывать людей и ломать стены голыми руками. Плюс ко всему у парня обостренное чувство справедливости. Персонал тюрьмы — сплошь коррумпированные садисты, а на рядовых зеков наводят страх палачи из преступных группировок. И вскоре каждому из них придется столкнуться с всесильными кулаками Рикки.

Боевые искусства в тюремных реалиях — штука популярная, но еще никогда они не смешивались с таким количеством gore, как в «Истории Рикки». Во всяком случае, в Гонконге картина Нгая Кай Лама — первый фильм, получивший в рейтинг «третья категория» [аренда, покупка и просмотр запрещен лицам до 18 лет — прим. ред.]. И причины вполне понятны: далеко не каждый день набредаешь на фильм, в котором бои сопровождаются подобным уровнем насилия. Разумеется, оно невероятно гротескно, но в то же время гиперреалистично в деталях: когда Рикки разбивает очередному супостату череп, из того вытекает до крайности натуралистичный мозг. А все потому, что в муляж головы положили настоящие свиные мозги. А в финальном побоище на Луиса Фаня вылили столько крови, что он в течение трех дней не мог ее полностью смыть.

Стоит ли говорить, что «История о Рикки» была обречена стать культом, и по сей день о ней вспоминают лишь в восторженных тонах?

«Крепость»

Реж. Стюарт Гордон, 1992

К 2017 году человечество растащило почти все ресурсы и чудовищно перенаселило родную планету. В связи с этим был введен жесткий закон: «одна женщина — один ребенок». Потеряв своего первенца, Джон Бренник (Кристофер Ламберт) и его беременная супруга Карен (Лорин Локлин) пытаются пересечь американо-канадскую границу, чтобы спрятаться от злобных законов, но их ловят и направляют в Крепость — суперсовременную частную тюрьму максимально строгого режима, откуда не сбегал еще ни один человек.

Если верить режиссеру Стюарту Гордону, то изначально главную роль в «Крепости» должен был исполнить Арнольд Шварценеггер. Ранее дублер Железного Арни — Питер Кент — играл кадавра в знаменитом «Реаниматоре» — предыдущем творении Гордона. Кент показал фильм Шварценеггеру, и тот пришел в такой неуемный восторг, что собирался участвовать в следующем проекте режиссера. Под такое дело продюсеры сразу выделили 60 миллионов долларов, но Арни со временем охладел к «Крепости», предпочтя ей «Последнего киногероя». Бюджет тут же опустился до планки 12-15 миллионов долларов. Но там и без Шварценеггера есть, на кого посмотреть: Кристофер Ламберт, Кертвуд Смит (наиболее известный по роли Клэренса Боддикера в «Робокопе»), Джеффри Комбс...

Что до самой «Крепости», то это один из интереснейших представителей американских экшн-фильмов с дистопическим сеттингом. Качественные декорации, запоминающийся визуал, отличная работа с темпом (Гордон точно знает, где историю следует замедлить, а где пуститься в галоп), умеренно яркие персонажи — очевидные плюсы картины. Разве что банальные повороты сюжета разочаровывают, но их всегда можно списать на издержки жанра.

 

«Обсуждению не подлежит»

Реж. Уолтер Хилл, 2002

Осужденный за убийство Монро Хатчен (Уэсли Снайпс), бывший чемпион по боксу, уже 10 лет не знает равных на импровизированном ринге Свитуотера — тюрьмы максимально строгого режима. В эту же обитель скорби направляется Джордж «Айсмен» Чемберс (Винг Реймз) — абсолютный чемпион мира в тяжелом весе. Два короля на одну тюрьму — многовато, искры между спортсменами-зеками летят во все стороны, а букмекеры от Калифорнии до Невады уже принимают ставки на главный бой века, который увидят только избранные: ведь чтобы получить билет, нужно сначала сесть в тюрьму.

Уолтер Хилл всегда мечтал снять фильм о боксе, и его мечта сбылась в 2002-м. Undisputed (в боксе есть понятие undisputed champion — абсолютный чемпион, именно к этому апеллирует оригинальное название фильма) снимали в настоящей тюрьме, правда, общего режима, а актеры проходили достаточно серьезную подготовку. Самым сложным процессом был сбор средств: если верить сценаристу Дэвиду Гайлеру, пробить двух чернокожих актеров на главные роли в рассчитанный на мировую дистрибуцию фильм стало настоящей битвой.

«Обсуждению не подлежит» получил смешанные отзывы от критиков — больше всего кино ругали за отсутствие глубины и нарочитую «жанровость» — и провалился в прокате, не отбив даже производственный бюджет. Однако это не помешало успеху Undisputed на видео, где лента выросла в целую франшизу. Увы, сам Уолтер Хилл хоть и остался доволен фильмом, в индустрии, судя по всему, разочаровался — за следующий проект режиссер взялся только через десять лет.

«Камера 211. Зона»

Реж. Дэниел Монзон, 2009

Хуан (Альберто Амман) устроился надзирателем в тюрьму и хочет произвести положительное впечатление, придя на работу на день раньше, чтобы со всеми познакомиться. Жаль только, что денек он выбрал неудачный — в результате диверсии вспыхивает бунт, и контроль над тюрьмой в мгновение ока переходит в руки заключенных. Коллеги разбегаются кто куда, оставив Хуана одного посреди ревущей от беспорядков тюрьмы. Герой притворяется заключенным и даже ухитряется произвести впечатление на местного авторитета по фамилии Маламадре (Луис Тосар). Тем временем за стенами тюрьмы также идут беспорядки, связанные с баскскими террористами.

Испанцы славятся своим остросюжетным кино — хоррорами и триллерами — в число лучших представителей которых входит и «Камера 211». Простой, но до чрезвычайности эмпатический сюжет, обвязанный бечевкой из внутриполитической кухни Испании, вполне самодостаточен для привлечения зрительского внимания. А вот умение Даниэля Монзона обращаться с саспенсом заслуживает отдельных слов: режиссер сколь бессовестно, столь и профессионально манипулирует зрителем и не только держит темп, но и с успехом наращивает давление с помощью дополнительной сюжетной линии. И, конечно, сотня поклонов Луису Тосару: если галисиец берется за антагонистов, то от них глаз оторвать невозможно. Его Маламадре — сосредоточие харизмы и неприкрытой угрозы, что не помешает Тосару через 2 года превзойти себя и сыграть одного из самых необычных злодеев современности — тихого и бесповоротно безумного Сесара в «Крепком сне» Жауме Балагеро.

С таким количеством достоинств «Камера 211» отлично показала себя в мировом прокате и собрала аж 8 наград Гойя — главной кинопремии Испании. Количество прочих наград не поддается подсчетам (на самом деле нет — в сумме кинолента Монзона забрала 42 разнокалиберных статуэтки).

«Веселые каникулы»

Реж. Эдриан Грюнберг, 2012

Безымянный преступник мчит к мексиканской границе, (почти) успешно ее пересекает, но попадает в руки к местным полицейским. Так начинаются приключения персонажа Мэла Гибсона в огромной тюрьме-городе Эль Пуэблито.

«Каникулы» Эдриана Грюнберга уверенно хвастаются сбалансированным синтезом из тюремного триллера, криминальной драмы и неонуара. К протагонисту обращаются не иначе как «Водитель», весь его бэкграунд умещается на характерной для снайперских войск татуировке, Гибсон отмачивает остроты в духе Филлипа Марлоу, а за кадром звучит его же голос, как в старых добрых крутосваренных детективах. Жанровый баланс и стильно рассказанная история — козыри, которых хватает для того, чтобы «Достать гринго» (оригинальное название фильма) мог комфортно себя чувствовать в сегодняшней подборке. Да и благосклонность критиков в 2012-м была близка к абсолютной. А вот в американском прокате экшн-экстраваганца сделала небольшой финт: вместо традиционного кинотеатрального релиза «Каникулы» отправились прямиком на VOD-площадки и физические носители. Одни утверждали, что так Гибсон пытается минимизировать возможные потери на копиях, другие — что просто ищет новые и потенциально прибыльные пути для дистрибуции картины.

«Драка в блоке 99»

Реж. С. Крэйг Залер, 2017

Брэдли Томас (Винс Вон) пытается завязать с преступной деятельностью и начать жизнь заново с беременной супругой Лорен (Дженнифер Карпентер). Вместо второго шанса Брэдли получает 7-летний срок. Но это еще ничего: Лорен обещала дождаться, выпустить могут и по УДО, условия — вполне приемлемые, а боксерские навыки охладят пыл наиболее назойливых соседей по несчастью. Однако Брэдли получает ультиматум: либо он убьет одного из тамошних заключенных, затаившегося в блоке 99, либо нехорошие люди похитят его жену и абортируют их первенца.

После бронебойного хоррор-вестерна «Костяной томагавк» от Залера ждали исключительно нестандартного зрелища. Писатель и кинематографист не подвел. «Драка в блоке 99» играет со зрителями в пятнашки на узком перешейке, отделяющем тюремную драму от откровенного грайндхауса. Из последнего картина позаимствовала аскетичные планы и намеренно ненатуралистичную расчлененку. А в качестве связующего звена между шоустоперрами выступили долгие и со вкусом прописанные диалоги и пугающие выражения лица Винса Вона, который, кажется, родился ради этой роли. Сомневаетесь? Значит, вы еще не видели сцену, где Брэдли кулаками разносит «Файрбёрд» образца 80-х.






КОММЕНТАРИИ 26
Ой тут можно кучу всяких фильмов написать "Скала" и Алькатрас, Зеленая миля ,Побег с Шоушенка,в меньшей степени Американская история Х,ну а Воздушная тюрьма...про эти фильмы можно часами говорить...
Повезло мне увидеть " Крепость" тогда она была в кинотеатрах "Последний отчет " и рекламировали этот фильм Europe — The Final Countdown под вот такой вот шедевр!
Жаль что 2 часть Крепости оказалась полнейшим Г.
Отличнейший обзор! Много интересного кина для себя почерпнул к просмотру.
СПАСИБО!
"Крепость" помню смотрел в детстве. С той поры осталось ощущение, что это мега-крутое кино. Надо будет пересмотреть.
Список крутой! Не смотрел ни одного фильма
Два ПО-НАСТОЯЩЕМУ культовых фильма о тюрьме не вошли в обзор.
1. Последний замок (Род Лури, 2001).
2. Пророк (Жак Одиар, 2009).
Если просто набрать в Google фразу "французский фильм про тюрьму" - "Пророк" будет первой строкой!
Согласен, Пророк сильная картина.
И Полуночный экспресс (1978) в компанию к этим двум.
Оранжевый хит сезона )))))))))Где все ...Никита Стас Дюша ...
Мне кажется это авторская подборка Макса Бугулова и каждый для себя может свою составить десятку культовых фильмов!
Я тюремные фильмы без Зеленой мили и Побега из Шоушенка не представляю,а почему нету "По прозвищу зверь" или культовой картины со Сталлоне "Тюряга" ))) Классная подборка мне очень понравилось и было интересно почитать !
Хорошая подборка! И я согласен со всеми выше! Много фильмов о тюряге! Но у меня до сих пор в голове один лишь фильм, который (по моему скромному мнению) перебивает все эти фильмы и который заслуживает просмотра, чтобы увидеть настоящее выживание в тюрьме, когда надежда исчезает в одну секунду и ты становишься как забитое животное и живешь уже по обстоятельствам - "Полуночный экспресс" 1978 года выпуска. В главной роли Брэд Дэвис - смог передать всю боль, человека прошедшего через ад, все унижения и насилие! Он как-будто бы прожил эту роль, т.к. в его биографии как раз и было физическое и сексуальное насилие в детстве со стороны обоих родителей! Тяжелый фильм, такой же тяжелый как и судьба актера Брэда Дэвиса, исполнившего главную роль! Ну и режиссер Алан Паркер ("Стена" про Pink Floyd; "Сердце Ангела" с Микки Рурком; "Миссисипи в огне": Уиллем Дэфо, Джин Хэкмен, Фрэнсис Макдорманд; "Жизнь Дэвида Гейла" Кевин Спейси, Кейт Уинслет, Лора Линни), а автор сценария ОЛИВЕР СТОУН! Рекомендую данный фильм к просмотру.
Клево ! Обязательно посмотрим такое кино! Говорю ж здоровская тема,каждый свой фильм может сюда написать и описать ,а наверняка многие не видели ! Так что как поется в песенке "Чужой Ваканду полюбил своей Афро-черной плотью...Чужой и Ваканда они если честно не пара не пара не пара...)"!
Полуночный экспресс - это лучший и самый сильный фильм о тюрьме. Помню смотрел его, когда знакомился с творчеством Алана Паркера. Очень впечатлил!
Еще пару фильмов, которые меня зацепили про тюрьму:
1) Преступник" 2008 года - кино уже более драма/боевик (50 на 50) со Стивеном Дорффом. Очень хорошее зрелище!
2) "Выстрел в пустоту" 2017 года - Николай Костер-Вальдау в главной роли! Великолепный фильм жесткий, жестокий и в меру реалистичный.

Еще пару фильмов, которые меня зацепили про тюрьму:1) Преступник" 2008 года - кино уже более драма/боевик (50 на 50) со Стивеном Дорффом. Очень хорошее зрелище!2) "Выстрел в пустоту" 2017 года - Николай Костер-Вальдау в главной роли! Великолепный фильм жесткий, жестокий и в меру реалистичный.

Ооо да. Последний стоящий фильм на эту тему, который вызывал хоть какие-то эмоции был "Выстрел в пустоту".
А мне "Законопослушный гражданин" и "Напролом",а вот интересно "КУБ" Виченцо Натали это тюрьма)?

А мне "Законопослушный гражданин" и "Напролом",а вот интересно "КУБ" Виченцо Натали это тюрьма)?


"Законопослушный гражданин" - наверное другой жанр. А Куб -это какой-то подвид кино, запертые где-то/в чем-то)). Таких фильмов тьма. Пила, Смертельный лабиринт, Эксперимент «Офис», Экзамен, Эксперимент.
Так ладно Чужой 3 тогда пойдет)Тюрьма ? Тюрьма))) Мне нравится лысая Рипли и Финчер! Вот!
А мне вспомнился фильм "В аду" с ЖКВД. В 2003 он меня впечатлил из-за своей жестокой реалистичности.
А как же Тюряга со Сталоне???
Почти вошла) Места не хватило. Все-таки ее многие знают и так.
Как то очень много азиатских фильмов для такой подборки. Коллеги в комментариях упомянули с десяток фильмов, которые уж точно сильнее многих из них. Но если говорить про азиатские тюрьмы, странно что упустили сильнейший фильм недавнего времени - Предрассветная молитва. Снят круто. Снимались реальные тайские триадисты. Ну и история реальная - что добавляет веса в этом списке. А за камеру 211 -отдельный респект. Крутейшее кино Ну и если говорить о культовости, то не упомянуть сериал Побег - это преступление. За это к вам ночью придет Тибэг....)))
Вот поэтому и надо чаще писать про хорошее кино везде и во всех темах ) Я только из этой одной темы 5 фильмов для себя нашел ,включая Предрассветную молитву! Пишите почаще хотя бы отчерки на фильмы-в обзорах за неделю критиков ! Очень ведь интересные фильмы пролетают мимо (
Нужно так - проснулся - написал на киномании про 5 отличных фильмов - одел тапки - пошел чистить зубы)))
КУНЖ я вообще не чищу зубы )Снял протез быстро ополоснул и на киноманию!
Не трать зря время - спи с протезом))
"Выстрел в пустоту" кто-то упоминал?
Ладно добавлю свои 5 копеек)Плохие мальчики фильм с Шоном Пеном в главной роли,побег из Алькатраса с Клинтом Иствудом.
«Заключённый R» ! Скандинавский фильм, который здесь ещё никто не упоминал, а зря. Датчане ещё те мастера показать жёсткий реализм, а в тюремных стенах он смотрится как нельзя лучше. Скажу лишь, что сцену избиения на лестнице вы не забудите никогда!!! Ну и как после этих слов не глянуть фильм

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер