Необратимость Irreversible

Рейтинг
-
Оценок:
5
7.3
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Необратимость /Irreversible/

Обзор

  • Страна: Франция
  • Год: 2002
  • Жанр: триллер, детектив, драма, криминал
  • Продолжительность: 97 минут (1:37)
  • Премьера (США): 07.03.2003
  • Сборы (США): $792 200
  • Сборы (мир): $792 200
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

История раскручивается из конца в начало. Темнота ночи, багровые отблески на стенах притона, бледные, как простыня, лица. Герой Венсента Касселя мечется в лабиринте лестниц и переходов одного из подпольных гей-клубов. Цель — найти и убить человека, которого он… никогда даже не видел в глаза. Но у него есть веская причина ненавидеть: незнакомец до смерти изнасиловал его подругу, с которой случайно столкнулся в безлюдном городском переходе… Cамая натуралистичная сцена изнасилования за всю историю кинематографа — 9 минут анального секса. Два убийства, толпа геев и трансвеститов, полностью обнаженные Венсент Кассель и Моника Беллуччи…
  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    Пока мы думаем, как убить время, время убивает нас.
    Альфонс Алле

    Не так часто на экраны кинотеатров выходят фильмы, о которых хочется спорить, дискутировать, думать. Намного проще отделаться вежливыми "понравилось - не понравилось" и благополучно продолжать жить дальше. Отечественная публика уже давно привыкла к голливудскому fast food'у, позабыв об одной из важнейших функций кинематографа - жалостно и беспощадно ставить перед зрителем неудобные, сложные, а зачастую, и страшные вопросы. Страшные не по содержанию, но по сути. В стане режиссёров, специализирующихся на данной проблематике, прибыло. Гаспар Ноэ снял "Необратимость".

    В центре повествования - история любви, насилия и мести. Эти вечные темы давно находятся под пристальным вниманием кинематографистов. Но вместо школьных нравоучений, про "что такое хорошо и что такое плохо", режиссёр предлагает, в прямом смысле слова, жизненную историю, позаимствованную из криминальных хроник французских газет. В одном из дорожных переходов была изнасилована девушка. Часом позже двумя молодыми людьми был зверски убит завсегдатай гей-клуба. Слишком мало для триллера; слишком много для драмы.

    Режиссёру удаётся вызвать массу зрительских эмоций используя ходульный, трафаретный сюжет, который можно встретить, как в дорогостоящей голливудской постановке, так и в откровенной чернухе. С той лишь разницей, что в первом случае зрителю будет разжёвана вся подоплёка действий героев, а во втором акцент будет сделан на сценах насилия и смерти. Ноэ берёт на вооружение и то и другое, умело балансируя между философской притчей, техническим совершенством съёмки и желанием, как можно честней рассказать свою историю. А она такова.

    Девушка Алекс, и молодые люди Пьер и Маркус решают провести вечер в ночном клубе. Пикантности добавляют взаимоотношения героев, Алекс и Маркус любовники, Пьер бывший муж девушки. С утра, когда Маркус уходит за покупками, Алекс делает тест на беременность. Результат положительный. Сомнений не остаётся. Она ждёт ребёнка. При встрече трое друзей дурачатся и шутят, рассуждая на тему секса и любви. Пьер с Маркусом пытаются выяснить у Алекс значение таковых в жизни девушки. В ночном клубе Маркус напивается, начиная волочится за каждой юбкой, всё больше забывая об Алекс. Любовники ссорятся, и девушка отправляется домой. В подземном метро она подвергается жестокому анальному изнасилованию и избиению. Видя как Алекс увозят в больницу (у неё кома, и врачи не могут дать никаких гарантий относительно её здоровья), Маркус и Пьер решают, во что бы то ни стало, найти подонка совершившего это. И находят; с помощью огнетушителя Пьер проламывает череп насильнику, на глазах у публики клуба, с многозначительным названием, "Кишка". Сирены полицейских машин мешают неспешному разговору в доме напротив. Двое мужчин рассуждают о смерти, времени, жизни. Занавес опущен. Финальные титры.

    На первый взгляд, форменный триллер. Можно предположить, что кульминацией и своеобразным катарсисом картины станет убийство Солитёра в гей-клубе. С другой стороны, наличие сцен неприкрытого насилия заставляет вспомнить многочисленные эпигоны американского (и не только) киносырья. Содержание картины в пересказе вряд ли может вызвать какие-либо эмоции. Видели, знаем. Знал это и режиссёр, написав нарочито простой, "читаемый" с первого раза сценарий. Но позаимствованный эффект "обратного отсчёта" не только преображает форму, но и добавляет глубины содержанию. Смотреть утренние интимные игры Маркуса и Алекс нестерпимо трудно. Зритель уже знает, чем закончится этот день. Тест на беременность, как гром среди ясного неба; становится очевидно, что ребёнок погиб. Не зная об этом, во время изнасилования зритель сопереживает лишь Алекс, тогда как, такой сюжетный "подарок" заставляет по новому взглянуть на всё происходившее до этого на экране. Ещё больше режет слух игривое предложение Маркуса заняться анальным сексом. Они молоды, счастливы, любимы. Через какие-то десять часов ощущение житейского благополучия будет потеряно навсегда. Зритель не узнает, что было "после". Событий произошедших "до", хватит с лихвой.

    За шумными рекламными слоганами: 10 минут жестокого насилия!, фильм-шок!, Беллучи и Кассель в роли любовников!; многие не увидели социального, эстетического, и, прежде всего, художественного подтекстов. Не даром Солитёр, избивая Алекс, с нескрываемой ненавистью приговаривал "Буржуазная сука". Не спроста режиссёр использует приём обратного повествования, разбивая фильм на кадры длиною в 15-20 минут. Плакат кубриковской "Одиссеи" в комнате Алекс совсем не случайное совпадение. Ноэ цитирует, спорит, совершает открытия, и всё это, под плотной завесой "самого жестокого и необычного фильма года". Техническое совершенство и суггестивность изображения дают в сумме незабываемый коктейль опустошённости, одиночества, страха.

    "Необратимость" - кино не для всех. Его не стоит смотреть, желая увидеть обнажённую, избитую, униженную Беллучи. Его не стоит смотреть, заблаговременно настроившись на негатив. Его не стоит смотреть кусками, с купюрами, перемотками и закрыванием глаз. "Необратимость" - фильм о Любви. Его стоит посмотреть тем, кто хочет узнать об этом чувстве больше.
     
    .

  • Now Ru
    «Необратимость» — фильм, принесший мировую славу его режиссеру Гаспару Ноэ. Родившийся в Аргентине постановщик, до «Необратимости» был известен лишь по паре короткометражек, да полнометражному «Один против всех». Дебют получился настоящей одой ненависти и злобе, щедро приправленной насилием, убийствами и даже инцестом. Предельно мрачный и минималистический видеоряд хоть и мало кому пришелся по душе, зато послужил хорошей разминкой для Ноэ, перед его полновесным выходом на сцену, который состоялся в 2002 году, как раз таки с «Необратимостью». В центре повествования снова оказалась грязная и отвратительная история, на этот раз, влюбленной пары, Маркуса (Кассель) и Алекс (Беллучи). После ссоры в ночном клубе, Алекс уходит домой, а по пути оказывается изнасилована в подземном переходе неким отморозком, по прозвищу Солитер. Обезумевший от горя Маркус, решает, во что бы то ни стало, отомстить за любимую.

    И на этом казалось-бы и все, но не тут то было. «Необратимость» на деле оказывается куда более хитрее и изобретательней, чем может показаться сначала, не в пример тому же «Одному против всех». И дело даже не в позаимствованном Ноэ из «Помни» Кристофера Нолана, стиле изложения событий, развивающихся в обратную сторону. Такой прием, безусловно, привлекает внимание и заставляет усердней следить за происходящим на экране, но уже через несколько сцен, он не то чтобы приедается, но воспринимается уже как должное. Главное отличие «Необратимости» от «Одного против всех» и заодно та деталь, которая заставляет принимать происходящее в «Необратимости» ближе к сердцу — это его действующие лица. В «Одном против всех» главным героем Ноэ сделал Томаса — грязного ублюдка, погрязшего в одиночестве и ненависти, и не вызывающего у зрителя ни капли сочувствия. А помещая в центр повествования «Необратимости» историю влюбленной пары, Ноэ с легкостью играет на эмоциях аудитории, которая не может не сопереживать столь человечным персонажам. И пусть то, что устраивает Маркус, в попытках отомстить за любимую, жестоко, да и, по сути, глупо, любовь — то чувство, что им движет, сближает его со зрителем и выставляет его поступки в оправдательном, кроваво-красном цвете страсти. Любовно-идиллические сцены, на которых заканчивается фильм, это впечатление лишь усиливают. Учитывая, что зритель, в отличие от безмятежных героев, знает, что им предстоит пережить, жалость к персонажам уже начинает зашкаливать. Прибавьте к этому эффект от контраста между стилистикой, в которых сняты завершение фильма и его начало, а так же, от смены их местами, и Ноэ представляется уже не столько режиссером, сколько желчным манипулятором людскими чувствами.

    При этом, натуралистичность и звериная жестокость действия — по прежнему его визитная карточка. Семиминутная сцена изнасилования, как и сцена с огнетушителем в гей-клубе, стали уже легендарно-культовыми страшилками, среди любителей, как кино пожестче, так и кино в принципе. Ценность же «Необратимости», как фильма художественного, от них не только не падает, а еще и возрастает. У Ноэ получилось то, что вообще делают редко, а успешнее, и того реже. Он совместил свою «чернушную» и человеконенавистническую стилистику с популярными мотивами, да так, чтобы большинство еще и осталось довольно. При этом, конечно, немала и та часть зрителей, которую Ноэ таки спровоцировал своими огнетушителями и изнасилованиями на гневные отзывы. Но и тут режиссер вышел победителем. Ведь без этих отзывов, антураж «Необратимости», фильма циничного, культового и мастерски сделанного, ни за что не был бы полным.
  • AnGRy
    Сколько людей столько мнений. У каждого что-то свое… Причина и следствие… Осадок остался но не по поводу гипертрофированной проекции реальности… Здесь что то другое… Наверное вспомнил про свой скелет в шкафу. И дело не в деградации, строим и разрушаем постоянно, и не в идеализации, нет ничего идеального. Просто конфликт!!!... Сборка самого себя, поиск своей идентичности. Заметьте: мрачный ночной город, беседа двух в самом начале и слова "Знаешь, что я тебе скажу, время, разрушает все, вот такая мысль…". Социализация человека происходит по разному, а всё пресловутые законы и правила, по которым живут люди предписывающие, что и как нам делать, и нарушение этих законов, как следствие…

    Сейчас у нас больше свободы, но за большую свободу мы платим большую цену. Это ответственность за наш выбор… А идеальное общество – это утопия. Всегда что-то, будет противопоставляться чему-то… Да и потом каждый из нас сам выбирает свой путь. Да, да "жестокая жизнь..жестокие правила...страшные поступки"... но убежать от всего этого не удастся как бы не хотелось. "Время, разрушает все" и разбивает наши розовые очки огнетушителем…

    А "ТАКИЕ фильмы" можно и нужно смотреть, чтобы не потеряться в обыденности и не исчезнуть…

  • Влад
    Это тест на чувствительность. Людей можно смело делить на тех, кто ушел с просмотра и тех, кто не отрывая глаз от экрана, досмотрел его до конца, в случае с "Необратимостью" - до начала. Я не досмотрел. Выключил, на первых же секундах сцены в красном подземном переходе. Меня к тому времени уже тошнило от огнетушителя, низкочастотного звукового занавеса, черно-красной цветовой гаммы, шатающейся камеры и агрессии Касселя. Выключил потому, что манера подачи материала, использованная режиссером, гениально реалистичная, от которой так же невозможно отмахнуться или абстрагироваться, как от самой реальности. Я не мог заставить себя думать, что это всего лишь фильм и на экране всего лишь, актёры, лицедействующие за гонорар.

    Одного я не понял, и мой вопрос выходит за рамки рецензии или отзыва: кого в клубе "Прямая кишка" убил огнетушителем товарищ главного героя? Это был случайный человек, а тот самый Солитер, которого искали пофильма, пропал бесследно. Или я не мог воспринимать информацию достаточно детально?

    Сцена с публичным переломом руки и последующей эксгибо-садо-содомией под одобрительные возгласы коллег по педоклубу была таким себе противовесом предшествующей агрессии главного героя, а последующее наказание извращенца, поначалу такое уместное и освежающее, превратилось в затянувшуюся мерзкую деструкцию. Но это был не Солитер.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии