Серьезный человек "A Serious Man"

Рейтинг
-
Оценок:
4
7.0
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Серьезный человек /"A Serious Man"/

Обзор

  • Страна: США, Великобритания, Франция
  • Год: 2009
  • Жанр: драма, комедия
  • Продолжительность: 106 минут (1:46)
  • Премьера (РФ): 25.02.2010
  • Прокатчик: CP Classics
  • Премьера (мир): 12.09.2009
  • Бюджет: $7 000 000
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

 

Ларри Гопник, профессор физики, переживает не лучшие времена. Жена собирается оставить его, в гостиной обосновался безработный брат, у сына проблемы в школе, а дочь таскает деньги у него из кошелька. Кто поможет Ларри справиться с проблемами и стать по-настоящему «серьезным человеком»?

  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    Размеренная жизнь профессора колледжа Ларри Гопника начинает трещать по швам буквально в одночасье. Без видимых причин, но с ощутимыми последствиями. Нерадивый студент-иностранец предлагает взятку, благоверная и любимая жена сообщает о скором разводе, сын-оболтус методично покушается на содержимое кошелька, анонимный «доброжелатель» строчит кляузы руководству, обвиняя Ларри во всех смертных грехах, родной брат-идиот запирается в туалете, а фигуристая соседка загорает нагишом. Единственный выход: сходить на беседу к раввину Маршаку, мудрейшему из мудрейших знатоков Торы и Талмуда. Но Маршак вечно занят. Потому что постоянно… думает.

    Кажется впервые (хотя шло к этому уже давно) главные братья мирового кино решили высказаться на волнующую их тему без утаек и напрямик. В некотором смысле, «Серьезный человек» – не размышление на тему, не повод для раздумий, а полноценная система координат, выстроенная и доведенная до абсолюта (кто-то заметит: до абсурда) двумя режиссерами-евреями, решившими наконец запрокинуть голову вверх, дабы обратиться к своему Богу и получить ответы. Именно этим занят и Гопник. Однако вопросы прозвучали, но на другом конце провода трубку так и не сняли.

    Начиная со «Старикам тут не место» Коэны рефлексирует на темы Фатума, Судьбы, житейского детерминизма и т.д. Темы достойные, интересные, не лишенные смысла. Но лишь при одном условии: как ни крути, а всё упрется в фигуру Всевышнего. Любящего, ненавидящего, скучающего, обидевшегося, взявшего отгул. В «После прочтения сжечь» братья констатировали смерть или тотальное отсутствие Большого Брата. В «Серьезном человеке» – отсутствие посредством невидимого присутствия. На этом, думается, данную тему можно просто закрывать. Ибо любое иное высказывание будет выглядеть лишь банальным самоповтором.

    Очевидно, «Серьезный человек» – самый личный фильм братьев. Но радует и даже восхищает всё же другое: размышляя на серьёзнейшие темы, они не строят из себя умников и профессоров философии. Они смеются, иронизируют, балагурят. Наверное, именно такими и должны быть по-настоящему великие режиссеры. Наверное, именно такими и должны быть по-настоящему великие фильмы

  • Вячеслав
    Смысл фильма конечно же понятен, но вот как это занудно снято и еще нуднее рассказано и не внушает мне особо теплых чувств от развернувшегося действа на экране. Да вначале интригуют, но к середине фильма интрига спадает и спать хочется все больше и больше, так как это все еще разбавлено еврейским говором и мыслями, то на 40 минуте переключаешь на другое кино, ибо нет зацепки.

    Вобщем, как ни старайся, но долго усидеть, даже заставив себя, и смотреть на потуги главного героя во всем разобраться, будь то взятка или развод, никак не удается. Только возникает вопрос: Оно мне надо? И переключаешь.

    1 из 10

    П.С, И это номинируют на Оскар? Теперь ясно, какая раса в жюри в полном составе, штоб я так жил.

  • Дмитрий
    Ларри Гопник жил спокойной, счастливой жизнью - хорошая работа, дом, семья. И вдруг всё разъехалось по швам. Жена оказалась стервой и ушла к другому, дети выросли эгоистичными кровососами, ворующими бабло из отцовского кошелька, в доме появился незванный гость - безработный брат-дегенерат, который весь день занимает семейный унитаз. Сосед-антисемит строит козни во дворе, на работе какая то сволочь пишет доносы, со здоровьем тоже не лады. Чёрная полоса, одним словом. Когда человек по уши погрязает в дерьме, он часто вспоминает о Боге. Вот, и Гопник решает обратиться к представителям высшей инстанции - местным раввинам, чтобы те объяснили ему великий замысел главного проводника. Помогут ли ему еврейские мудрецы или задумчиво ответят вопросом на вопрос?

    Братья Коэны возвращаются к нам на своём творческом пике. Здесь есть все элементы их уникального стиля - загадочная история, чёрный юмор, зловещий звуковой фон, великолепная работа оператора Роджера Дикинса. Диалоги, полные псевдо-импровизированных недомолвок, интересных оборотов речи и характерных интонаций на грани идиотизма и кривляния. Но одна деталь очень сильно отличает "Серьезного Человека" от остальных работ братьев - этот фильм еврейский на сто процентов, как проза Шолом Алейхема. Он показывает внутренний диалог еврея, находящегося в поиске смысла.

    Все главные действующие персонажи являются еврейскими представителями среднего класса штата Минессоты. История немного автобиографична, поскольку сами братья выросли в еврейском пригороде Минеаполиса и образы персонажей взяты ими из детства. Коэны высмеивают и смакуют всевозможные антисемитские стереотипы, начиная от манеры разговора и заканчивая поведением героев. Однако достаётся в этом фильме не только евреям. Под раздачу циничных братишек попали также корейцы и милитаризированный подвид бледнолицего патриота СШП, всегда готового дать отпор ненавистникам свободы и демократии.

    После легкой комедии "Сжечь после прочтения" Коэны вернулись к серьёзному кино, наполненному символизмом. Этот фильм обозначен в прокате, как комедия, но несмотря на множество угарных моментов, он больше подходит под определение философской драмы. Братья надувают пузырь напускной многозначительности путём нагнетания атмосферы и выстраивания целой череды загадочных библейских знаков, которые сбивают с толку главного героя и заинтригованных зрителей. Однако, зная циничный характер Коэнов, нетрудно догадаться, что весь библейский и кармический символизм в фильме является обыкновенной иллюзией, их насмешкой над самой попыткой понять Бога, наш мир и прочие основные вопросы бытия. Если обратить внимание на все рассказанные байки и намёки, вскольз брошенные второстепенными персонажами, то станет ясно, что они абсолютно бессмысленны. Однако каждый человек истолковывает эти вещи по своему и видит в них свой смысл, даже если изначально такового заложено не было.

    Интересные параллели можно провести между Гопником старшим и Гопником младшим. Оба тщетно пытаются понять жизнь - отец выискивает ответ в двусмысленной мути хассидских небылиц, а сынок растерянно пялится на окружающий мир сквозь волшебную дымку марихуанового облака. Вокруг отца и сына полно искушений и оба хотят сделать правильный выбор, опасаясь последствий за неверное решение. Однако всё в этой жизни относительно, и к концу фильма оба героя понимают, что все их проблемы и терзания кажутся ерундой по сравнению с неопределённостью будущего.

    В отличии от большинства фильмов братьев Коэнов, здесь нет громких имён и знаменитостей. В фильме не видно ни одного знакомого лица, кроме, пожалуй, олигофренического рыльца Ричарда Кайнда, который тоже вызывает лишь смутное ощущение, что где то этого придурка мы уже видели. У фильма был очень маленький бюджет и Коэны набрали обыкновенных евреев из минесотских школ и синагог. Главную роль сыграл театральный актёр Майкл Сталберг, точно изобразивший соплежуя-интеллегента, находящегося на грани нервного срыва. Образ забитого лошка забавно сочитается с редкой еврейской фамилией Гопник.

    Этот фильм безусловно войдёт в тройку лучших работ Коэнов, поскольку в нём в полной мере проявились глубина, концептуальность и специфический юмор братьев. Кроме того, "Серьёзный Человек" является самым личным для них фильмом. В отличии от других лент, здесь они смеются над собой. Кино рекомендуется всем, кому интересны герои-размазни, чёрный юмор и тщетный поиск смысла. Фанатам братьев Коэнов фильм обязателен к просмотру.

  • Fimik
    В фильмах братьев Коэнов всегда есть загадка или код который нужно отгадать.Так и здесь в самом начале эпизод давних времен о приходе реббе то ли живого то ли воскресшего в домик еврейского местечка. Муж с женой спорят по этому поводу и жена ударяет реббе ножом чтобы подтвердить свою правоту. Появляется кровь но реббе встает и уходит зловеще подмигивая. Это нам посыл ,но в чем смысл? Возвращаясь в наши дни можно сказать,что главный герой по фамилии Гопник самый что ни на есть серьезный человек,он верит во все хорошее и правильное ,а все остальные играют с ним в странные и не серьезные игры заканчивающиеся плохо для него.И смешно, но еще более грустно потому что фильм заканчивается приближением торнадо .Так есть выход в жизни из непростых ситуаций,или нет.А вот на зтот вопрос по мнению братьев Коэнов каждый должен ответить сам.

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии