Евангелие от Матфея Il vangelo secondo Matteo

Рейтинг
-
Оценок:
3
7.8
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Евангелие от Матфея /Il vangelo secondo Matteo/

Обзор

  • Страна: Италия, Франция
  • Год: 1964
  • Жанр: исторический, драма, биография
  • Продолжительность: 137 минут (2:17)
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

В полудокументальной манере с использованием непрофессиональных актеров в черно-белом изображении рассказывается о жизни Иисуса Христа - мать режиссера снялась в роли Богоматери. Сценарий написан по Евангелию от Матфея. Очень необычная и очень сильная картина, отмеченная Специальным призом жюри на МКФ в Венеции в 1964 году, получившая Большой приз экуменистического общества, действующего от имени Ватикана. Иисус в изображении Пазолини кажется гневным, он как бы торопится, быстро и отчетливо выговаривая канонический текст, словно осознавая, что времени у него мало. Те, кто посмотрит картину, будут удивлены, узнав, что сам режиссер был не только атеистом, но и марксистом впридачу. Как будто для того, чтобы подчеркнуть неортодоксальность фильма, Пазолини включил в саундтрек американский "спиритуал" "Sometimes I Feel Like a Motherless Child" в исполнении певицы Одетты.
  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    Парадоксально, но факт – «Евангелие от Матфея» атеиста и коммуниста Пазолини посвящённый памяти неуступчивого папы Иоанна XXIII, получает не только специальную премию жюри Венецианского кинофестиваля, но и Большой Приз экуменического жюри, действующего от имени Ватикана. В свете произведённого фильмом художественного эффекта мировоззрение автора не играло существенной роли. А ведь ещё совсем недавно, режиссёр был вызван в суд за свою сатирическую новеллу «Овечий сыр» (1963), рассказывающую историю о крестьянине, умершем на кресте от переедания сыром во время съёмок картины на библейскую тему.

    Выбрав самый подробный евангельский текст, дошедший до нас, Пазолини преподносит зрителю своё видение хрестоматийной истории об Иисусе Христе. Он наделяет Богочеловека характерными чертами пролетарского оратора. В режиссёрской трактовке Иисус выступает в качестве революционера, принёсшего людям «благую весть» о всеобщем равенстве. 12 апостолов лишены здесь божественного озарения и выглядят простыми рыбаками, пошедшими за своим новоявленным лидером; 30 динариев полученные Иудой от первосвященников,  не более чем подачка со стороны «буржуазии». Осознанно модернизируя повествование (в музыкальном сопровождении мирно соседствуют Моцарт, Бах, революционные русские и итальянские песни, негритянский спиричуэлс) Пазолини тем самым оспаривает монополию Церкви на образ Христа. С формальной точки зрения, работая в заданных самой историей рамках, режиссёр умело переставляет акценты, используя Евангелие лишь как первотолчок.

    С помощью крупных планов, режиссёр создаёт уникальную галерею лиц, словно перемещённых во времени. Место съёмок – Палестина, а позже Сицилия с неповторимыми ландшафтами и древними постройками – добавляет фильму исторической аутентичности. Для Пазолини это был первый серьёзный опыт обращения к прошлому, и как видно, он оказался вполне удачным. Позже, он экранизирует древнегреческие мифы («Царь Эдип», «Медея»), но к 1964 году в его послужном списке будут значиться фильмы, выполненные в традициях неореализма и обращённые к проблемам современной Италии («Аккатоне», «Мама Рома»).  Выбор столь сложной темы был не столько вызовом Церкви, сколько проверкой собственных сил.

    После «Евангелие» взгляд Пазолини на общественное развитие станет более пессимистичным, что  незамедлительно отразиться на последующих картинах. Режиссёр обратится к более тёмным сторонам человеческой сущности, иногда высмеивая («Птицы большие и малые»), но больше отстранённо наблюдая за прогрессирующим упадком западного образа жизни («Свинарник», «Сало, или 120 дней Содома»). В этом смысле, его трактовка библейских сказаний выглядит ярким примером совмещения художественного эксперимента с вечными темами, волнующими людей вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

  • Борис
    Буду краток-это один из лучших фильмов мирового кино,а также один из лучших фильмов Пазолини-очень сложного и противоречивого художника.

  • Серж ака Птица
    Буду немного длинноват.

    Отркывается фильм кадром с самым красивейшим (по крайней мере одним из) женским лицом. Это Мария в молодости. Черты еврейки, итальянки, девственности, которая виновата потупляет глаза.

    Второе. Иисус идет по полю под русский романс и собирает друзей, вспоминаем Тарковского, Гоголя, именно птицу-тройку!

    Третье. Гефсиманский сад. Темный, сухой, противный Гефсиманский сад. Ноль прожекторов. Тени и очертания. И раздумия, тяжкие, дьявольские думы Христа.

    Четвертое. Плач матери Христа, когда снимают беднягу с креста. Этот плач, о!, он так проникает в сердце мое атеистическое, эту скупые слезы, эта падающая походка, эти морщины.

    Ну и в целом. Кадры, операторская съемка, аткерская жизнь(ибо это не игра, а жисзнь!) - все на высоте.

    У меня крамольная мысль, что Пазолини сбегал в 0-33 годы н.э. и заснял все на документальную камеру. С потрясающей красотой. Он мой любимый режиссер. И теперь посмейте сказать, что *amp;quot;120 дней Содома*amp;quot; - дерьмовый фильм. Тот, кто снял Библию так, как если бы ее снимал на свое домашнее видео Христос заложил в Содом видение и это видение было кардинально иным. Но в любом случае оно было гениальным.

  • Жозефель Занатос
    Из всех экранизаций жизнеописания Иисуса Христа, картина "Евангелие от Матфея" однозначно одна из самых бездарных. Серьёзной заявкой на её значимость и качество, естественно может послужить имя режиссёра — Пьер Паоло Пазолини, которое как ничто другое может обнадёжить зрителя. Однако как этого корифея итальянского кинематографа не возвышай, а данный фильм является одной из самых слабых его работ, если не самой слабой. Каким-то не вероятным образом бездарное "Евангилие…" снискало положительные оценки критиков и даже умудрилось получить престижные награды и номинации на самых известных кинофестивалях.

    Тема религии в кино, а в данном случае мы имеем дело с экранизацией Евангелия, всегда требовала к себе особого подхода, в том числе грамотно написанного, строго выверенного сценария с продуманными сюжетными ходами, которые действительно могли бы впечатлить зрителя, заставив его прочувствовать всё духовное состояние героев на себе. Увы, но в картине Пьера Пазолини ни чего подобно и в помине нет. На протяжении всего фильма, зритель будет наблюдать скупые и жалкие сцены перемещений Христа по Иудее, которые поставлены на столько бездарно, что порой задумываешься, это Пазолини снимал или нет?

    Режиссёр ни коим образом визуально не переносит зрителя в Древнюю Иудею, в основном демонстрируя лишь общие планы толпы, собравшейся вокруг Иисуса, вещающего свои притчи. Заметно у Пазолини хромает и знание истории, поскольку одеяния первосвященников совершенно несоответствуют их реальным одеждам тех времён. То же самое касается и римских солдат, на головах которых вместо шлемов красуются особого вида металлические каски, смахивающие на шляпы, появившиеся в Средневековье. В итоге складывается ощущение, что фильм это просто на просто какой-то жалкий маскарад, целью которого является высмеивание религии. Хотя на самом деле картина такой цели конечно же не преследовала.

    Уровень насилия в "Евангелие…" крайне низкий, что просто не приемлемо для реалистичной передачи исторических фактов зрителю. Из-за этого жертва Христа во имя человечества воспринимается ни как что-то грандиозное, а как вполне заурядное действие. В фильме нет ни сцен пыток, ни сцен бичевания Иисуса римлянами, ни прочих шокирующих подробностей, какие зрители могли увидеть в "Страстях Христовых". Это делает и без того слабый визуальный ряд ещё слабее и если отбросить весьма сомнительную для атеистов, а для верующих грандиозную идею всего происходящего, то данную картину смотреть нет ни какого смысла.

    Набрав на столь важные роли не профессиональных актёров, Пазолини совершил громадную ошибку. Ни кто из них и близко не сумел раскрыть образы, доставшиеся им. Апостолов в "Евангелие…" играет какая-то убогая толпа, состоящая из 12-ти человек, каждый из которых монотонно пробормотал свои реплики, не выказав при этом ни капли эмоций. Статисты, составляющие основную массу слушателей Иисуса, а так же другие жители Иудеи своим внешним видом совершенно не походят на евреев. Не вооружённым глазом видно, что это обычные итальянцы. А игру бездарного актёра Энрике Ирасоки в роли самого Христа комментировать просто нет смысла.

    Саундтрек картины, представляющий собой безобразную какофонию произведений целого ряда классических композиторов, периодически чередующуюся с ещё более нелепыми мелодиями, чем-то напоминающими музыку из вестернов, начисто губит данный фильм. В итоге картина Пазолини представляет из себя какой-то жалкий фарс, подчёркивая тем самым несознательный подход режиссёра к постановке "Евангелия…", а в особенности к написанию сценария фильма. Столь безобразное кощунство и издевательство над довольно серьёзной темой, требующей к себе уважения, зритель мало где сможет встретить.

    1 из 10

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии