dmitry

Dmitry Kuznetsov

Comandante Comandante США, Испания, 2003
Фидель Кастро, или просто — Фидель, как его называют соратники, да и враги тоже, удостоился самой редкой возможности — наблюдать все важнейшие исторические события второй половины 20 века, являясь, к тому же их непосредственным участником. Он стал легендарным будучи еще совсем молодым человеком, в 27 лет, когда на суде, после неудачной попытки атаковать казармы крепости Монкада, произнес программную речь всей своей жизни — "История меня оправдает".
Пересказывать здесь суть разговоров Фиделя с Оливером Стоуном нет никакой надобности, каждый интересующийся увидит и услышит все сам. Мне кажется очень важным отметить, что дни интервью являлись самыми обычными днями из жизни команданте. Никаких приготовлений, никакого официоза, все в стиле Фиделя — предельно аскетично, скромно, вежливо и убедительно. Никаких ответов по написанным шпаргалкам, никаких заранее согласованных вопросов — Кастро, в неизменном оливковом френче с тремя полосками на погонах, означающими, что их обладатель воевал в горах Сьерра-Маэстра, восстанавливает исторический ход событий, таким, каким он ему видится.
Оливер Стоун был чрезвычайно удивлен, как легко Фидель меняет маршруты их поездки по Кубе, прямо в машине, не согласовывая изменений с охраной. И куда бы они не приехали, где бы не останавливались, везде их окружали толпы простого народа, выражающие признательность и восхищение своему вождю. И все это происходило на фоне той истерии по поводу Кубы, которая не прекращалась на родине режиссера последние, на тот момент, 42 года. Среди почитателей Фиделя недовольных режимом, так разрекламированных администрацией Буша-мл. (как и добрым десятком прежних администраций американских президентов), Стоуну встретить на Кубе не пришлось. Вероятно, все давно в Майами, ведут на деньги американских налогоплательщиков очередную (в третьем поколении эмигрантов) дешевенькую (в плане идеологии, но не как, не финансовых средств) агитационную кампанию против Фиделя Кастро.
Настроенный изначально, как мне показалось, достаточно скептически Стоун, вернулся в Северную Америку, если не поклонником Кастро, то глубоко уважающим его человеком точно. Это — главный итог их бесед, поскольку результатом явился фильм. Фидель умеет расположить к себе, в этом ему не откажешь. В числе его друзей, помимо прочих, Жерар Депардье и Диего Марадона (нынешний тренер сборной Аргентины по футболу после знакомства с Кастро нанес себе татуировки с его изображением и с изображением Че Гевары).
За почти полвека нахождения у власти Фидель, как маленький, но непокоренный Давид, выиграл все локальные, мало-мальски значимые, сражения у своего географического соседа и главного, по совместительству, стратегического соперника Голиафа — США.
Однако, экономическое эмбарго с Кубы, введенное в начале 60-х годов прошлого века, до сих пор не снято (хотя шаги нового президента Обамы в этом направлении представляются существенными), а, значит, борьба кубинского народа продолжается. Средняя пенсия на Кубе, например, не превышает 2—3 долларов. Но, в купе с бесплатным медицинским обслуживанием и рядом социальных мер, дает возможность доживать старикам до преклонных лет, средняя продолжительность жизни в США и на Кубе примерно одинакова и составляет 77—78 лет.
Есть и еще очень много другого, с этим всем вы можете познакомиться в литературе, посвященной Фиделю Кастро, благо оной нынче в достатке. А также, посмотрев данный документальный фильм. Хватает и альтернативных взглядов и мнений на характер и перспективы кубинской революции — ознакомиться с ними тоже не проблема.
Ну, а пока, следует констатировать, что дело Фиделя и Че живет и побеждает. Политические события последних лет в Боливии и Венесуэле подтверждают данный диагноз.
Смотрите фильм и желайте доброго здоровья команданте эн хэфэ. Он, как к нему не относись, этого заслужил.
16 мая 2009, 15:18:00 0
Che: Part One Che: Part One Франция, Испания, США, 2008
Однажды, отец девушки, с которой встречался юный Гевара, спросил его:
- В чем смысл твоей жизни?
- Смысл жизни в том, - ответил Эрнесто, - чтобы делать благие дела без какой-либо личной выгоды.
Ход истории показал, что это были не пустые слова - под ними он расписался всей своей жизнью. Человек, абсолютно чуждый материальных ценностей, оставил все посты в кубинском министерстве, оставил жену и пятерых детей, дабы принести себя в жертву в борьбе за независимость и свободу стран Латинской Америки и третьего мира.
Я изначально очень сильно сомневался, что Че, будь он жив сейчас, был бы в восторге от самой идеи снять 70 миллионную двулогию о его партизанской борьбе в джунглях Кубы и Боливии. А после просмотра фильма в этом мнении только укрепился. Тому, кто знаком с его биографией, хоть сколько-нибудь поверхностно, кинокартина не откроет ничего нового. Тех, кто впервые хочет узнать о самом великом революционере 20 века, может оттолкнуть от этой мысли навсегда.
Все очень невнятно, несмотря на усилия, по-видимому достаточно убедительно передавшего манеру общения Че, Бенисио дель Торо. Все размыто, события сливаются в мутно-зеленое (под цвет лесных массивов) пятно. Почему-то, создатели картины подразумевают, что среднестатистический зритель знаком со всеми героями кубинской революции (хотя с чего бы это, если вы не ее поклонник и не преподаватель истории, специализирующийся на событиях 20 столетия). В результате, пока вы, более менее не ознакомитесь с ролью и местом в революции таких людей, как Фидель Кастро, Рауль Кастро, Камило Сьенфуэгос, Сиро Редондо, Франк Паис, Хуан Альмейда, Селия Санчес, Рамиро Вальдес а также десятков других, приступать к просмотру не рекомендую - тридцать бородатых дядек, сидящих в лесу три часа рассуждают об одном и том же (камера скачет с места на место не подчиняясь ни времени, ни логике), называют друг друга непонятными именами, но не имеют никакой индивидуальности (а в реалиях это несомненно не так - все перечисленные выше люди являются или являлись ярчайшими личностями) и, постепенно, трансформируются в образ одного усредненного человека, непонятно как, сумевшего захватить власть в целой стране.
Вообще, достаточно занятно, что американские империалисты, в течение одних суток осуществившие казнь без суда и следствия уже в то время легендарной личности, кумира миллионов людей по всему миру, защитника обездоленных и униженных, спустя сорок лет, в числе прочих стран, выделяют средства и снимают дорогостоящий проект, названный именем, их же правительством расстрелянного человека, да еще и в двух частях.
Может, имеет смысл покаяться перед живым Фиделем? Снять экономическое эмбарго с Кубы, убрать военную базу с ее территории, честно рассказать о более чем 600 попыток покушения на команданте и т.д. и т.п.. А то ведь, захочется снять многомиллионный блокбастер "Фидель" в году так эдак 2050, а нам простым людям и не понятно будет...
Сразу извиняюсь, если кто-то увидел здесь что-то политическое. Однако, какой фильм такая и рецензия. Че Гевара - коммунист, можно это замалчивать, затереть временем лет, можно об этом помнить и трубить на каждом углу, но факт остается фактом - так он вписал свое имя в учебники истории.
А главная, по мнению Фиделя, ценность человечества - это книги. И в случае с данным фильмом, я с ним полностью согласен. Лучше сто раз почитать, чем один раз увидеть.
15 мая 2009, 11:43:00 0
Roadracers Roadracers США, 1994
"Гонщиков" смотреть решительно нужно! Возможности погрустить о былых рок-н-рольных временах и о славных парнях, вроде Дьюда, оставленных в одиночестве на бесчисленных дорогах этой жизни, современный высоко бюджетный кинематограф может больше и не представить.
Квинтэссенция фильма, безусловно, любовь - находящаяся вне времени, вне пространства, вне границ политической карты мира - дикая любовь к Свободе.
И пока над резервациями американских индейцев не окончательно развеялся прах Хантера Томпсона, пока в тамбуре пригородной электрички "Москва-Петушки" мечется, давя себя за горло, чтоб не сблевать от первой утренней дозы, Веничка Ерофеев, пока Курт заряжает последний патрон в висящее на стене ружье (в "Гонщиках" оно тоже выстрелит), а Че Гевара бесстрашно ведет свой отряд в глубь боливийских джунглей, пока Дьюд, судорожно прикуривая от спичек, несется от погони по скоростному шоссе, я хочу заявить - "А все-таки ОН жив, товарищи! Пока еще жив..."
6 мая 2009, 11:30:00 0
El mariachi El mariachi США, 1992
Во времена, когда горы были выше, а пиз**ли крепче, когда не было ни "Города грехов", ни "Детей шпионов", ни даже "От заката до рассвета", шел по пыльной мексиканской дороге Музыкант, неся свою нелегкую ношу (читай - гитару в кофре). И с каждым новым его шагом, с каждым новым выстрелом и взятой нотой становилось понятно - какого режиссера дала нам Латинская Америка. Указанный в анонсе бюджет кажется сильно завышенным, я слышал, что в первоначальной версии фильма речь шла о 8 тысячах американских денег. Это потом уже будет снят великолепный "Отчаянный", и о Родригезе, благодаря глянцевым СМИ, узнает весь мир. Но в пантеоне Великих Мастеров, запечатлевших свой мир на кинопленку, он появился на пару лет раньше - вошел без стука со своим "Музыкантом".
6 мая 2009, 13:00:00 0
Kinomania.ru
Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.