unodostres
Название фильма "Мамы" - ярким шрифтом. Так мы писали в детстве, когда только учились коряво выводить буквы или клеить кусочки цветной бумаги, когда подоспевало восьмое марта. Этот фильм – не киноальманах, а то же поздравление, просто разросшееся до определенного формата, в определенной реальности – кино.
Вообще фильм-поздравление, приуроченный к "празднику бабушек и мам" - дело отнюдь не дурное. Ну да, решение чуть-чуть простоватое. Как и разбивка на несколько склеенных в один сеанс частей. Иногда киноальманах – это находка и единственное решение, но чаще – способ упростить задачу, лишить себя необходимости накручивать сюжет и развивать сложные характеры. И здесь, скорее, второе, и только благодаря тому, что некоторые из этих историй действительно талантливо выверены и исполнены – общая картинка не смотрится как легковесная социальная реклама.
Из восьми частей больше всего мне понравилось две: "Моей любимой" с участием Сергея Безрукова и "Я не Коля" Карена Оганесяна. Они очевидно сильнее сопутствующих и предваряющих зарисовок, можно даже сказать, что прочие сюжеты как-то смазывают ощущение от этих двух – по-настоящему чистых, без лишних слов и патетики подобравшихся к цели, сформулировавших заповедную мысль, которую и хочет передать это кино.
А посыл здесь вполне очевидный, апеллирующий к совести и вечным чувствам: позвоните, мол, маме. И все-таки есть ощущение, что, критикуя все в пух и прах, будешь, словно бы атеист у Достоевского, "все не о том" говорить. Ведь позвонить маме нужно для того, чтобы сказать ей самое главное, сказать, что любишь. И на этом моменте нужно как-то приостановиться, проследить, а лучше, занизить меру цинизма и критичности в своих словах. И, в конце концов, признать, что это новое детище российского кинематогрофа, кроме того, что доброе, местами и доброкачественное. И позвонить маме.
О чем угодно, если облечь это в иронию и сарказм, можно написать интересно. Но если случится чудо, и у меня получится сделать эту рецензию интересной – это не будет соответствовать фильму, о котором я пишу. Я объясню почему.
Писать смешно о комедии – можно, если ты попадаешь в ее общий тон и с чувством юмора у тебя действительно не хуже, чем у ее создателей. Но как попасть в общий тон и подстроиться под комедию, которая не дотягивает до этого жанра? Писать о триллере – нужно скорее серьезно. Но если это комедийный триллер – нужно писать с иронией. Но в таком случае, как бы ни сложилось впечатление, что это просто плохая рецензия на комедию?.. Забудем, забудем!
Речь о том, что "Очень опасная штучка", чье название в оригинале звучит не иначе как "Она делает это за деньги" - глупое, штампованное кино. Это, конечно, априори никакой не триллер, но заявленной комедии тоже толком нет. Это что-то странное, неясное и мыкающееся из жанра в жанр, с очевиднейшим из сюжетов и героями-архетипами.
"Отчаянная домохозяйка" становится "охотником" - ой, ну ничего себе. Собирается отомстить мужчине, обидевшему ее 17 лет назад – жестко, смачно. В главной роли Кэтрин Хайгл!.. И тут сарказм сходит на нет.
Пусть этот фильм выглядит апгрейдом или переснятым с новым техническим оборудованием кино годов 90-х, но одно очевидное достоинство у него есть – главная героиня. Даже злодеи-сценаристы, кажется, сделавшие все, чтобы не дать талантливой девушке развернуться в своей роли, не смогли выставить ее в дурном свете. В отличие от всех прочих героев ленты, героиня Кэтрин Хайгл – не вульгарная, и не глупая, а просто забавная. Плюс к тому, конечно, обворожительная, а стилисты, в отличие от гадюк-сценаристов сделали все, что было в их силах, чтобы подчеркнуть ее плавные качества. Особливо смягчает сердце ее неизменно, безальтернативно женское поведение во всех ситуациях.
Но все-таки этого недостаточно. Есть фильмы, и их много, которые, даже не скрепя сердце, восхваляешь просто потому, как шикарно сыграна основная роль. Но отчаянная домохозяйка Кэтрин Хайгл все-таки не Мэрил Стрит в роли Тетчер, и не Джонни Депп в "Бенни и Джун".
В общем, я надеюсь, что актриса найдет своему таланту лучшее применение, а этот фильм вскоре после проката все позабудут в толчее ему подобных.
(эта же рецензия опубликована на afisha.ru)