Вышел первый трейлер «Цитадели» и, наверное, имеет смысл сказать об этом несколько слов. Но не о трейлере как таковом, а о ситуации в целом. А она крайне любопытна, почти с кинематографической драматургией (ну, кто бы сомневался).
После провала «Предстояния» (провала, как минимум, коммерческого, можно сколь угодно долго спорить о качестве фильма, но невозможно спорить с цифрами) было интересно посмотреть на дальнейшие действия Никиты Сергеевича, который, как известно, проигрывать не любит, но тут очевидным образом проиграл (день, когда был заключен договор на прокат фильма, в ЦПШ наверняка отмечен черным). Михалков не стал «отдавать ферзя», а по старой доброй традиции пошел в атаку, разыграв карту (отчасти справедливую) бедного художника, которого критика просто «не любит». Это был элегантный, но фальшивый ход, поскольку не давал ответа на главный вопрос – почему зритель отказал Никите Сергеевичу во взаимности?
Выдержав паузу (не мхатовскую, но где-то около того), Михалков сделал шаг, достойный большого режиссера, он завел «Бесогон ТВ», объявив Крестовый поход против «злых» блоггеров. Никита Сергеевич талантливо играет в простодушие (за что? почто? почему? зачем? креста на вас нет!), на деле обнажая механику коммуникации в системе «Автор - Реципиент». Но просто показать нутро этого, в некотором смысле, таинства слишком мало. Михалков идет дальше и начинает ее (систему) деконструировать. Быстро разобравшись с мигалкой, битым нацболом и стройкой в центре города, он начинает порционно показывать творческую кухню, и те самые «злые» блоггеры неожиданно для самих себя вспоминают, что перед ними прежде всего Режиссер. Мастерский прием, которому, в сущности, нечего противопоставить. Одной рукой он разбивает мифологию собственной барскости (вот же он, в Сети, живой и настоящий, наравне со всеми), а другой аргументировано выстраивает собственную позицию (многие и правда подзабыли, что режиссеры никому ничего не должны, а имеют полное право снимать то, что считают нужным).
Правда, подобное «хождение в народ» не делает «Предстояние» лучше, чем оно является на самом деле, но Михалков, в данном случае, выступает уже не просто режиссером конкретного фильма, а просто Режиссером, организовавшим какую-никакую обратную связь. Будучи безусловным Альфа-Догом, он сыграл на опережение и… выиграл. «Бесогон ТВ» интересен, ну, а нужно ли что-то еще?
При этом всё это напоминает бой профессионала тяжеловеса со случайными прохожими с улицы. В желании доказать свою правоту во чтобы то ни стало Никита Сергеевич может дать сто очков вперед любому неблагополучному подростку. В некотором смысле, это даже трогательно, но, увы, бессмысленно и глупо. Хочется разговора о кино, а не талантливых самооправданий.
А что до «Цитадели»… Наивно полагать, что вторая часть будет на порядок сильнее первой, но наличие (со слов Михалкова) линейного сюжета, думается, сможет хотя бы частично выправить ситуацию. Однако сама идея снять дилогию-продолжение отличной картины «Утомленные солнцем» по-прежнему видится провальной и пустой. Но разве художнику прикажешь?
> режиссеры никому ничего не должны
Только не на западе. Где государство тебе никаких денег не выдает и распил оных, если есть, то не так очевиден.
>> Только не на западе. Где государство тебе никаких денег не выдает и распил оных, если есть, то не так очевиден.
В данном случае речь не о деньгах, а о творческой свободе. Художник имеет право делать то, что считает нужным и важным для себя. А находит ли это отклик у публики или нет - вопрос уже иного рода.
Но тут же всё взаимосвязанно - кто же режиссеру даст свободу, если она не приносит деньги?
>> Но тут же всё взаимосвязанно - кто же режиссеру даст свободу, если она не приносит деньги?
Думаю, продюсеры Гаспара Ноэ (тут выбор большой на самом деле, можно еще с десяток фамилий поставить) смогут ответить на этот вопрос.
В Европе дают деньги по другим причинам, и эти причины ясны. И не в таком кол-ве - 55 миллионов-то не шутки.
Михалков (и не только он) же берет деньги на очередной блокбастер и не возвращает.
Всё очень мило, вообще.
Stanislav_Nikulin
В данном случае речь не о деньгах, а о творческой свободе. Художник имеет право делать то, что считает нужным и важным для себя.
Станислав, я никогда этого не понимал. Одно дело, скажем, Селинджер, который "писал в ящик". Здесь художник творит, что хочет. Но. Михалков же снимает и позиционирует свое кино как кино для зрителя. Разве он имеет право "творить", что хочет, без оглядки на аудиторию?
>> Станислав, я никогда этого не понимал. Одно дело, скажем, Селинджер, который "писал в ящик". Здесь художник творит, что хочет. Но. Михалков же снимает и позиционирует свое кино как кино для зрителя. Разве он имеет право "творить", что хочет, без оглядки на аудиторию?
Ну а как Вы это себе на практическом уровне представляете? С оглядкой на аудиторию "творят" создатели сиквела "Служебного романа", а Никита Сергеевич формулирует те вещи, которые интересны ему. Это может нравиться, может не нравиться. Но, когда Автор начинает оглядываться на публику это начало конца.
>> В Европе дают деньги по другим причинам, и эти причины ясны. И не в таком кол-ве - 55 миллионов-то не шутки.
Для продюсеров "Древа жизни" Малика - шутки. И вряд ли они планируют вернуть вложенное.